Тукаленко Наталья Ивановна, учитель математики ГУО «Средняя школа №12 г.Слуцка» |
Цель урока: вырабатывать навыки решения квадратных неравенств с помощью алгоритма.
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжить работу по отработке умений применять алгоритмы решения квадратных неравенств.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию у учащихся самостоятельности на уроке.
Развивающие:
- повышать уровень самостоятельности мышления по применению алгоритмов решения квадратных неравенств.
Тип урока: комбинированный урок
Учащиеся знают:
- Алгоритмы решения квадратных неравенств.
- Формулы корней квадратного уравнения.
- Разложение квадратного трехчлена на множители.
- Понятие строгого и нестрогого неравенств.
Учащиеся умеют:
- Строить графики квадратичной функции.
- Записывать решение квадратных неравенств с помощью числовых промежутков.
Дидактический материал: учебное пособие, карточки с заданиями, рабочие карты урока.
Структура урока
- Организационный момент.
- Проверка Д/З. Актуализация знаний.
- Применение знаний и умений. Физкультминутка.
- Самостоятельная работа.
- Итоги урока. Рефлексия.
- Постановка Д/З.
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я надеюсь, что наш урок пройдет интересно и с пользой для каждого из вас. Очень хочу, чтобы тот, кто все еще равнодушен к ”царице всех наук”, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что алгебра – интересный и полезный предмет.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.
2.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
2.1.Уточнить есть ли вопросы по домашней работе, были ли трудности при выполнении. При необходимости разобрать задание на доске. Сообщить учащимся о рабочей карте урока и ознакомить их с правилами работы с ней.
Рабочая карта урока
Ф.И.О |
Ответы на вопросы |
Работа в парах |
Самостоятельная работа |
Мои успехи |
|
|
|
|
|
2.2. Для дальнейшей работы на уроке учащимся предлагается ответить на следующие вопросы (фронтальный опрос):
- Какие неравенства называются квадратными?
- Что значит решить квадратное неравенство?
- Что является графиком квадратичной функции?
- Какие числовые промежутки вы знаете?
- Как называется последовательность действий при решении неравенства?
- От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
- Как называются число в неравенстве, стоящее перед переменной?
- Если дискриминант квадратного уравнения меньше нуля, то уравнение имеет...корня.
- Если дискриминант квадратного уравнения больше нуля, то уравнение имеет...корня.
- Если дискриминант квадратного уравнения равен нулю, то уравнение имеет...корня.
3. Применение знаний и умений.
Сообщение темы урока и запись в тетрадь. Организуется работа в парах.
- Каждая группа (пара) получает карточку, которую необходимо заполнить. После выполнения задания ответы проверяются вместе с учителем и учащимся предлагается решить данные неравенства на доске.
Разбейте предложенные неравенства на две группы (строгие и нестрогие неравенства):
3.2. Физкультминутка (учащиеся встают, учитель показывает учащимся неравенство
|
|
Учащиеся выполняют физические упражнения по следующим критериям:
Если неравенство строгое, то учащиеся делают два хлопка;
Если неравенство нестрогое, то учащиеся делают одно приседание;
Если первый коэффициент отрицательный, то учащиеся поворачиваются влево;
Если первый коэффициент положительный, то учащиеся поворачиваются вправо.
После чего выполняется гимнастика для глаз.
3.3. Работа с учебным пособием:
Двое учащихся класса решают предложенные неравенства у доски, а другие работают в тетрадях. После чего учащимся предлагается сверить ответы, которые заранее записаны за доской.
№ 3.140 (а-г) стр.184, + для высокомотивированных № 3.148 стр. 184 (учебное пособие: Алгебра 8 класс, автор: И.Г. Арефьева, О.Н. Пирютко).
4. Самостоятельная работа.
Выполняется на рабочих листах, которые в конце урока сдаются учителю.
РЕШИТЬ НЕРАВЕНСТВО
Вариант 1
- (x – 1) (x + 2) < 0
- x2– 4x – 5 ≥ 0
-
3. – 3x2 – 5x + 2 > 0
Вариант 2
- (x + 2) (x – 7) ≥ 0
- –2x2– 3x + 2 > 0
- x2+ x – 12 ≤ 0
Вариант 3
1.(x – 4)(x – 5) ≤ 0
- –3x2–x + 4 < 0
- 4x(3x + 2) ≥ 10x – 6x + 1
Вариант 4
- (x – 3)(x – 4) ≥ 0
- –x2– 8x – 15 < 0
3.2x(3x – 1) ≤ 2x – 13x – 3
РЕШИТЬ НЕРАВЕНСТВО
5. Итоги урока. Рефлексия.
По окончанию урока учитель предлагает учащимся в рабочей карте отметить свои успехи за урок. Подводит итоги урока.
6. Постановка Д/З. Учитель дает комментарии по выполнению домашнего задания: 15, № 3.171, 3.172