Урок математики в 3 классе. Определение общего количества единиц каждого разряда в числе

Рубрика: Начальные классы

 

Герего Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа № 11 г. Слуцка»

 

Тема: Определение общего количества единиц каждого разряда в числе

 

Цель:

  • создание условий для ознакомления с приёмом определения общего количества единиц каждого разряда в числе.

Задачи:

  • познакомить с приёмом определения общего количества единиц каждого разряда в числе;
  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету через игру;
  • развивать навыки самостоятельной работы, умение работать в паре;
  • воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину, уважение к традициям и народным праздникам.

Оборудование: учебник по математике (ч.2, Т.М. Чеботаревской и др.), рабочие тетради, презентация, лучики, тучи, снежинки, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный этап

Давайте, ребята, учиться считать:

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

- Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Мы все уже устали от морозов, снега, холодных ветров. Хочется, чтобы поскорее пришла весна с теплом и ярким солнышком. Масленица пришла к нам из глубочайшей древности. Наблюдательные предки отмечали, что в конце зимы день становится больше, солнце светит ярче, вот – вот вступит в свои права Весна, а значит, снова проснется природа от долгой зимней спячки. Как тут не радоваться? И вот, чтобы поскорее ушла зима, а весна стала полноправной хозяйкой, в честь этого устраивали целую праздничную неделю – Масленицу.  В это время чествовали и провожали на покой зиму, а Весну-красну приглашали, зазывали. Мы будем просить Зимушку уступить место теплой Весне.

  1. Этап проверки выполнения домашнего задания

- Понедельник на масленичной неделе называется «Встреча». И раз уж мы сегодня с вами встретились, давайте проверим домашнее задание (2)

- Прочитайте пример, в ответе которого однозначное число 5.

- Прочитайте пример, в ответе которого число 32, 45, 36, 84, 15.

-Молодцы! Испытывали ли вы трудности дома, когда решали эти примеры? Какие правила следует выполнять при решении числовых  выражений?

 III. Устный счет

- Второй день Масленицы называют «Заигрыши». Молодежь активно знакомилась и общалась между собой. Что ж, поиграем, посчитаем и мы? (слайд 3)

1. Игра «Какой пример решен». Учитель показывает число-ответ на карточках, учащиеся называют пример, имеющий данный ответ.

2. Сравните

2 дм 8 см * 28 см                1 м 20 см * 10 дм

1 ч 18 мин * 88 мин            2 мин 15 с * 150 с

           354 * 567      159 * 139       682 * 687

3. Решите задачу

Во время зимних каникул Миша прочитал интересную книгу, в которой 90 страниц. Сколько страниц читал мальчик каждый день, если он прочел эту книгу за 10 дней?

4. Задачи-шутки

а) Сколько пальцев на двух руках? На 10?

б) Тройка лошадей пробежала 18 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

5. Какие цифры видите в ребусе? Какие трехзначные числа можно составить и записать?

Молодцы! Здорово справились с заданием!

 

  1. Чистописание

(слайд 3)

- Наступило время среды – «Лакомки». В среду следовало наедаться блинов, дабы хватило на целый год. Мы ведь любим все красивенькое и вкусненькое. Используя эти цифры, запишите все возможные варианты трехзначных чисел (три ученика у доски).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Запишите все эти числа в порядке убывания.

  1. V. Этап целеполагания

- Прочитайте, пожалуйста, тему нашего урока.

- Как думаете, чем будем сегодня заниматься на уроке?

- Чему мы должны научиться?

  1. VI. Этап изучения нового материала

- А на нашей масленичной неделе наступил четверг – «Разгул». С этого дня разгуляй нарастал, уже открывались балаганы, народ катался на санях, участвовал в играх и кулачных боях. А чтобы вы могли разгуляться в огромном количестве трехзначных чисел, я расскажу вам, как определить в числе общее количество единиц, десятков и сотен.

 На доске число 853.

- Расскажите всё, что знаете об этом числе.

- Сосчитайте, сколько всего единиц в этом числе.

- Сосчитайте, сколько всего десятков в том числе.

- Сколько всего сотен в этом числе?

 

Составляется алгоритм определения общего количества единиц каждого разряда в числе на примере числа 853 (слайд 4)

  • Начинаем с единиц. Количество единиц совпадает с числом
  • Количество десятков – это число без единиц 85
  • Количество сотен – это число без единиц и десятков 8

ВЫВОД: в числе 853 всего 853 единицы, 85 десятков, 8 сотен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (двигательная, музыкальная «Как живешь?»)

      VII. Этап закрепления изученного материала (учебник с. 40)

1) Задание №1 (устно)

- Назовите, сколько всего сотен, десятков, единиц в числах

2) Задание № 2 (письменно с комментированием 1 ученик у доски)

3) - Ну, что ж, пришло время пятницы.  Пятница – «Тещины вечерки». Название говорит само за себя. В этот день ходили в гости к теще угощаться блинами на теплые семейные посиделки. А мы на этих посиделках решим задачу № 3 (слайд 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На какой вопрос задачи нужно ответить? Можем ли ответить на вопрос сразу? Почему?

- Что можем узнать сначала?     

- Что узнаем потом?        

- Запишем решение задачи:

1) 54 + 21 = 75 (кг) – капусты.

2) 75 : 15 = 5 (кг) – лука.

Ответ: 5 кг лука собрали школьники.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

4) Суббота – «Золовкины посиделки». Теперь уже свекровь приходила в гости на блины к молодым.

Задание № 4 (письменно)  

- Решите уравнение (2 ученика у доски)

1 вариант – 1 уравнение

2 вариант – 2 уравнение

Взаимопроверка.

- А теперь пойдем в гости друг к другу. Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли ваш сосед решил уравнение.

5) Воскресенье – «Прощенное воскресенье». Самый веселый и насыщенный день на масленичной неделе. Во-первых, просили друг у друга прощения за все обиды, да и сами прощали. Во-вторых, гуляли на улицах города до упада. Самое интересное развлечение было у столба…Я думаю, что мы с вами не упадем, если решим ещё одну задачу № 8.

- Прочитайте задачу. Внимательно рассмотрите таблицу.

- О чём задача?

- Что можем узнать сначала? Какое первое действие?

(Два ученика «лезут на столб», находят первое действие и прикрепляют его на доске) Учащиеся записывают его в тетради.

- Что узнаем потом? Какое второе действие?

(Два ученика «лезут на столб», находят второе действие и прикрепляют его на доске) Учащиеся записывают его в тетради. 

VIII. Этап контроля и самоконтроля

- И самое интересное – в конце дня сжигалось на огне чучело Масленицы. Считалось, что так задабривают зиму, как бы уговаривая ее уступить место теплой весне (слайд 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Возьмите, пожалуйста, «блины» и выполните задание. (На карточках в виде блинов – разные трёхзначные числа. Учащиеся должны написать, какое количество единиц, десятков и сотен содержит это число)

 IX. Домашнее задание (слайд 7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X. Этап подведения итогов урока и рефлексия

- Как определить общее количество единиц каждого разряда в числе?

- Понравилась ли вам наша Масленичная неделя?

- Как думаете, почему именно блины являются символом масленичной недели?

  • Если вам на уроке было интересно, вы работали с охотой, прикрепите нашему солнышку лучик. Пусть солнышко крепче пригревает, а значит, скоро весна.
  • Если вы испытывали затруднения при выполнении заданий, прикрепите облачко.
  • Ежели вам было неинтересно на уроке, вы не знали, как выполнять задания, вы ничего не поняли, прикрепите снежинку.

 

Большое вам спасибо за работу на уроке!

 

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов