Шилович Инна Владимировна, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа №10 имени С.Ф.Рубанова г.Слуцка», педагог дополнительного образования, руководитель районного учебно-методического объединения учителей начальных классов. |
Цели: расширять знания учащихся о творчестве Н.Носова, формировать интерес и любовь к чтению,
учить детей разным видам работы с текстом: выборочное чтение, чтение по ролям, деление на части; совершенствовать навык чтения учащихся,
развивать речь, мышление, память, внимание,
воспитывать аккуратность, ответственность, целеустремлённость.
План урока
- Организационный момент
- Начинать любое дело надо с создания хорошего настроения. Поэтому давайте хором произнесем следующие слова (слайд 2)
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
- Улучшилось ли у вас настроение?
- Прочитайте пословицу. (слайд 3)
Где труд, там и радость.
- Почему так говорят?
- Вот и мы постараемся получить радость от своего труда на уроке. А чтобы ваш труд принес вам радость, нужно быть внимательным и активным. (слайд 4)
Сегодня на уроке –
Мы будем думать,
Размышлять,
На вопросы отвечать!
- Речевая разминка
- Для начала немного разомнемся. Прочитайте слова вертикально, потом горизонтально. (слайд 5)
- Ребята, сидящие на первом ряду, найдите буквы, выделенные красным цветом, и составьте из них слово.
- Ребята, сидящие на втором ряду, найдите буквы, выделенные зеленым цветом, и составьте из них слово.
Ребята, сидящие на третьем ряду, найдите буквы, выделенные фиолетовым цветом, и составьте из них слово.
- Какие слова у вас получились?
Дело, труд, работа.
- Как они называются одним словом?
- Введение в тему
- Предлагаю вам разгадать загадки с названиями инструментов, которые нам встретятся на уроке. (кроссворд)
1.Есть в клубочке,
есть в катушке,
Даже есть
в игольном ушке. (слайд 6)
2.Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (слайд 7)
3.Кто боится уколоться,
Пригласить меня придётся.
Я на пальце одном
как ведёрко вверх дном. (слайд 8)
4.Смотрите, мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (слайд 9)
5.Эту нужную вещицу
На одежде ты найдешь,
Если нет ее на месте,
Ты неряхой прослывешь. (слайд 10)
- Какое ключевое слово у вас получилось? (Носов)
- Вам знакома эта фамилия?
Биография Носова
- Родился Николай в Киеве в 1907 году в семье актера. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. (слайды 11-12)
- В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. (слайд 13)
- Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно – сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. (слайд 14)
- «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…» (слайд 15)
- И сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Н. Носова. Но сперва давайте вспомним, какие произведения вы уже читали. (слайды 16-21)
- А сейчас разгадайте название нового рассказа Носова. Уберите все буквы «н» и вы узнаете слово. (заплатка) (слайд 22)
- А кто знает, что такое заплатка? (слайд 23)
- Заплатка – это кусок материи, нашиваемый на разорванное место для починки. В основе этого слова лежит древнерусское слово «плат», что означает «кусок ткани». Образовались слова платок, платье, заплатка.
- Первичное восприятие
- Ну, а сейчас послушайте рассказ «Заплатка».
(Читает учитель или дети слушают аудиокнигу.) (слайды 24-28)
- Понравился ли вам Бобка?
Словарная работа (слайд 29)
- Какие слова вам были непонятны?
Досада - обида.
Защитный цвет - серо-зеленый, малозаметный.
Лоскуток - кусочек.
- Вторичное чтение произведения
(Чтение детьми рассказа по частям.) (слайд 30)
- Первая ступень анализа
Тест-опрос в Лернинг Аппс. https://learningapps.org/2524949 (слайд 31)
- Давайте прочитаем по ролям, как мама отреагировала на то, что Бобка порвал штаны.
- Как ребята отреагировали? (слайды 32-33)
- Предлагаю выполнить еще одно задание в Лернинг Аппс: расположить сюжетные картинки в нужном порядке. https://learningapps.org/6623789 (слайд 34)
- Вторая ступень анализа
- Найдите и прочитайте, что говорил мальчик во время своей работы.
- Прочитайте, что сказали ему ребята.
- Зачитайте, чему еще хотел научиться Бобка.
- Прочитайте слова на первом облаке слов и найдите похожие по смыслу слова (синонимы) на втором облаке слов. (слайд 35)
- Вспомните, с какой пословицы мы начали урок.
- Принес ли труд мальчику радость?
- Это случилось сразу?
- Я предлагаю вам еще несколько пословиц. Нам нужно потрудиться и соединить части пословиц. Поработаем в парах. (карточки) (слайд 36)
Терпение и труд, Не одежда красит человека, Маленькое дело Какие труды, Есть терпенье, |
такие и плоды. всё перетрут. будет и уменье. а добрые дела. лучше большого безделья. |
- Обобщение прочитанного
Составление синквейна. (слайд 37)
Бобка
упорный аккуратный
шил старался трудился
Бобка сам пришил заплатку.
Молодец!
- Рефлексия
Упражнение «Благодарю».
- Кого бы вы хотели поблагодарить на этом уроке и за что? (слайд 38-39)
- Какое задание было самым сложным? Интересным?
- Домашнее задание
- А сейчас поставьте свой пальчик на начало рассказа. Я засекаю 1 минуту, а вы читаете рассказ шепотом. Через минуту вы помечаете, где остановились. Дома вам нужно научиться выразительно читать рассказ так, чтобы обогнать себя и прочитать за минуту больше слов, чем в классе.