ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рубрика: Начальные классы

Шилович Инна Владимировна,

учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа № 10 имени С. Ф. Рубанова г. Слуцка», педагог дополнительного образования,

руководитель районного методического объединения учителей начальных классов.

   

В повседневной жизни мы часто встречаемся с чёрно-белыми квадратиками, которые называются QR-кодами. Коды теперь можно встретить везде: на чеках, билетах, книгах, журналах, в музеях, автобусах и т.д. Они встречаются и в учебниках начальной школы. Что же под ними скрывается? С помощью чего их можно прочесть?

Для владельцев современных мобильных устройств это самый лёгкий способ получения информации с помощью QR-кодов. Достаточно установить на свой смартфон, планшет специальное приложение, навести камеру смартфона или планшета на QR-код, и вы узнаете, что под ним скрывается.

Так как для учащихся начальных классов постоянно требуется смена видов деятельности, QR-коды прекрасно подходят для этой роли. Разберем, что можно закодировать педагогу и как это сделать.

Для создания QR-кодов существует множество сайтов. Один из простых и быстрых – это сайт http://qrcoder.ru/. Чтобы его найти, достаточно набрать в поисковике фразу «Генератор кодов» и из предложенного выбрать нужный. В поле для ввода можно ввести любой нужный для педагога текст (задачу, предложение или ответы к тесту), ссылку на нужный сайт, визитную карточку и др. Далее кликнуть «Создать код», скопировать появившийся QR-код, распечатать и раздать учащимся для работы. Например, таким способом я ввела задачу на движение для учащихся 4 классов. (Приложение № 1).

Но есть более простой способ получения QR-кода. Педагогу достаточно один раз установить в своем интернет-браузере одно из приложений-расширений генератора QR-кодов, и справа от адресной строки появится ярлычок. Если кликнуть на него, появляется окошко, в которое можно вставлять текст. Это может быть ссылка как на картинку, видео, так и на звуковой файл.

Учащимся нравится выполнять разные онлайн-тесты, в которых сразу же можно увидеть правильность выполнения своих заданий и тут же получить отметку. Педагог выбирает нужный ему тест в интернете, копирует ссылку, вставляет ее в генератор кодов, получает код и раздает его учащимся, которые, потратив всего 3-5 минут, справляются с тестом. (Приложение 2)

Если педагога не устраивает найденный тест или задание в интернете, он может разработать свои задания по тому или иному предмету. Я использую платформу CORE (https://coreapp.ai/). CORE – это бесплатная онлайн-платформа для конструирования образовательных материалов. На этой платформе можно создать уроки, олимпиады, проверочные задания, тесты.

Конструктор имеет возможность мониторинга прохождения теста, где учитель может увидеть, кто из учащихся приступил к выполнению теста и как с ним справился. Также можно посмотреть статистику прохождения урока по всему классу (включить режим просмотра статистики) и результаты учеников по отдельности (для этого кликнуть по их именам в списке).

Под диаграммой в режиме реального времени отображается, сколько учеников ответили правильно, сколько допустили ошибку, кто еще выполняет задания, а кто их пропустил.

Например, я составила тест, сделала его доступным для учащихся, скопировала ссылку, воспользовалась сайтом http://qrcoder.ru/, копировала QR-код, распечатала и раздала учащимся. (Приложение 3)

Есть еще один момент, на который нужно обращать внимание. Довольно часто скопированные или пересылаемые ссылки бывают длинными, а иногда – слишком длинными. Для того чтобы избавиться от этой проблемы, был создан сайт https://clck.ru/. Это серьезный укорачиватель ссылок. Дальше все просто: вставляете ссылку в поле для ввода, нажимаете «Клик» и получаете короткий, совсем короткий URL. Чуть ниже находится QR-код, копируете его, сохраняете и раздаете учащимся.

Если же педагог хочет закодировать разработанные им ребусы, кроссворды, картинки, видео ролики и др., ему сначала нужно сохранить их в своем облачном хранилище, получить ссылку, а уже потом создавать QR-коды и предлагать их учащимся. (Приложение 4)

Наиболее часто я использую QR-коды на внеклассных мероприятиях и для закрепления материала по тому или иному предмету. Больше всего ребята любят закодированные упражнения сервиса LearningApps.org. Это приложение Web 2.0, которое создано для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Многие из представленных в сервисе интерактивных блоков являются общедоступными и содержат созданные педагогами упражнения по различным предметам и темам.

Педагог может просто выбрать уже готовое упражнение и предложить его для выполнения учащимся, как дома, так и на уроке, предоставив соответствующую ссылку или QR-код. Каждый учащийся сможет проверить качество выполнения своей работы (увидеть, в каких местах допущены ошибки) и попробовать выполнить его повторно.

Если же педагога не удовлетворяет готовое задание по теме, то при желании любой учитель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может быстро создать свой собственный вариант, используя шаблон интерактивного модуля.

Также можно закодировать ссылки, которые направляют учащихся на образовательные сайты для просмотра видео уроков и др. С помощью QR-кодов можно зашифровать тему урока или закодировать информацию, которой нет в учебнике, но она нужна для изучения темы. На уроках математики дать подсказку слабым учащимся в виде карточки-помощницы или предложить карточки с ответами для самопроверки тем ученикам, которые раньше всех выполнили задание. На уроках человек и мир QR-коды можно использовать как дополнительный или справочный материал. На уроках изобразительного искусства можно просматривать репродукции картин различных жанров. Некоторые учащиеся научились сами кодировать информацию и к урокам литературного чтения готовят мини-викторины. И совсем не обязательно, чтобы приложение для считывания QR-кодов было у каждого ученика. Достаточно и четверти учащихся, чтобы считать QR-код, при этом организовывается работа в группах или в парах.

Таким образом, возможности QR-кодов неограниченны: немного творчества и желания познать что-то новое, и QR-код может стать интересным методом для привлечения внимания учащихся и сделать урок более интерактивным. Использование QR-технологий включает в себя новизну, загадку и непредсказуемость, что, несомненно, привлекает, как учителей, так и учащихся. QR-коды кажутся чем-то необычным для большинства учащихся, поэтому я и пользуюсь такой возможностью.

 

Рабочий лист

Приложение 1.

Решить задачу

Приложение 2.

Онлайн-тест по русскому языку

 

 

Приложение 3.

Гульня «Перакладчык»

 

 

 

Приложение 4.

Интересные факты

 

 

 

 

Упражнения сервиса LearningApps.org.

 Род имен существительных

 

 

 

 «Синонимы в картинках»

 

 

 Антонимы в пословицах

 

 

 «Кто хочет стать миллионером»

 

 

 

 

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов