Шилович Инна Владимировна, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 10 имени С. Ф. Рубанова г. Слуцка», педагог дополнительного образования, руководитель районного методического объединения начальных классов. |
Одной из главных задач, стоящих перед начальной школой, является не только получение знаний учениками, но и воспитание гармоничной личности. Воспитание личности ребёнка происходит и в школе, и дома, и даже на улице. Но именно классный руководитель несёт на себе тяжелейший груз многочисленных обязанностей и дел. Именно классному руководителю чаще всего приходится задумываться над тем, как воспитать маленького человека так, чтобы из него вырос Человек с большой буквы.
Обратите внимание на такое высказывание:
«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».
Вы будете удивлены, узнав, что эти слова принадлежат Сократу, жившему в V в. до нашей эры, но вопрос воспитания подрастающего поколения остается актуальным и в наше время.
Проблема воспитания личности в школе во все времена являлась предметом изучения многих педагогов и психологов. Несмотря на различие подходов к ее рассмотрению, основной принцип воспитания остается неизменным – стремление вырастить гармоничного, старательного, уравновешенного, справедливого и доброго человека.
А как это сделать? Мы все стараемся воспитать Человека с большой буквы, но почему-то не все достигают желаемого результата.
Существует несколько концепций воспитания личности. Одни считают, что ведущей в развитии человека является наследственность, которая определяет все особенности развития личности. Американский педагог Джон Дьюи считает, что человек рождается уже с готовыми моральными качествами, чувствами и духовными потребностями.
Другая концепция гласит, что развитие ребенка определяется социальными условиями: в какой среде родился и воспитывается ребенок, в таком направлении и происходит развитие личности.
Несмотря на то, что врожденные и приобретенные особенности в течение жизни, под влиянием воспитания изменяются, большинство из них имеет стойкий характер, и они влияют на деятельность и поведение личности. И от этого никуда не денешься. Поэтому педагоги должны учитывать все вышесказанные факторы и находить подход к каждому воспитаннику, помня о том, что нельзя применять одни и те же методы воспитания для всех детей одинаково.
Хочу обратиться к некоторым крылатым выражениям и цитатам известных людей, написанным очень давно, но так точно отражающим нашу действительность.
Цитата 1: «Не пытайтесь воспитывать детей, все равно они будут похожи на вас. И если вы хотите, чтобы ребенок был послушен, начните в первую очередь с себя».
Несомненно, что в формировании личности важную роль играет подражание ребенка взрослым. Жизнь родителей и их моральный облик находятся под пристальным взглядом детей. Дети подражают как положительному, так, и негативному, поскольку у них еще недостаточно опыта и нет критического отношения к действиям, поступкам взрослых. Дети младшего школьного возраста еще не имеют собственного мнения и механически повторяют поведение родителей. С развитием личности, с ростом умственного развития и самостоятельности дети начинают оценивать поступки и поведение взрослых, подражают положительному, а худшее отбрасывают.
Задача учителя — укреплять то, что способствует успешному развитию, и устранять все, что негативно сказывается на воспитании личности молодого человека. Каждая беседа или классный час должны быть приурочены к какой-нибудь теме по воспитанию ребенка. Теперь в интернете очень много хороших бесед, мероприятий, что не составляет особого труда подготовить интересный классный час или тематическую беседу. А еще будет лучше, если привлечь родителей к проведению родительских уроков в классном коллективе.
Цитата 2: «Первая проблема родителей – научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая – найти это приличное общество.»
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно-нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, но не всегда поступают так, как нужно. Расхождение между представлениями и поступками объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учитель объясняет детям, как надо поступать, но у него нет столько возможностей, как у родителей, чтобы показать на собственном примере, как вести себя в той или иной ситуации. Теории достаточно, а вот практики нет. Каждый из нас рассказывает, что нужно уступать место в автобусе пожилым людям, переходить дорогу в положенном месте, тактично вести себя со взрослыми, не грубить старшим, не драться с детьми, не ломать деревья. Но если дети этого не видели никогда, то данные слова для них просто ветер.
Цитата 3: "Беспокоясь о том, кем ребенок будет завтра, мы забываем, что кем-то он является уже сегодня." (Сташа Таушер)
Зачастую бывает так, что детей воспитывает один родитель, или папа с мамой заняты добычей денег, чтобы прокормить семью. Невольным воспитателем ребенка становятся друзья, телевизор, интернет, компьютерные игры, кино. В таком огромном потоке информации ребенок уже не понимает где запрещенное, а где дозволенное. И здесь опять в роли ведущего выступает учитель. Он должен принимать во внимание то, что любой ребенок – индивидуальность. Нужно предоставлять детям больше самостоятельности, инициативы, свободы, при этом следя за их деятельностью и направляя в нужное русло, если что-то пойдет не так. Сам же ребенок должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта. Лишь в этом случае можно говорить об эффективности работы, проведенной педагогом.
Словом, педагог должен уметь находить в любом материале на любом уроке моменты, способствующие воспитанию гармоничной личности.
Рассмотрим некоторые воспитательные возможности на примере задач, взятых из учебника «Математика» в четвертом классе.
Каковы основные воспитательные функции предмета математики? Это воспитание у учащихся логической культуры мышления, строгость и стройность в умозаключениях, расширение кругозора учащихся. Также это воспитание в учениках ответственности, трудолюбия, настойчивости, упорства, умение соглашаться с мнениями других, доводить начатое дело до конца.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для трудового, эстетического, нравственного, экологического воспитания учащихся. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе ее решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной воспитательной беседы на ту или иную тему.
Например:
Первая семья собрала 27 мешков картофеля, а вторая — 19 таких же мешков. Вторая семья собрала картофеля на 320 кг меньше, чем первая. Сколько килограммов картофеля собрала каждая семья? (с. 33, № 8)
Воспитательный момент: совместный труд сплачивает людей. Родители должны быть примером для своих детей, а те в свою очередь должны оказывать посильную помощь своим родителям. Труд организовывает и позволяет совместно проводить досуг детей и родителей.
В первый день жатвы грузовик перевёз 26 т зерна. Это на 9 т меньше зерна, перевезённого во второй день. Сколько всего тонн зерна перевёз грузовик за 2 дня? (1 часть, с. 41, № 6)
Воспитательный момент: работа на полях комбайнеров, трактористов, машинистов очень трудна. Каждый должен знать цену хлебу, попавшему к нам на стол.
Два обувных мастера отремонтировали одинаковое количество обуви. Один работал 4 дня и ежедневно ремонтировал 12 пар обуви. Другой работал 6 дней. Сколько пар обуви ремонтировал ежедневно второй мастер? (1 часть, с. 63, № 12)
Воспитательный момент: каждый должен бережно относится к обуви, к одежде и ко всему остальному. Любой труд должен быть в почете.
Ученики 4 «А» класса собрали 372 кг макулатуры. Это на 43 кг больше, чем собрали ученики 4 «Б» класса. Сколько килограммов макулатуры собрали ученики двух классов вместе? (1 часть, с. 77, № 8)
Воспитательный момент: сбор макулатуры – важное и нужное дело. 100 кг собранной макулатуры могут сохранить жизнь одному дереву.
Для озеленения школьного двора купили саженцы — 6 деревьев и 15 кустов. Дерево стоит 8 р. 72 к., а цена куста в 4 раза меньше. Сколько стоят все саженцы вместе? (2 часть, с. 108, № 1)
Воспитательный момент: ничто так не объединяет и воодушевляет, как совместное благое дело, особенно если это озеленение и украшение своего родного края.
Во время паводка жителей подтопленной деревни перевозили на двух катерах: 17-местном и 25-местном. Сколько жителей было в деревне, если каждый катер сделал по 8 рейсов и был полностью загружен? (2 часть, с. 125, № 23)
Воспитательный момент: профессия спасателя и опасна, и трудна. Героизм и мужество людей этой профессии вызывают восхищение у всех без исключения.
В магазине 1000 телевизоров. Японских телевизоров — 178, белорусских — в 3 раза больше, чем японских, а остальные — российские. Сколько российских телевизоров в магазине? Каких телевизоров больше? (1 часть, с. 43, № 8)
Воспитательный момент можно обозначить одной фразой: «Купляйце беларускае»!
Также можно составлять задачи по схемам, рисункам, выражениям, кратким записям о спорте, науке, труде, бережном отношении к животному и растительному миру. Такая работа способствует развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, а главное – укреплению связи обучения с реальной жизнью.
Таким образом, ни школа без семьи, ни семья без школы не способны в одиночку справиться со сложнейшими задачами воспитания личности. Невольно напрашивается вывод. Главный воспитатель – жизнь, основной воспитатель – семья, остается связать первое со вторым и создать условия для благоприятного развития личности ребёнка, что мы с вами, педагоги, каждый день делаем. И есть очень сильная надежда, что сработает синергический эффект (2+2=5!), и наши старания принесут положительные плоды в воспитании Человека с большой буквы!