Рубрика: Начальные классы
|
Герего Наталья Владимировна, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 11 г. Слуцка» |
Тема: Определение общего количества единиц каждого разряда в числе
Цель:
- создание условий для ознакомления с приёмом определения общего количества единиц каждого разряда в числе.
Задачи:
- познакомить с приёмом определения общего количества единиц каждого разряда в числе;
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету через игру;
- развивать навыки самостоятельной работы, умение работать в паре;
- воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину, уважение к традициям и народным праздникам.
Оборудование: учебник по математике (ч.2, Т.М. Чеботаревской и др.), рабочие тетради, презентация, лучики, тучи, снежинки, карточки с заданиями.
Ход урока
- Организационный этап
Давайте, ребята, учиться считать:
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
- Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Мы все уже устали от морозов, снега, холодных ветров. Хочется, чтобы поскорее пришла весна с теплом и ярким солнышком. Масленица пришла к нам из глубочайшей древности. Наблюдательные предки отмечали, что в конце зимы день становится больше, солнце светит ярче, вот – вот вступит в свои права Весна, а значит, снова проснется природа от долгой зимней спячки. Как тут не радоваться? И вот, чтобы поскорее ушла зима, а весна стала полноправной хозяйкой, в честь этого устраивали целую праздничную неделю – Масленицу. В это время чествовали и провожали на покой зиму, а Весну-красну приглашали, зазывали. Мы будем просить Зимушку уступить место теплой Весне.
- Этап проверки выполнения домашнего задания
- Понедельник на масленичной неделе называется «Встреча». И раз уж мы сегодня с вами встретились, давайте проверим домашнее задание (2)
- Прочитайте пример, в ответе которого однозначное число 5.
- Прочитайте пример, в ответе которого число 32, 45, 36, 84, 15.
-Молодцы! Испытывали ли вы трудности дома, когда решали эти примеры? Какие правила следует выполнять при решении числовых выражений?
III. Устный счет
- Второй день Масленицы называют «Заигрыши». Молодежь активно знакомилась и общалась между собой. Что ж, поиграем, посчитаем и мы? (слайд 3)
1. Игра «Какой пример решен». Учитель показывает число-ответ на карточках, учащиеся называют пример, имеющий данный ответ.
2. Сравните
2 дм 8 см * 28 см 1 м 20 см * 10 дм
1 ч 18 мин * 88 мин 2 мин 15 с * 150 с
354 * 567 159 * 139 682 * 687
3. Решите задачу
Во время зимних каникул Миша прочитал интересную книгу, в которой 90 страниц. Сколько страниц читал мальчик каждый день, если он прочел эту книгу за 10 дней?
4. Задачи-шутки
а) Сколько пальцев на двух руках? На 10?
б) Тройка лошадей пробежала 18 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
5. Какие цифры видите в ребусе? Какие трехзначные числа можно составить и записать?
Молодцы! Здорово справились с заданием!
- Чистописание
(слайд 3)
- Наступило время среды – «Лакомки». В среду следовало наедаться блинов, дабы хватило на целый год. Мы ведь любим все красивенькое и вкусненькое. Используя эти цифры, запишите все возможные варианты трехзначных чисел (три ученика у доски).
-Запишите все эти числа в порядке убывания.
- V. Этап целеполагания
- Прочитайте, пожалуйста, тему нашего урока.
- Как думаете, чем будем сегодня заниматься на уроке?
- Чему мы должны научиться?
- VI. Этап изучения нового материала
- А на нашей масленичной неделе наступил четверг – «Разгул». С этого дня разгуляй нарастал, уже открывались балаганы, народ катался на санях, участвовал в играх и кулачных боях. А чтобы вы могли разгуляться в огромном количестве трехзначных чисел, я расскажу вам, как определить в числе общее количество единиц, десятков и сотен.
На доске число 853.
- Расскажите всё, что знаете об этом числе.
- Сосчитайте, сколько всего единиц в этом числе.
- Сосчитайте, сколько всего десятков в том числе.
- Сколько всего сотен в этом числе?
Составляется алгоритм определения общего количества единиц каждого разряда в числе на примере числа 853 (слайд 4)
- Начинаем с единиц. Количество единиц совпадает с числом
- Количество десятков – это число без единиц 85
- Количество сотен – это число без единиц и десятков 8
ВЫВОД: в числе 853 всего 853 единицы, 85 десятков, 8 сотен
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (двигательная, музыкальная «Как живешь?»)
VII. Этап закрепления изученного материала (учебник с. 40)
1) Задание №1 (устно)
- Назовите, сколько всего сотен, десятков, единиц в числах
2) Задание № 2 (письменно с комментированием 1 ученик у доски)
3) - Ну, что ж, пришло время пятницы. Пятница – «Тещины вечерки». Название говорит само за себя. В этот день ходили в гости к теще угощаться блинами на теплые семейные посиделки. А мы на этих посиделках решим задачу № 3 (слайд 5)
- На какой вопрос задачи нужно ответить? Можем ли ответить на вопрос сразу? Почему?
- Что можем узнать сначала?
- Что узнаем потом?
- Запишем решение задачи:
1) 54 + 21 = 75 (кг) – капусты.
2) 75 : 15 = 5 (кг) – лука.
Ответ: 5 кг лука собрали школьники.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)
4) Суббота – «Золовкины посиделки». Теперь уже свекровь приходила в гости на блины к молодым.
Задание № 4 (письменно)
- Решите уравнение (2 ученика у доски)
1 вариант – 1 уравнение
2 вариант – 2 уравнение
Взаимопроверка.
- А теперь пойдем в гости друг к другу. Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли ваш сосед решил уравнение.
5) Воскресенье – «Прощенное воскресенье». Самый веселый и насыщенный день на масленичной неделе. Во-первых, просили друг у друга прощения за все обиды, да и сами прощали. Во-вторых, гуляли на улицах города до упада. Самое интересное развлечение было у столба…Я думаю, что мы с вами не упадем, если решим ещё одну задачу № 8.
- Прочитайте задачу. Внимательно рассмотрите таблицу.
- О чём задача?
- Что можем узнать сначала? Какое первое действие?
(Два ученика «лезут на столб», находят первое действие и прикрепляют его на доске) Учащиеся записывают его в тетради.
- Что узнаем потом? Какое второе действие?
(Два ученика «лезут на столб», находят второе действие и прикрепляют его на доске) Учащиеся записывают его в тетради.
VIII. Этап контроля и самоконтроля
- И самое интересное – в конце дня сжигалось на огне чучело Масленицы. Считалось, что так задабривают зиму, как бы уговаривая ее уступить место теплой весне (слайд 6).
- Возьмите, пожалуйста, «блины» и выполните задание. (На карточках в виде блинов – разные трёхзначные числа. Учащиеся должны написать, какое количество единиц, десятков и сотен содержит это число)
IX. Домашнее задание (слайд 7)
X. Этап подведения итогов урока и рефлексия
- Как определить общее количество единиц каждого разряда в числе?
- Понравилась ли вам наша Масленичная неделя?
- Как думаете, почему именно блины являются символом масленичной недели?
- Если вам на уроке было интересно, вы работали с охотой, прикрепите нашему солнышку лучик. Пусть солнышко крепче пригревает, а значит, скоро весна.
- Если вы испытывали затруднения при выполнении заданий, прикрепите облачко.
- Ежели вам было неинтересно на уроке, вы не знали, как выполнять задания, вы ничего не поняли, прикрепите снежинку.
Большое вам спасибо за работу на уроке!