Каменева Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 12 г.Слуцка»
|
Цели урока: знакомство с некоторыми биографическими сведениями о жизни и творчестве М. Горького, нашедшими отражение в первой части трилогии «Детство» и оказавшими влияние на формирование личности писателя;
ознакомление с фактами из истории создания повести;
выявление художественной идеи повести, гуманистической направленности произведения;
совершенствование навыков анализа художественного текста развитие эмоционального интеллекта, умения сопоставлять, обобщать, делать выводы;
воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Методы обучения: частично поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод литературной беседы, творческого чтения.
Оборудование: видеопрезентация к уроку, раздаточный материал.
Эпиграф: «...Не только как произведение искусства, но и как биография Горького, как комментарий ко всему его творчеству — она драгоценна для нас...». Поэт и критик К. И. Чуковский о повести М. Горького «Детство».
Ход урока
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Здравствуйте. Рада приветствовать на уроке учащихся и уважаемых гостей. Начать урок я хотела бы со стихотворения, закончить которое я попрошу вас, ребята.
Самая весёлая и светлая пора.
Живёт в ней беззаботно наша детвора
Без бед и огорчений!
Сплошные приключенья!
Уроки, творчество, игра –
Вот доброе соседство!
Всё это – яркая пора!
Она зовётся ….. (дети) «детство».
Да, в стихотворении говорится о самом чудесном периоде в жизни человека, наполненном множеством открытий и интересных приключений, и называется он «детство».
Приём “Солнышко” ассоциаций. Давайте попробуем подобрать ассоциации к слову «детство». Вместе подумаем над тем, какие образы, предметы, действия могут помочь нам выразить свои чувства. Запишите свои ассоциации на лучи солнышка.
– Я вижу, что ваше детство радостное и счастливое.
– Но не все дети имеют счастливое детство. Почему? Что может омрачить его? Сколько горя как взрослым, так и детям принесла Великая Отечественная война. В 2024 году исполняется 80 лет со дня полного освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Жители Беларуси вместе со всеми народами Советского Союза внесли весомый вклад в общее дело победы над фашизмом. Победы слала возможной благодаря мужеству, героизму, решимости и самопожертвованию всего белорусского народа, в том числе и детей, которые наравне со взрослыми боролись против фашизма. Многие пали смертью храбрых на нашей земле во имя Победы над врагом.
II. Постановка проблемы и учебной задачи.
– Дома вы выполняли творческое задание. Вам необходимо было вспомнить, какие произведения о детях, детстве вы читали. Поразмышлять над вопросом, всегда ли герои в этих произведениях жили счастливо и беззаботно? А также к одному из произведений вы должны были составить трейлер. Цель данной творческой работы – рассказать о книге, заинтересовать читателя и убедить его прочитать произведение.
Ответы учащихся.
– Многие писатели обращались к теме детства. Совсем недавно мы читали главы первой части трилогии Л.Н.Толстого «Детство».
– Напомните мне, что такое трилогия? (Три произведения, связанные общим замыслом и героями.)
– Особенной чертой трилогии Л.Н. Толстого является автобиографичность.
– Что это значит? (Автобиографичность - привнесение в произведение событий, имён, героев, переживаний, свойственных самому автору.)
– Давайте обратимся к эпиграфу и попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Эпиграф: «...Не только как произведение искусства, но и как биография Горького, как комментарий ко всему его творчеству — она драгоценна для нас...». Так поэт и критик К. И. Чуковский писал о повести М. Горького «Детство».
Учащиеся формулируют тему урока: «Максим Горький. Повесть «Детство». Автобиографическая основа повести».
– А теперь попробуем определить цели нашего урока, а поможет в этом нам волшебный конверт.
Приём «Волшебный конверт».
Участникам предлагается прочитать понятия и дать им определения. Через раскрытие основных понятий учащиеся подходят к формулированию целей урока.
На карточках даны понятия: биография (это перечисление основных фактов чьей-либо жизни, которые располагаются в хронологическом порядке), творческая история (история создания произведения), повесть (средний эпический жанр, который по объёму меньше романа, но больше рассказа).
Учащиеся формулируют цели урока: ознакомиться с фактами из жизни и творчества М. Горького, с историей создания повести «Детство», начать знакомство с самой повестью.
Приём «Мои ожидания».
А теперь я хотела бы, чтобы вы подумали над тем, что вы ожидаете от сегодняшнего урока? И ваши ожидания внесите в визуальную опору «Воздушный шар» в ваших рабочих листах к уроку (технология визуальных опор, разработанная учителем-методистом Ингой Петровной Тихоновецкой). В этом шаблоне мы будем использовать метафору полёта и открытий новых знаний. Представьте себе наш урок как полёт воздушного шара. По мере продвижения в полёте вы открываете для себя что-то новое, получаете массу ощущений. Что вы ожидаете от нашего полёта?
Запишите на листочках 3-4 предложения (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.). Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся. Об этом мы поговорим в конце урока.
III. Изучение нового материала. Предлагаю вам посмотреть видеопрезентацию о М. Горьком. После просмотра вы должны будете разгадать кроссворд.
- Содержание видеопрезентации
В истории русской культуры немало великих имён, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя Максима Горького, который обогатил литературу новыми темами, идеями, конфликтами, сюжетами, образами. Сын столяра-краснодеревщика Максима Савватиевича Пешкова и дочери владельца красильного заведения, он родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. В 1871 году его отец – Максим Савватиевич – получил должность управляющего конторой пароходства. Семья переехала в Астрахань. Но через несколько месяцев отец умер из-за болезни, и маленький Алёша вместе с матерью Варварой Васильевной возвратился в Нижний Новгород. Они поселились в доме отца матери, Василия Васильевича Каширина, владельца красильной мастерской. Дом этот не был весёлым. Дед Алёши – человек мрачный, несдержанный, неласковый. Все жившие в доме враждовали друг с другом, часто ссорились, дрались. Каждую субботу дед порол провинившихся за неделю. Доставалось и Алёше. Главным человеком в этот период для будущего писателя стала бабушка Акулина Ивановна, она пела внуку народные песни, читала стихи и сказки. Бабушка была человеком большого ума, редкой доброты и сердечности. Горький написал позднее о ней: «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет… и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком… Это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Дед, человек жестокий, жадный и сварливый, научил внука, когда тому исполнилось шесть лет, грамоте, а затем отдал его в Слободское-Кунавинское приходское училище. Проучившись в нем год и сдав экзамен в третий класс, внук курса в нём не окончил, потому что осенью 1878 года, когда умерла мать, был отдан «мальчиком» в магазин модной обуви. «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…» - сказал ему на прощанье дед. Нелёгкой была жизнь «в людях», и тем радостней становились встречи с бабушкой, прогулки с нею в лес. У Алексея появляется желание передать свои впечатления об этих встречах в стихах. Он исписывает целые ворохи бумаги.
С 11 лет М. Горький был вынужден зарабатывать на жизнь. Он помогал в магазине, в пекарне, работал на пароходе, был чернорабочим и сменил ещё множество профессий. Из-за постоянной необходимости работать Максим Горький не смог закончить обучение в школе, а без аттестата о среднем образовании — попасть в университет. Писатель занимался самообразованием, интересовался философией, политикой, литературой.
Первый рассказ Максима Горького вышел в 1892 году. Настоящее признание писатель получил в 1898 году, когда были опубликованы его сочинения в двух томах «Очерки и рассказы». Издание стало литературным событием, а имя М. Горького — одним из самых популярных в России, а затем и в Европе. Максим Горький, выходец из низов, становится главным писателем. Хотя он не окончил школу и писал с ошибками, его талант и работоспособность позволили ему получить признание не только в СССР, но и в мире.
- Работа с кроссвордом.
- Чтобы проверить и закрепить наши знания, давайте разгадаем небольшой кроссворд.
По горизонтали:
- Назовите фамилию Алексея Максимовича. (Пешков)
- В какой город переехала семья писателя после получения отцом новой должности? (Астрахань)
- Как звали мать писателя? (Варвара)
7.Название первой части автобиографической трилогии М. Горького. («Детство»)
- Название мастерской, которой владел дед писателя. (Красильная)
По вертикали:
- Название города, в котором родился М. Горький. (Новгород)
- Имя бабушки писателя.( Акулина)
- Фамилия деда М. Горького. (Каширин)
Физкультминутка
- Работа с учебником.
- Прочитайте на стр. 77 учебника слова литературоведа Бориса Михайловича Эйхенбаума о Максиме Горьком. Как вы их понимаете?
- Комментированное чтение 1 главы повести М. Горького «Детство».
– История мальчика Алёши Пешкова начинается с трагического события: у него умирает отец. Главного героя повести зовут так же, как и писателя. Это не случайно, так как повесть автобиографична.
Чтение отрывка.
– Мы прочитали первый абзац с описанием умершего отца, описание страшное, но какое словосочетание говорит нам о любви сына к своему отцу? (Ласковые руки, весёлые глаза, доброе лицо).
– Когда семейство Пешковых переехало в Астрахань, Алёша заболел холерой. Его отец Максим Савватиевич самоотверженно ухаживал за сыном и поставил его на ноги, но, заразившись от него, умер.
Давайте попробуем определить, какие чувства испытывает главный герой?
Чтение отрывка.
– Как в этом отрывке автор описывает мать? Какие детали её образа говорят о тяжёлом душевном состоянии матери?
– Почему Алёша не боится и даже не плачет?
– Какая деталь может свидетельствовать о том, что мальчик растерян и не совсем понимает того, что происходит?
–Попробуйте определить, какие чувства испытывает мать?
Чтение отрывка.
Непонятные слова:
«Персияне» - Народ, составляющий основное население Ирана (прежде называвшегося Персией); персы.
Калмы́ки — по происхождению монгольский народ. Проживают в основном в Республике Калмыкия и других субъектах Российской Федерации.
– Горький – мастер портрета. Как писатель описывает бабушку? Какая она? Красива ли бабушка внешне? (Внешне некрасива).
– А как писатель характеризует речь бабушки? (Она говорила ласково, весело, складно).
– Это говорит о душевном богатстве бабушки, её внутренней красоте. В описании бабушки М. Горький использует свой любимый прием – антитезу (противопоставление), благодаря которому создается портрет героини.
– Как вы думаете, какую роль сыграет бабушка в жизни мальчика?
–Давайте ещё раз прочитаем отрывок со слов «Я был тяжко болен…». Какой вывод мы можем сделать после прочтения данных строк?
– Что, на ваш взгляд, привлекает Алешу в бабушке?
– Как вы считаете, почему столько внимания М. Горький уделяет описанию образа бабушки?
– Какую основную черту в портрете бабушки выделяет писатель? (Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом».)
– Чьими глазами мы смотрим на все события в повести? Какие строки говорят нам о том, что это воспоминания ребёнка?
–Что вы можете сказать о рассказчике? (В образе повествователя сочетаются маленький мальчик и взрослый человек. Повесть представляет собой своеобразное воспоминание взрослого о далёких детских годах, поэтому в повести нет ежедневной хронологии. Автор как будто бы вспоминает событие, яркое или страшное, но запавшее в память, и всё, что с ним связано. Повесть разбита на 13 глав, каждая из которых относительно закончена, но события, в целом, в повести расположены в хронологическом порядке и совпадают с процессом взросления главного героя.)
Чтение отрывка.
– Какое чувство возникает в душе мальчика при виде матери? (Новое, тревожное чувство).
– Прочитайте ещё раз первое предложение отрывка с описанием матери (Меня подавляет мать…).
– Как вы думаете, почему именно «мать», почему не «мама»?
– Какой запомнилась главному герою его мать? Что можно сказать о её характере? (Строгая, спокойная, неразговорчивая женщина, тяжело переживает смерть мужа, не всегда справедливо относится к сыну Алёше.)
- О чем нам говорит последнее предложение данного абзаца?
- Работа с визуальной опорой «Око» (технология визуальных опор, разработанная учителем-методистом Ингой Петровной Тихоновецкой). Этот приём напоминает паспорт героя. Наша цель – описать маму и бабушку. Из текста вам необходимо выбрать слова, которые помогут нам составить образ героинь: их внешний вид, характер, речь, поведение.
Выводы:
Мать. Варвара - женщина неразговорчивая и строгая, спокойная, бывает местами несправедлива, это проявляется в отношении Алеши. Женщина несчастна, сыном она практически не занимается, передав эту обязанность бабушке. Она подавляет сына и вызывает в нём тревожное чувство. Варвара женщина чувственная, она очень тяжело переносит смерть мужа. Это естественно. Жизнь Варвары после смерти мужа становится совсем другой.
Бабушка. Круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом, мягкая и удивительно интересная, единственный светлый человек в семье. Она говорила ласково, весело, складно. Бабушка с первого дня стала для Алёши единственным другом и второй мамой.
IV. Обобщение.
– Урок заканчивается, а мы ещё не успели дочитать первую главу. Но уже на основе прочитанного давайте сделаем вывод. Детство – счастливая пора в жизни Алеши Пешкова?
Я опять попрошу вас подобрать ассоциации к слову «детство», но это уже будет детство Алёши Пешкова. Запишите свои ассоциации на лучи солнышка.
– А теперь давайте сравним полученные результаты и сделаем выводы. Детство – счастливая пора, наполненная радостью, любовью, пониманием со стороны близких и родных. Но у героя повести «Детство» Алеши Пешкова детство было очень тяжелым, несчастливым. Рядом с ним было много злых, равнодушных людей. Однако в его жизни были и те люди, которые его любили, пытались защищать.
V. Рефлексия
– Возвращаемся к листочкам, где записаны ваши ожидания от урока. Зачитываем их и говорим, какие ожидания исполнились, а какие нет.
VI. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
VII. Домашнее задание.
- Прочитать главы 1-2.
- Выполнить задание 5-6 (с.88)
- Создать свою иллюстрацию и подготовиться к ее защите (по желанию).
Рабочий лист
Биография М.Горького