|
Меркульева Татьяна Николаевна, учитель географии ГУО «Средняя школа №6 г.Слуцка» |
Тема урока: «Влияние деятельности человека на литосферу»
Место урока: тема «Геоэкологические функции литосферы», урок 3.
Цель урока: планируется, что к концу урока учащиеся будут уметь называть и объяснять экологические и социально- экономические последствия нерационального использования природных ресурсов литосферы, понимать необходимость уменьшения влияния человека на литосферу, находить решения для рекультивации земель.
Задачи:
1. изучить геоэкологические изменения окружающей среды при разведке, добыче, транспортировке и использовании полезных ископаемых и других антропогенных причинах изменения литосферы;
2. узнать понятие «рекультивация», её виды;
3. совершенствовать умения сравнивать, анализировать материалы, пользоваться web-ресурсами, делать выводы; 4. Способствовать воспитанию экологической культуры; содействовать совершенствованию коммуникативных умений, творческому мышлению;
5. повышать экологической культуры подрастающего поколения.
Оборудование: мультимедийное оборудование,презентация
Тип урока: комбинированный
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие учащихся, определение их готовности к работе.
2. Проверка домашнего задания.
Задание.
Учащиеся определяют, верно ли утверждение, ответ краткий: да или нет.
1) большая часть крупных землетрясений приурочена к областям альпийской складчатости - (да)
2) в сейсмически опасных районах проживает более половины населения Японии - (да)
3) землетрясение – бедствие только с прямым воздействием (нет)
4) землетрясения относят к быстродействующим геологическим процессам (да)
5) деятельность вулканов более локальна и вызывает изменения небольших территорий (нет)
6) вулканическая деятельность оказывает и положительное влияние на жизнедеятельность человека (да)
7) большинство случаев цунами приходится на Тихоокеанское побережье (да)
8) Эрозионные процессы, заболачивание, многолетняя мерзлота – менее значимые причины природных нарушений геоэкологических функций литосферы (да)
Учащиеся меняются попарно ответами, сверяют с правильными ответами. При необходимости спорные моменты обсуждаются в парах и с учителем.
- Изучение новой темы
Только ли природные причины вызывают трансформацию литосферы?
Обращение к облаку слов (презентация слайд 1)
Учащиеся формулируют тему урока, ставят цели, которые хотят достигнуть. Учитель корректирует и озвучивает тему и цель.
3.1 Слово учителя о способах добычи полезных ископаемых (презентация слайд 3)
3.2 Работа с учебным пособием по вариантам, §3
Учащиеся определяют плюсы и минусы каждого способа добычи полезных ископаемых.
Представление выполненных заданий
Учитель комментирует и дополняет ответы учеников
3.3 Работа с учебным пособием по вариантам, §3
Учащиеся определяют влияние горных работ на атмосферу и гидросферу и готовят вопросы для интервью со специалистом – экологом.
Примерные вопросы:
-При добыче каких полезных ископаемых больше всего загрязняется атмосфера?
- Влияет ли на атмосферу работа обогатительных фабрик?
-Какая связь между добычей полезных ископаемых и повышением уровня грунтовых вод? К чему это приводит? И т.д.
3.4 Учитель рассказывает о рекультивации и её этапах. Озвучивает и показывает примеры рекультивации. (презентация слайд 4-10).
- Закрепление полученных знаний
Проектная работа
Учащиеся выбирают район добычи полезный ископаемых (презентация слайд 11-13), разбиваются и готовят проект – защиту, включающий в себя:
а. причины, вызвавшие изменение ландшафта в данной местности;
б. способ рекультивации данной территории;
Можно использовать материал учебника, а также QR коды на с.32
Защита проектов
Учитель задаёт вопросы для того, чтобы выяснить глубину понятия материала.
-Какой способ добычи полезных ископаемых принялся на данной территории?
-К каким проблемам привела добыча полезных ископаемых на данной территории? И т.д.
Примечание.
При условии высокой подготовки учащихся, наличии свободного времени на уроке, можно использовать дополнительную информацию по загрязнению оболочек земли твёрдыми бытовыми отходами.
(Приложение 1)
- Подведение итогов работ, выставление отметок.
- Домашнее задание. §3, с 32 задания «подведём итоги» и ответы на вопросы устно, закончить оформление проектов по рекультивации территории.
В случае изучения темы «твердые бытовые отходы», подготовить простые шаги для себя, для уменьшения нагрузки на природу из-за твёрдых бытовых отходов.
- Рефлексия. Достигнуты ли цели, которые ребята ставили в начале урока?
Продолжите предложения:
Мне понравилось….
Меня заинтересовало
Мне было скучно, когда….
Вызвало наибольшие трудности…..
Я хотел бы в следующий раз….
Приложение 1
Фрагмент урока
«Твёрдые бытовые отходы»
Мы изучали глобальные проблемы человечества, и так или иначе у вас возникал вопрос об отходах или, проще говоря, о мусоре. Действительно, мусор загрязняет все оболочки нашей планеты. Сейчас мы попробуем изучить влияние мусора на оболочки планеты, способы обращения с отходами и постараемся ответить на вопрос, что зависит от нас.
Вынося из дома мусор, мы редко задумываемся о том, что же с ним происходит дальше. А происходит вот что: бытовые отходы свозятся на специальные полигоны, или идут в печь мусоросжигательных заводов.
Оба способа наносят большой вред окружающей среде.
В печи мусоросжигательного завода даже безобидные на первый взгляд бытовые отходы превращаются в смесь опасных ядов. Мусоросжигательные заводы считаются главными источниками загрязнения самыми ядовитыми веществами, известными человеку. Они вызывают смертельные заболевания и влияют на иммунитет человека.
Рассказ
Первобытное общество производило только растительные отходы. Они моментально включались в оборот природы.
Появление первых городов привело к образованию свалок. Первая была обнаружена археологами в Афинах. Ей более 5 тыс. лет.
В средние века считали, что, выбросив мусор из дома, от него избавились. Помои выливали прямо в окна, выбрасывали мусор прямо на улицы. Естественно, всё это со сточными водами попадало в водоёмы. Отсюда жуткая антисанитария и инфекционные заболевания. Никаких свалок не было. В 19 века с развитием науки были изучены инфекционные заболевания. Стали появляться первые свалки.
В современном обществе появилось огромное количество новых материалов, но вот кардинально новых способов утилизации мусора нет. Есть много проектов, но по-прежнему основной способ утилизации – свалка.
Знакомство с законодательно-принятой во многих странах иерархии обращения с отходами от приоритетных до нежелательных (Слайд 16)
Проблема утилизации отходов актуально во всех странах. Как развитых так и развивающихся. Вашему вниманию выборочные акции отдельных стран.
- В Японии за незаконно выброшенный мусор можно угодить в тюрьму.
- В Норвегии сдал бутылку — принял участие в лотерее.
- Участие в переработке мусора в Барселоне.
- Бег трусцой с мусорным пакетом в Швеции.
- Плоггинг зародился в Швеции. Это сочетание бега трусцой и сбора мусора. Чтобы заняться плоггингом, достаточно взять с собой на пробежку мусорный пакет и собрать весь мусор, который встретится на пути. Это течение стало популярным сначала во всей Скандинавии, а затем и по всему миру. А по завершении плоггинга нужно не забыть сделать селфи.
- Высокое искусство — деньги за мусор в Нью-Йорке. Инсталляции, привлекающие внимание.
(Слайды 17-21)
Существуют большие решения, требующие финансовой и законодательной поддержки. Но посильные для каждого из вас шаги, вы тоже можете сделать.