Этапы работы с текстовой информацией

 

Губанович Светлана Николаевна,

учитель английского языка

ГУО "Средняя школа №13 г.Слуцка"

Чтение – один из видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста. Чтение входит в сферу коммуникативной деятельности человека и обеспечивает в ней одну из форм общения (письменную форму).

Необходимо принять во внимание, что навыки восприятия письменной речи (навыки понимания текста) важны ещё и потому, что в обычной жизни мы часто сталкиваемся с письменными образцами – книгами, периодическими изданиями, объявлениями, информацией в Интернете и т.д.

Чтение тесно связано с другими видами речевой деятельности – говорением, письмом, восприятием и пониманием речи на слух. Чтение связано с письмом, так как и чтение, и письмо имеют одну графическую систему языка. Это нужно учитывать при обучении иностранным языкам и развивать их во взаимосвязи. Чтение тесно связано с восприятием и пониманием речи на слух, потому что в их основе лежит мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. Также чтение связано с говорением. Чтение вслух (громкое чтение) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя является внутренним слушанием и внутренним проговариванием одновременно.

В процессе обучения чтению учащиеся к концу 11-го класса должны овладеть следующими умениями:

-понимать общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте;

-находить в тексте необходимую информацию;

-полно и точно понимать сообщаемую в тексте информацию;

-применять знания о структуре и функциях языка при анализе текста.

Чтение на уроках английского языка способствует расширению лексического словарного запаса, закреплению различных разделов грамматики. В ходе чтения и работы с текстами у учащихся формируются универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.

Для того, чтобы текст стал эффективной основой обучения всем видам речевой деятельности, необходимо научить учащихся  правильно работать с текстом. Существует три основных этапа работы с текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

 

Предтекстовый этап (Pre-reading)

На предтекстовом этапе проходит подготовка к чтению - снимаются языковые трудности, проводится ознакомление с темой и социокультурными понятиями и реалиями, которые упоминаются в тексте. Очень важно на данном этапе создать доброжелательную атмосферу в классе. Именно на предтекстовом этапе учитель должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым создавая положительную мотивацию. Приёмы работы с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для разделения языковых единиц и речевых образцов, узнавания их в тексте, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видо-временными формами глагола и т.д.) и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования.

На предтекстовом этапе учитель может использовать учащимся следующие приёмы работы: предсказывание, предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление знаний по пробелам, имеющихся у учащихся, ответы на вопросы и т.д.

Предлагаемые упражнения:

1. По заголовку текста можно предложить учащимся определить: тематику текста, перечень поднимаемых проблем, ключевые слова и выражения, ассоциации.

2. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков.

3. Определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть предложены слова с переводом или с определениями.

4. Просмотреть текст, первый абзац и определить, о чём этот текст.

5. Прочесть вопросы, утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.

6. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста (Какие ассоциации возникают, связанные с именем автора? К какому жанру можно предположительно отнести текст? Кто будет главным героем, его профессия, национальность? Где и в какое время может происходить действие?)

7. Написать возможные вопросы по теме текста.     

 

Текстовый этап (While-reading)

На данном этапе учащимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определённых познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.

Предлагаемые упражнения:

  1. Найти ответы на предложенные вопросы.
  2. Составить предложения по порядку.
  3. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто.
  4. Найти соответствия.
  5. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, пропущенное в тексте.
  6. Выполнить задания на множественный выбор.
  7. Подобрать подходящий заголовок к каждому абзацу.
  8. Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.
  9. Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов наиболее точно отражает его значение в данном тексте.
  10. Выбрать предложения со следующими словами, грамматическими явлениями, идиоматическими выражениями и т.д.
  11. Предложить, как будут развиваться события во второй главе, следующей части текста.
  12. Прочитать отрывок и пересказать его.
  13. Восполнить недостающую информацию.       

    Послетекстовый этап (Post-reading)

    Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации.

    Предлагаемые упражнения:

    1. Выявить новое из прочитанного текста, высказать своё мнение по поводу прочитанного.
    2. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
    3. Доказать или охарактеризовать что-то.
    4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передаёт основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
    5. Составить план текста, выделив его основные мысли.
    6. Пересказать, кратко изложить содержание текста, можно письменно.
    7. Рассказать текст от лица главного героя, можно письменно.
    8. Придумать новый конец текста, можно письменно.
    9. Придумать новое название.

    Задания на каждом этапе работы с текстом будут меняться в зависимости от вида чтения. Существует 4 основных вида чтения - изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.

    Просмотровое чтение подразумевает получение общего представления о читаемом материале. Целью данного вида чтения является получение общего представления о содержащейся информации. Это выборочное, беглое чтение, чтение текста блоками для более подробного ознакомления с его деталями и частями. Оно применяется при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этом основании принять решение - читать её или нет.

    При просмотровом чтении бывает иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Это вид чтения требует от читающего высокого уровня владения достаточным объёмом языкового материала.

    Ознакомительное чтение (или чтение с общим охватом содержания) представляет собой чтение, при котором предметом внимания читающего становится всё произведение (статья, рассказ, книга) без установки на получение какой-либо определённой информации. Идёт установка на понимание главного, наиболее существенного в тексте. Так обычно читают художественные произведения, когда они не являются предметом специального изучения. Намеренное внимание к языковым составляющим текста исключается.

    Изучающее чтение предусматривает достижение полного и точного понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Это вдумчивое и медленное чтение, поскольку учащийся имеет установку на длительное запоминание и прибегает к повторному чтению, переводу, а иногда к письменной фиксации содержания. При изучающем чтении учащимся предлагаются тексты, обладающие познавательной ценностью и информативностью. Тексты при этом должны быть достаточно трудными в языковом отношении. Одной из задач, решаемых при помощи изучающего чтения, является формирование у учащихся умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.

    Поисковое чтение направлено на нахождение конкретной информации. Его целью является быстрое нахождение в тексте определённых данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний, сведений страноведческого характера и т.д.). Текст может прочитываться полностью или частично, если обучающийся знает, где находится интересующая его информация.

    Для успешного овладения чтением необходимо:

    1. Подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами.

        2.Тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета, быть доступными с точки зрения языковых трудностей, отличаться актуальностью с позиции общечеловеческих ценностей, содержать проблему.

Примеры упражнений

Предтекстовый этап (ориентировочный)

  •  «Ориентиры предвосхищения содержания» (верно - не верно, согласен - не согласен, до - после)
  • «Мозговой штурм». (Ассоциации по поводу заявленной темы)
  • «Глоссарий». (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста)
  • «Предваряющие вопросы». (Придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте)
  • «Рассечение вопроса». (Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия)
  • «Прогноз и впечатления». ( Попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации)

Текстовый этап (чтение)

  •  «Чтение в кружок» (попеременное чтение)
  • «Чтение в парах»
  • «Чтение с пометками. Приём Insert»
  • «Знакомая информация»
  • «Новая информация»
  • «Я думал (думала) иначе»
  • «Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше»
  • «Чтение с вопросами»
  • «Чтение с остановками»
  • «Тайм-аут!» (паузы для сохранения информации).
  • «Преобразование текста в таблицу»
  • «Компрессия текста» (план в вопросах, с ключевыми словами)
  • «Кластер»

Послетекстовый этап (рефлексивно-оценивающий этап)

  •  «Отношение между вопросом и ответом»
  • «Вопросы после текста» (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста)
  • «Ромашка Блума» (шесть лепестков - шесть типов вопросов)
    • простые (Кто? Когда? Где? Как?)
    • уточняющие (Правильно ли я понял..?)
    • практические (Как можно применить..? Что можно сделать из..?)
    • интерпретационные (Почему?)
    • творческие (Что будет, если..?)
    • оценочные (Как вы относитесь?)
  • «Взаимовопросы»
  • «Синквейн» (развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности)
  • «Сводные таблицы»
  • «Верно, неверно, нет информации»
  • «Проверочный лист»
  • «Изменение перспективы» (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц)


Используемая литература

  1. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р.Гальперин. – М.: Наука, 2015.
  2. Граник, Г.Г. Роль установки в процессе восприятия текста / Г.Г.Граник, А.Н.Самсонова // Вопросы психологии.- 1993.- № 2.
  3. Пономарева, Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е.А.Пономарева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2016. – № 2.
  4. Сметанникова Н.Н. Стратегии смыслового чтения. - 2014.
  5. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» [Электронный ресурс]. – 2009 Режим доступа: http://www.adu.by/.
  6. Совершенствование читательской грамотности учащихся как одно из условий успешной социализации личности [Электронный ресурс]/
  7. Г.М.Чепелева. Режим доступа: https://adu.by/ru/homepage/novosti/nauka/902-sovershenstvovanie-chitatelskoj-gramotnosti-uchashchikhsya-kak-odno-iz-uslovij-uspeshnoj-sotsializatsii-lichnosti.html
  8. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка /Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская. – Минск: Высшая школа, 2001 – 522 с.
  9. Приемы работы с текстом [Электронный ресурс]/https://drive.google.com/drive/folders/1SgtyYkBWOOhV-5YVaXpTSIbZ4e-OsSYd?usp=sharing)
  10. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е. Н.Соловова. – М.: Просвещение, 2002 – 238 с.
  11. Развитие читательских умений на уроке английского языка [Электронный ресурс]/И.И.Петречук. Режим доступа:http://io.nios.ru/articles2/88/2/razvitie-chitatelskih-umeniy-s-uchetom-trebovaniya-fgos-na-uroke-angliyskogo-yazyka-s
поделиться в:
Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов