![]() |
Губанович Светлана Николаевна, учитель английского языка ГУО "Средняя школа №13 г.Слуцка" |
Чтение – один из видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста. Чтение входит в сферу коммуникативной деятельности человека и обеспечивает в ней одну из форм общения (письменную форму).
Необходимо принять во внимание, что навыки восприятия письменной речи (навыки понимания текста) важны ещё и потому, что в обычной жизни мы часто сталкиваемся с письменными образцами – книгами, периодическими изданиями, объявлениями, информацией в Интернете и т.д.
Чтение тесно связано с другими видами речевой деятельности – говорением, письмом, восприятием и пониманием речи на слух. Чтение связано с письмом, так как и чтение, и письмо имеют одну графическую систему языка. Это нужно учитывать при обучении иностранным языкам и развивать их во взаимосвязи. Чтение тесно связано с восприятием и пониманием речи на слух, потому что в их основе лежит мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. Также чтение связано с говорением. Чтение вслух (громкое чтение) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя является внутренним слушанием и внутренним проговариванием одновременно.
В процессе обучения чтению учащиеся к концу 11-го класса должны овладеть следующими умениями:
-понимать общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте;
-находить в тексте необходимую информацию;
-полно и точно понимать сообщаемую в тексте информацию;
-применять знания о структуре и функциях языка при анализе текста.
Чтение на уроках английского языка способствует расширению лексического словарного запаса, закреплению различных разделов грамматики. В ходе чтения и работы с текстами у учащихся формируются универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.
Для того, чтобы текст стал эффективной основой обучения всем видам речевой деятельности, необходимо научить учащихся правильно работать с текстом. Существует три основных этапа работы с текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Предтекстовый этап (Pre-reading)
На предтекстовом этапе проходит подготовка к чтению - снимаются языковые трудности, проводится ознакомление с темой и социокультурными понятиями и реалиями, которые упоминаются в тексте. Очень важно на данном этапе создать доброжелательную атмосферу в классе. Именно на предтекстовом этапе учитель должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым создавая положительную мотивацию. Приёмы работы с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для разделения языковых единиц и речевых образцов, узнавания их в тексте, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видо-временными формами глагола и т.д.) и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования.
На предтекстовом этапе учитель может использовать учащимся следующие приёмы работы: предсказывание, предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление знаний по пробелам, имеющихся у учащихся, ответы на вопросы и т.д.
Предлагаемые упражнения:
1. По заголовку текста можно предложить учащимся определить: тематику текста, перечень поднимаемых проблем, ключевые слова и выражения, ассоциации.
2. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков.
3. Определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть предложены слова с переводом или с определениями.
4. Просмотреть текст, первый абзац и определить, о чём этот текст.
5. Прочесть вопросы, утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
6. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста (Какие ассоциации возникают, связанные с именем автора? К какому жанру можно предположительно отнести текст? Кто будет главным героем, его профессия, национальность? Где и в какое время может происходить действие?)
7. Написать возможные вопросы по теме текста.
Текстовый этап (While-reading)
На данном этапе учащимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определённых познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.
Предлагаемые упражнения:
- Найти ответы на предложенные вопросы.
- Составить предложения по порядку.
- Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто.
- Найти соответствия.
- Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, пропущенное в тексте.
- Выполнить задания на множественный выбор.
- Подобрать подходящий заголовок к каждому абзацу.
- Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.
- Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов наиболее точно отражает его значение в данном тексте.
- Выбрать предложения со следующими словами, грамматическими явлениями, идиоматическими выражениями и т.д.
- Предложить, как будут развиваться события во второй главе, следующей части текста.
- Прочитать отрывок и пересказать его.
- Восполнить недостающую информацию.
Послетекстовый этап (Post-reading)
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации.
Предлагаемые упражнения:
- Выявить новое из прочитанного текста, высказать своё мнение по поводу прочитанного.
- Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
- Доказать или охарактеризовать что-то.
- Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передаёт основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
- Составить план текста, выделив его основные мысли.
- Пересказать, кратко изложить содержание текста, можно письменно.
- Рассказать текст от лица главного героя, можно письменно.
- Придумать новый конец текста, можно письменно.
- Придумать новое название.
Задания на каждом этапе работы с текстом будут меняться в зависимости от вида чтения. Существует 4 основных вида чтения - изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Просмотровое чтение подразумевает получение общего представления о читаемом материале. Целью данного вида чтения является получение общего представления о содержащейся информации. Это выборочное, беглое чтение, чтение текста блоками для более подробного ознакомления с его деталями и частями. Оно применяется при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этом основании принять решение - читать её или нет.
При просмотровом чтении бывает иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Это вид чтения требует от читающего высокого уровня владения достаточным объёмом языкового материала.
Ознакомительное чтение (или чтение с общим охватом содержания) представляет собой чтение, при котором предметом внимания читающего становится всё произведение (статья, рассказ, книга) без установки на получение какой-либо определённой информации. Идёт установка на понимание главного, наиболее существенного в тексте. Так обычно читают художественные произведения, когда они не являются предметом специального изучения. Намеренное внимание к языковым составляющим текста исключается.
Изучающее чтение предусматривает достижение полного и точного понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Это вдумчивое и медленное чтение, поскольку учащийся имеет установку на длительное запоминание и прибегает к повторному чтению, переводу, а иногда к письменной фиксации содержания. При изучающем чтении учащимся предлагаются тексты, обладающие познавательной ценностью и информативностью. Тексты при этом должны быть достаточно трудными в языковом отношении. Одной из задач, решаемых при помощи изучающего чтения, является формирование у учащихся умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.
Поисковое чтение направлено на нахождение конкретной информации. Его целью является быстрое нахождение в тексте определённых данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний, сведений страноведческого характера и т.д.). Текст может прочитываться полностью или частично, если обучающийся знает, где находится интересующая его информация.
Для успешного овладения чтением необходимо:
- Подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами.
2.Тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета, быть доступными с точки зрения языковых трудностей, отличаться актуальностью с позиции общечеловеческих ценностей, содержать проблему.
Примеры упражнений
![]() |
Предтекстовый этап (ориентировочный)
- «Ориентиры предвосхищения содержания» (верно - не верно, согласен - не согласен, до - после)
- «Мозговой штурм». (Ассоциации по поводу заявленной темы)
- «Глоссарий». (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста)
- «Предваряющие вопросы». (Придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте)
- «Рассечение вопроса». (Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия)
- «Прогноз и впечатления». ( Попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации)
Текстовый этап (чтение)
- «Чтение в кружок» (попеременное чтение)
- «Чтение в парах»
- «Чтение с пометками. Приём Insert»
- «Знакомая информация»
- «Новая информация»
- «Я думал (думала) иначе»
- «Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше»
- «Чтение с вопросами»
- «Чтение с остановками»
- «Тайм-аут!» (паузы для сохранения информации).
- «Преобразование текста в таблицу»
- «Компрессия текста» (план в вопросах, с ключевыми словами)
- «Кластер»
Послетекстовый этап (рефлексивно-оценивающий этап)
- «Отношение между вопросом и ответом»
- «Вопросы после текста» (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста)
- «Ромашка Блума» (шесть лепестков - шесть типов вопросов)
- простые (Кто? Когда? Где? Как?)
- уточняющие (Правильно ли я понял..?)
- практические (Как можно применить..? Что можно сделать из..?)
- интерпретационные (Почему?)
- творческие (Что будет, если..?)
- оценочные (Как вы относитесь?)
- «Взаимовопросы»
- «Синквейн» (развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности)
- «Сводные таблицы»
- «Верно, неверно, нет информации»
- «Проверочный лист»
- «Изменение перспективы» (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц)
![]() |
![]() |
Используемая литература
- Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р.Гальперин. – М.: Наука, 2015.
- Граник, Г.Г. Роль установки в процессе восприятия текста / Г.Г.Граник, А.Н.Самсонова // Вопросы психологии.- 1993.- № 2.
- Пономарева, Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е.А.Пономарева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2016. – № 2.
- Сметанникова Н.Н. Стратегии смыслового чтения. - 2014.
- Концепция учебного предмета «Иностранный язык» [Электронный ресурс]. – 2009 Режим доступа: http://www.adu.by/.
- Совершенствование читательской грамотности учащихся как одно из условий успешной социализации личности [Электронный ресурс]/
- Г.М.Чепелева. Режим доступа: https://adu.by/ru/homepage/novosti/nauka/902-sovershenstvovanie-chitatelskoj-gramotnosti-uchashchikhsya-kak-odno-iz-uslovij-uspeshnoj-sotsializatsii-lichnosti.html
- Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка /Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская. – Минск: Высшая школа, 2001 – 522 с.
- Приемы работы с текстом [Электронный ресурс]/https://drive.google.com/drive/folders/1SgtyYkBWOOhV-5YVaXpTSIbZ4e-OsSYd?usp=sharing)
- Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е. Н.Соловова. – М.: Просвещение, 2002 – 238 с.
- Развитие читательских умений на уроке английского языка [Электронный ресурс]/И.И.Петречук. Режим доступа:http://io.nios.ru/articles2/88/2/razvitie-chitatelskih-umeniy-s-uchetom-trebovaniya-fgos-na-uroke-angliyskogo-yazyka-s