Статья "Современный учитель - активный интернет-пользователь"

Шилович Инна Владимировна,

учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 10 имени С. Ф. Рубанова г. Слуцка», педагог дополнительного образования, руководитель районного методического объединения начальных классов.

 

Технологии никогда не заменят учителя. Но учитель, эффективно применяющий технологии для развития своих учеников, заменит того, кто ими не владеет.

Шерил Нуссбаум-Бич

Сегодня уже никого не удивить тем, что в своей деятельности педагог активно применяет информационно-коммуникационные технологии. У любого преподавателя имеются в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ— это информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы и многое другое.

Сайтов действительно очень много, но я остановлюсь только на тех, которые я подробно изучила, быстро могу найти нужный мне материал, часто использую в своей работе и рекомендую учителям начальных классов.

В данный момент разработано огромное количество веб-сервисов специально для наполнения образовательного процесса. Использование и внедрение этих сервисов в образовательный процесс позволяет педагогам разнообразить свои уроки, обучать на практике владению информационными технологиями, расширять возможности преподавания.

Использование ИКТ позволяет также развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, умения самостоятельно приобретать новые знания и работать с различными источниками. У учащихся усиливается мотивация к обучению, повышается возможность расширения своих знаний не только с помощью традиционных источников, но и с применением различных сервисов сети Интернет.

Простейшими помощниками учителя в создании дидактического материала служат сервисы «Rebus1.com», «Фабрика кроссвордов» (http://puzzlecup.com/), которые позволяют в считанные минуты генерировать кроссворды и ребусы по заданному слову и содержанию.

Генератор ребусов — это русскоязычный сервис, позволяющий задать любое слово или фразу, и программа моментально выдаст готовый ребус. Ребусы разделены на тематические группы. Можно пользоваться уже готовыми ребусами, а можно создавать и свои. Кроме этого здесь много других логических игр: головоломки, судоку для детей, задачи со спичками, игра «Крестики-нолики» и др.

На сайте «Фабрика кроссвордов» можно быстро составить или сгенерировать кроссворд  для учёбы или досуга, а также разгадывать кроссворды других посетителей сайта. Сервис puzzlecup.com – полностью бесплатный, в нем пошагово расписано, как составить кроссворд. Количество слов может быть разнообразным. Определение слова может быть текстовым, а может быть и в виде картинки. Кроссворды можно разгадывать в онлайн-режиме, а можно и распечатывать на листе. Таким образом, используя вышеописанный сервис, учителя имеют возможность легко создавать кроссворды по темам различных учебных предметов, а особенно по литературному чтению и учебному предмету «Человек и мир».

Педагоги могут также использовать сервис «Облако слов». Готовый материал можно применять на этапе сообщения темы урока, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки, для повторения пройдённого материала, на этапе закрепления или контроля знаний, а также во внеклассной работе — конкурс плакатов, создание логотипа команды, «Облако эмоций» и т.д.

На этапе сообщения темы урока облако может содержать красочное и оригинально оформленное название темы. Облако «Словарные слова» можно использовать в различных вариациях данного задания: облако из одного словарного слова; облако из словарных слов в рамках одной изученной темы; облако из слов, изученных за год, и т.д. На облаке «Соберите правило» могут располагаются основные понятия по данной теме. Ученики выбирают знакомые понятия и рассказывают или объясняют правило. Текст можно располагать в любом направлении, выбирать различный шрифт, подбирать любую картинку.

Но одним из наиболее предпочитаемых моих «помощников» является сервис LearningApps.org. Это приложение Web 2.0, которое создано для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Многие из представленных в сервисе интерактивных блоков являются общедоступными и содержат созданные педагогами упражнения по различным предметам и темам.

Педагог может просто выбрать уже готовое упражнение и предложить его для выполнения учащимся, как дома, так и на уроке, предоставив соответствующую ссылку. Каждый учащийся сможет проверить качество выполнения своей работы (увидеть, в каких местах допущены ошибки) и попробовать выполнить его повторно.

Если же педагога не удовлетворяет готовое задание по теме, то при желании любой учитель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может быстро создать свой собственный вариант, используя шаблон интерактивного модуля.

«Плюсы» сервиса: бесплатный, русскоязычный интерфейс, моментальная проверка правильности выполнения задания, многие шаблоны поддерживают работу с картинками, звуком и видео, содержит большую коллекцию уже созданных другими учителями упражнений, постоянно развивается.

«Минусы» сервиса: часть шаблонов не поддерживает кириллицу, некоторые шаблоны упражнений изменяются или исчезают вообще, в шаблонах встречаются отдельные опечатки, которые невозможно исправить вручную, мелкий шрифт, который не совсем хорошо виден с последних парт, поэтому сервис подходит больше для индивидуальной работы.

Для просмотра каталога упражнений на сайте регистрироваться необязательно. Если же нужно создать упражнение любого типа, для его сохранения необходима регистрация.

Все предлагаемые виды упражнений разбиты на несколько блоков. Для каждого вида упражнений предлагаются образцы уже сделанные другими пользователями сайта упражнений. Для каждого задания задаётся:

  • название упражнения,
  • рекомендации к заданию, формулировка самого задания,
  • текст, который будет появляться, когда выполнено правильно,
  • подсказки ученику, как решить приложения (подсказки появляются при нажатии на кнопку).

Где же я все это использую? Что-то на уроках, что-то на факультативах или поддерживающих и стимулирующих занятиях, на кружке. Привлекаю к работе родителей и постепенно непосредственно самих детей. Например, за лето нужно сделать презентацию на тему «Самые интересные книги, прочитанные летом» на 2-4 слайда. Или прошу подготовить сообщение на урок «Человек и мир» о каком-либо животном. На уроках литературного чтения иногда предлагаю приготовить сообщение о жизни писателя. Конечно, все это делается не без помощи родителей. Но чаще всего все перечисленные сервисы использую в своей собственной практике.

Сервисов сети Интернет, которые используются в начальной школе, достаточно много, и разумное их применение в образовательном процессе зависит от личности педагога, его заинтересованности, любознательности, а главное – от желания учителя.

Предлагаю разработку урока по литературному чтению во 2 классе, а к нему и презентацию, куда я включила разнообразные виды работы, используя сервис LearningApps.org. с собственными заданиями, кроссворд и небольшой видеосюжет.

Перейти на Урок по литературному чтению

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов