Разработка урока во 2 классе по литературному чтению. Н. Носов «Заплатка»

Шилович Инна Владимировна,

учитель начальных классов ГУО «Средняя школа №10 имени С.Ф.Рубанова г.Слуцка», педагог дополнительного образования, руководитель районного учебно-методического объединения учителей начальных классов.

 

Цели: расширять знания учащихся о творчестве Н.Носова, формировать интерес и любовь к чтению,

учить детей разным видам работы с текстом: выборочное чтение, чтение по ролям, деление на части; совершенствовать навык чтения учащихся,

развивать речь, мышление, память, внимание,

воспитывать аккуратность, ответственность, целеустремлённость.

План урока

  1. Организационный момент

- Начинать любое дело надо с создания хорошего настроения. Поэтому давайте хором произнесем следующие слова (слайд 2)

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

- Улучшилось ли у вас настроение?

- Прочитайте пословицу. (слайд 3)

Где труд, там и радость.

- Почему так говорят?

- Вот и мы постараемся получить радость от своего труда на уроке. А чтобы ваш труд принес вам радость, нужно быть внимательным и активным. (слайд 4)

Сегодня на уроке –

Мы будем думать,

Размышлять,

На вопросы отвечать!

 

  1. Речевая разминка

- Для начала немного разомнемся. Прочитайте слова вертикально, потом горизонтально. (слайд 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, сидящие на первом ряду, найдите буквы, выделенные красным цветом, и составьте из них слово.

- Ребята, сидящие на втором ряду, найдите буквы, выделенные зеленым цветом, и составьте из них слово.

Ребята, сидящие на третьем ряду, найдите буквы, выделенные фиолетовым цветом, и составьте из них слово.

- Какие слова у вас получились?

Дело, труд, работа.

- Как они называются одним словом?

  1. Введение в тему

- Предлагаю вам разгадать загадки с названиями инструментов, которые нам встретятся на уроке. (кроссворд)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Есть в клубочке,

есть в катушке,

Даже есть

в игольном ушке. (слайд 6)

2.Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. (слайд 7)

3.Кто боится уколоться,

Пригласить меня придётся.

Я на пальце одном

как ведёрко вверх дном. (слайд 8)

4.Смотрите, мы раскрыли пасть,

В неё бумагу можно класть.

Бумага в нашей пасти

Разделится на части. (слайд 9)

5.Эту нужную вещицу

На одежде ты найдешь,

Если нет ее на месте,

Ты неряхой прослывешь. (слайд 10)

- Какое ключевое слово у вас получилось? (Носов)

 

- Вам знакома эта фамилия?

Биография Носова

- Родился Николай в Киеве в 1907 году в семье актера. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. (слайды 11-12)

- В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. (слайд 13)

- Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно – сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. (слайд 14)

- «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…» (слайд 15)

- И сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Н. Носова. Но сперва давайте вспомним, какие произведения вы уже читали. (слайды 16-21)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А сейчас разгадайте название нового рассказа Носова. Уберите все буквы «н» и вы узнаете слово. (заплатка) (слайд 22)

- А кто знает, что такое заплатка? (слайд 23)

- Заплатка – это кусок материи, нашиваемый на разорванное место для починки. В основе этого слова лежит древнерусское слово «плат», что означает «кусок ткани». Образовались слова платок, платье, заплатка.

  1. Первичное восприятие

- Ну, а сейчас послушайте рассказ «Заплатка».

(Читает учитель или дети слушают аудиокнигу.) (слайды 24-28)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Понравился ли вам Бобка?

Словарная работа (слайд 29)

- Какие слова вам были непонятны?

Досада - обида.

Защитный цвет - серо-зеленый, малозаметный.

Лоскуток - кусочек.

  1. Вторичное чтение произведения

(Чтение детьми рассказа по частям.) (слайд 30)

  1. Первая ступень анализа

Тест-опрос в Лернинг Аппс. https://learningapps.org/2524949  (слайд 31) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте прочитаем по ролям, как мама отреагировала на то, что Бобка порвал штаны.

- Как ребята отреагировали? (слайды 32-33)

- Предлагаю выполнить еще одно задание в Лернинг Аппс: расположить сюжетные картинки в нужном порядке. https://learningapps.org/6623789  (слайд 34)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вторая ступень анализа

- Найдите и прочитайте, что говорил мальчик во время своей работы.

- Прочитайте, что сказали ему ребята.

- Зачитайте, чему еще хотел научиться Бобка.

- Прочитайте слова на первом облаке слов и найдите похожие по смыслу слова (синонимы) на втором облаке слов. (слайд 35)

 

- Вспомните, с какой пословицы мы начали урок.

- Принес ли труд мальчику радость?

- Это случилось сразу?

- Я предлагаю вам еще несколько пословиц. Нам нужно потрудиться и соединить части пословиц. Поработаем в парах. (карточки) (слайд 36)

Терпение и труд,

Не одежда красит человека,

Маленькое дело

Какие труды,

Есть терпенье,

такие и плоды.

всё перетрут.

будет и уменье.

а добрые дела.

лучше большого безделья.

  1. Обобщение прочитанного

Составление синквейна. (слайд 37)

Бобка

упорный аккуратный

шил старался трудился

Бобка сам пришил заплатку.

Молодец!

  1. Рефлексия

Упражнение «Благодарю».

- Кого бы вы хотели поблагодарить на этом уроке и за что? (слайд 38-39)

- Какое задание было самым сложным? Интересным?

  1. Домашнее задание

- А сейчас поставьте свой пальчик на начало рассказа. Я засекаю 1 минуту, а вы читаете рассказ шепотом. Через минуту вы помечаете, где остановились. Дома вам нужно научиться выразительно читать рассказ так, чтобы обогнать себя и прочитать за минуту больше слов, чем в классе.

 

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов