Разработка урока по русскому языку в 6 классе "Максим Горький. Повесть «Детство». Автобиографическая основа повести"

Каменева Ольга Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

ГУО «Средняя школа № 12 г.Слуцка»

 

 

Цели урока: знакомство с некоторыми биографическими сведениями о жизни и творчестве М. Горького, нашедшими отражение в первой части трилогии «Детство» и оказавшими влияние на формирование личности писателя;

ознакомление с фактами из истории создания повести;

выявление художественной идеи повести, гуманистической направленности произведения;  

совершенствование навыков анализа художественного текста развитие эмоционального интеллекта,  умения сопоставлять, обобщать, делать выводы;

воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.

 

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: частично поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод литературной беседы, творческого чтения.

Оборудование:   видеопрезентация к уроку, раздаточный материал.

Эпиграф: «...Не только как произведение искусства, но и как биография Горького, как комментарий ко всему его творчеству — она драгоценна для нас...». Поэт и критик К. И. Чуковский о повести М. Горького «Детство».

Ход урока

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Здравствуйте. Рада приветствовать на уроке учащихся и уважаемых гостей. Начать урок я хотела бы со стихотворения, закончить которое я попрошу вас, ребята.

Самая весёлая и светлая пора.

Живёт в ней беззаботно наша детвора

Без бед и огорчений!

Сплошные приключенья!

 

Уроки, творчество, игра –

Вот доброе соседство!

Всё это – яркая пора!

Она зовётся  …..  (дети) «детство».

 

Да, в стихотворении говорится о самом чудесном периоде в жизни человека, наполненном множеством открытий и интересных приключений, и называется он   «детство».

 

Приём “Солнышко” ассоциаций.   Давайте   попробуем подобрать ассоциации к слову «детство». Вместе подумаем над тем, какие образы, предметы, действия могут помочь нам выразить свои чувства.  Запишите свои ассоциации на лучи солнышка.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Я вижу, что ваше детство радостное и счастливое.  

– Но не все дети  имеют счастливое детство. Почему? Что может омрачить его?  Сколько горя как взрослым, так и детям принесла Великая Отечественная война. В 2024 году исполняется 80 лет со дня полного освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Жители Беларуси вместе со всеми народами Советского Союза внесли весомый вклад в общее дело победы над фашизмом. Победы слала  возможной  благодаря мужеству, героизму, решимости и самопожертвованию всего белорусского народа, в том числе и детей, которые наравне со взрослыми боролись против фашизма. Многие  пали смертью храбрых на нашей земле во имя Победы над врагом.

 

II. Постановка проблемы и учебной задачи.

– Дома вы выполняли творческое задание. Вам необходимо было вспомнить, какие произведения о детях, детстве вы читали. Поразмышлять над вопросом, всегда ли герои в этих произведениях жили счастливо и беззаботно? А также к одному из произведений вы должны были составить трейлер.  Цель данной творческой работы – рассказать о книге, заинтересовать читателя и убедить его прочитать произведение.

Ответы учащихся.

– Многие писатели обращались к теме детства. Совсем недавно мы читали главы первой части трилогии  Л.Н.Толстого «Детство».   

– Напомните мне, что такое трилогия? (Три произведения, связанные общим замыслом и героями.)  

– Особенной чертой трилогии Л.Н. Толстого является автобиографичность.

– Что это значит? (Автобиографичность - привнесение в произведение событий, имён, героев, переживаний, свойственных самому автору.)                

– Давайте обратимся к эпиграфу и попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Эпиграф: «...Не только как произведение искусства, но и как биография Горького, как комментарий ко всему его творчеству — она драгоценна для нас...». Так поэт и критик К. И. Чуковский писал  о повести М. Горького «Детство».

         Учащиеся формулируют тему урока:  «Максим Горький. Повесть «Детство». Автобиографическая основа повести».

– А теперь попробуем определить цели нашего урока, а поможет в этом нам волшебный конверт.

 

Приём «Волшебный конверт».  

Участникам предлагается прочитать понятия и дать им определения.  Через раскрытие основных понятий   учащиеся подходят к  формулированию целей урока.

На карточках даны понятия: биография (это перечисление основных фактов чьей-либо жизни, которые располагаются в хронологическом порядке), творческая история (история создания произведения), повесть (средний эпический жанр, который по объёму меньше романа, но больше рассказа).

 Учащиеся формулируют цели  урока: ознакомиться с фактами из жизни и творчества М. Горького, с историей создания повести «Детство»,  начать знакомство с самой повестью.

 

Приём «Мои ожидания».

     А теперь я хотела бы, чтобы вы подумали над тем, что вы ожидаете от сегодняшнего урока? И ваши ожидания внесите в визуальную опору «Воздушный шар» в ваших рабочих листах к уроку (технология визуальных опор, разработанная учителем-методистом Ингой Петровной Тихоновецкой). В этом шаблоне мы будем использовать метафору полёта и открытий новых знаний. Представьте себе наш урок как полёт воздушного шара. По мере продвижения в полёте вы открываете для себя что-то новое, получаете массу ощущений. Что вы ожидаете от нашего полёта?

 Запишите на листочках 3-4 предложения (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.).  Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся. Об этом мы поговорим в конце урока.

 

III. Изучение нового материала. Предлагаю вам посмотреть видеопрезентацию о М. Горьком. После просмотра вы должны будете разгадать кроссворд.

  1. Содержание видеопрезентации

    В истории русской культуры немало великих имён, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя Максима Горького, который обогатил литературу новыми темами, идеями, конфликтами, сюжетами, образами. Сын столяра-краснодеревщика Максима Савватиевича Пешкова и дочери владельца красильного заведения, он родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. В 1871 году его отец – Максим Савватиевич – получил должность управляющего конторой пароходства. Семья переехала в Астрахань. Но через несколько месяцев отец умер из-за болезни, и маленький Алёша вместе с матерью Варварой Васильевной возвратился в Нижний Новгород. Они поселились в доме отца матери, Василия Васильевича Каширина, владельца красильной мастерской. Дом этот не был весёлым. Дед Алёши – человек мрачный, несдержанный, неласковый. Все жившие в доме враждовали друг с другом, часто ссорились, дрались. Каждую субботу дед порол провинившихся за неделю. Доставалось и Алёше. Главным человеком в этот период для будущего писателя стала бабушка Акулина Ивановна, она пела внуку народные песни, читала стихи и сказки. Бабушка была человеком большого ума, редкой доброты и сердечности. Горький написал позднее о ней: «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет… и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком… Это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Дед, человек жестокий, жадный и сварливый, научил внука, когда тому исполнилось шесть лет, грамоте, а затем отдал его в Слободское-Кунавинское приходское училище. Проучившись в нем год и сдав экзамен в третий класс, внук курса в нём не окончил, потому что осенью 1878 года, когда умерла мать, был отдан «мальчиком» в магазин модной обуви. «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в  люди…» - сказал ему на прощанье дед. Нелёгкой была жизнь «в людях», и тем радостней становились встречи с бабушкой, прогулки с нею в лес. У Алексея появляется желание передать свои впечатления об этих встречах в стихах. Он исписывает целые ворохи бумаги.

       С 11 лет М. Горький был вынужден зарабатывать на жизнь. Он помогал в магазине, в пекарне, работал на пароходе, был чернорабочим и сменил ещё множество профессий. Из-за постоянной необходимости работать Максим Горький не смог закончить обучение в школе, а без аттестата о среднем образовании — попасть в университет. Писатель занимался самообразованием,  интересовался  философией, политикой, литературой.

     Первый рассказ Максима Горького вышел в 1892 году. Настоящее признание писатель получил в 1898 году, когда были опубликованы его сочинения в двух томах «Очерки и рассказы». Издание стало литературным событием, а имя М. Горького — одним из самых популярных в России, а затем и в Европе. Максим Горький, выходец из низов, становится главным писателем. Хотя он не окончил школу и писал с ошибками, его талант и работоспособность позволили ему получить признание не только в СССР, но и в мире.

 

  1. Работа с кроссвордом.

- Чтобы проверить и закрепить наши знания, давайте разгадаем небольшой кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

  1. Назовите фамилию Алексея Максимовича. (Пешков)
  2. В какой город переехала семья писателя после получения отцом новой должности? (Астрахань)
  3. Как звали мать писателя? (Варвара)

7.Название первой части автобиографической трилогии М. Горького. («Детство»)

  1. Название мастерской, которой владел дед писателя. (Красильная)

По вертикали:

  1. Название города, в котором родился М. Горький. (Новгород)
  2. Имя бабушки писателя.( Акулина)
  3. Фамилия деда М. Горького. (Каширин)

 Физкультминутка

  1. Работа с учебником.

- Прочитайте на стр. 77 учебника слова  литературоведа  Бориса Михайловича Эйхенбаума о Максиме Горьком. Как вы их понимаете?

  1. Комментированное чтение 1 главы повести М. Горького «Детство».

– История мальчика Алёши Пешкова начинается с трагического  события: у него умирает  отец. Главного героя повести зовут так же,  как и писателя. Это не случайно, так как повесть автобиографична.

 

Чтение отрывка.

– Мы прочитали первый абзац с описанием умершего отца, описание страшное, но какое словосочетание говорит нам о любви сына к своему отцу? (Ласковые руки, весёлые глаза, доброе лицо). 

– Когда семейство Пешковых переехало в Астрахань, Алёша заболел холерой. Его отец Максим Савватиевич самоотверженно ухаживал за сыном и  поставил его на ноги, но, заразившись от него, умер.

Давайте попробуем определить, какие  чувства испытывает главный герой?

Чтение отрывка.

–  Как в этом отрывке автор описывает мать? Какие детали её образа говорят о  тяжёлом душевном состоянии матери?

– Почему Алёша не боится и даже не плачет?

– Какая деталь может свидетельствовать о том, что мальчик растерян и не совсем понимает того, что происходит?

–Попробуйте  определить, какие чувства испытывает мать?

Чтение отрывка.

Непонятные слова:

«Персияне» - Народ, составляющий основное население Ирана (прежде называвшегося Персией); персы.

Калмы́ки — по происхождению  монгольский народ.  Проживают в основном в  Республике Калмыкия  и других субъектах Российской Федерации. 

 

– Горький – мастер портрета. Как писатель описывает бабушку? Какая она? Красива ли бабушка внешне? (Внешне некрасива).

– А как писатель характеризует речь бабушки? (Она говорила ласково, весело, складно).

– Это говорит о душевном  богатстве бабушки, её внутренней красоте. В описании бабушки М. Горький использует свой любимый прием – антитезу (противопоставление), благодаря которому создается портрет героини.

– Как вы думаете, какую роль сыграет бабушка в жизни мальчика?

–Давайте ещё раз прочитаем отрывок со слов  «Я был тяжко болен…». Какой вывод мы можем сделать после прочтения данных строк?

– Что, на ваш взгляд,  привлекает Алешу в бабушке?

 – Как вы считаете, почему столько внимания М. Горький уделяет описанию образа бабушки?

– Какую основную черту в портрете бабушки выделяет писатель? (Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом».)

– Чьими глазами мы смотрим на все события в повести? Какие строки говорят нам о том, что это воспоминания ребёнка?

–Что вы можете сказать о рассказчике? (В образе повествователя сочетаются маленький мальчик и взрослый человек. Повесть представляет собой своеобразное воспоминание взрослого о далёких детских годах, поэтому в повести нет ежедневной хронологии.  Автор как будто бы вспоминает событие, яркое или страшное, но запавшее в память, и всё, что с ним связано.  Повесть разбита на 13 глав, каждая из которых относительно закончена, но события, в целом, в повести расположены в хронологическом порядке и совпадают с процессом взросления главного героя.)

 

Чтение отрывка.

– Какое чувство возникает в душе мальчика при виде матери? (Новое, тревожное чувство).

– Прочитайте ещё раз первое предложение отрывка с описанием матери (Меня подавляет мать…).

–  Как вы думаете, почему именно «мать»,  почему не «мама»?

– Какой запомнилась главному герою его мать? Что можно сказать о её характере? (Строгая, спокойная, неразговорчивая женщина, тяжело переживает смерть мужа, не всегда справедливо относится к сыну Алёше.)  

- О чем нам говорит последнее предложение данного абзаца?

 

  1. Работа с визуальной опорой «Око» (технология визуальных опор, разработанная учителем-методистом Ингой Петровной Тихоновецкой). Этот приём напоминает паспорт героя. Наша цель – описать маму и бабушку. Из текста вам необходимо выбрать слова, которые помогут нам составить образ героинь: их внешний вид, характер, речь, поведение.

 Выводы:

Мать.   Варвара - женщина неразговорчивая и строгая, спокойная, бывает местами несправедлива, это проявляется в отношении Алеши. Женщина несчастна, сыном она практически не занимается, передав эту обязанность бабушке. Она подавляет сына и вызывает в нём тревожное чувство. Варвара женщина чувственная, она очень тяжело переносит смерть мужа. Это   естественно. Жизнь Варвары после смерти мужа становится совсем другой.

Бабушка.  Круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом, мягкая и удивительно интересная, единственный светлый человек в семье. Она говорила ласково, весело, складно. Бабушка с первого дня  стала для Алёши единственным другом и второй мамой. 

 

IV. Обобщение.

– Урок заканчивается, а мы ещё не успели дочитать первую главу. Но уже на основе прочитанного давайте сделаем вывод. Детство – счастливая пора в жизни Алеши Пешкова? 

Я опять попрошу вас подобрать ассоциации к слову «детство», но это уже будет детство Алёши Пешкова. Запишите свои ассоциации на лучи солнышка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 А теперь давайте сравним полученные результаты и сделаем выводы.      Детство – счастливая пора, наполненная радостью, любовью, пониманием со стороны близких и родных. Но у героя повести «Детство» Алеши Пешкова детство было очень тяжелым, несчастливым. Рядом с ним было много злых, равнодушных людей. Однако  в его жизни были и те люди, которые его любили, пытались защищать.

 

V. Рефлексия

– Возвращаемся к листочкам, где записаны ваши ожидания от урока. Зачитываем их и говорим, какие ожидания исполнились, а какие нет.

 

VI. Подведение итогов урока. Выставление отметок.

 

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать главы 1-2.
  2. Выполнить задание 5-6 (с.88)
  3. Создать свою иллюстрацию и подготовиться к ее защите (по желанию).

 


Рабочий лист

 

 

 

Биография М.Горького

 

 

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов