План-конспект к уроку-обобщению по разделу «Земля на плане местности. Глобус и карта». География. 6 класс

Лукашевич Денис Викторович,

учитель географии и биологии 

ГУО «Гацуковская средняя школа»

 

Цели: Прививать познавательный интерес к географии, повторить пройденный материал, закрепить знания по темам: «План местности», «Глобус и географическая карта».

Задачи:

Обучающие: расширять кругозор учащихся; активизировать знания учащихся по географии, мотивировать изучение географии с помощью игровых форм.

Развивающие: развивать творческие способности, смекалку, логическое мышление.

Воспитательные: развивать навыки сотрудничества, командной работы и взаимопомощи; воспитывать уверенности в своих силах, собственных возможностях, любознательности.

Формируемые умения: осмысливать, структурировать и передавать информацию.

Оборудование: атласы по географии для 5-6 класса, физическая карта мира и карта Беларуси, маршрутные листы, карточки с названием станций и заданиями.

Тип урока: Обобщающий урок.

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности учащихся к проведению занятия, сообщение темы, плана игры.

    Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас пройдет урок-обобщение по Разделу 1, под названием «Путешествие по географическим станциям», в ходе которого вы побываете на различных станциях, таких как: Историческая; Масштабная, Топографическая; Координатная, Компасная, и Кроссвордная, где вам необходимо будет проявить свои знания, смекалку, ловкость и умения.

  1. Повторение изученного материала: Перед тем, как приступить к выполнению заданий, давайте немного повторим, то что мы изучили по первому разделу: Основные стороны горизон­та — север, юг, запад, восток. Ориентирование — определение своего местоположения в пространстве от­носительно сторон горизонта и местных предметов. Компас — прибор для ориентирования. Азимут — это угол между направлением на север и на объект местности. Азимут отсчитывают по ходу часовой стрелки и измеря­ют в градусах. Азимут на север равен 0° (360°), на вос­ток — 90°, на юг — 180°, на запад — 270°.

План местности — изображение небольшого участка земной поверхности в уменьшен­ном виде при помощи условных знаков. Условные знаки бывают линейные, площадные, внемасштабные и уточняющие.  Масштаб показывает, во сколько раз размеры на плане или карте уменьшены по сравнению с реальными. Существуют три вида записи масштаба: численный, именованный и линейный.

Глобус — уменьшенная объемная модель Земли. На планете два географических полюса — Северный и Южный. Меридиан — условная линия, соединяющая полюса. Эква­тор — условная линия на равном расстоянии от полюсов. Начальный меридиан делит земной шар на Западное и Восточное полушария, экватор — на Северное и Южное. Все меридианы имеют одинаковую длину, параллели — разную (уменьшается от экватора к полюсам). Градусная сеть — система параллелей и меридианов.

Географическая широта — расстояние в градусах от экватора до объекта. Широта бывает северная и южная, измеряется от 0° до 90°. Географическая долгота — расстояние в градусах от началь­ного меридиана до объекта. Долгота бывает западная и восточная, измеряется от 0° до 180°.  Географические ко­ординаты — это широта и долгота. По градусной сети можно вычислить расстояние. Технология GPS позволя­ет точно определять географические координаты.

Географическая карта — уменьшенное обобщенное изображение на плоскости зем­ной поверхности при помощи условных знаков. Карты, в отличие от планов, имеют градусную сеть и более мелкий масштаб. Все условные знаки на карте показаны в легенде. Неровности земной поверхности изображают цве­том при помощи шкалы высот и глубин и горизонталями. Карты различаются по масштабу, охвату территории и содержанию.

  1. Проведение «Физкультминутки».

Станция «Историческая»

 

Задание. В данном тексте при компьютерном наборе «выпали» имена ученых и путешественников. Восстановите первоначальный текст, подбирая имена, предложенные после текста.

 

География ­­–– наука о Земле. Название этой науке дал греческий ученый ______________. Выдающимися путешественниками были древние греки ______________ и ______________, которые в своих путешествиях собирали интересные сведения о народах, описывали природу неизвестных стран. В 1271 году через Средиземное море, по долинам реки Тигр до Персидского залива, через пустыни и горы Центральной Азии ______________________ со своим отцом и дядей проложил торговый путь в Китай. Но настоящим временем географии стала эпоха Великих географических открытий (конец XV – начало XVII в.). Европейцы искали морской путь в богатые страны Востока. Экспедиция ___________________ отправилась на поиски водного пути в Индию вокруг Африки. А _______________­­___ в 1492 году решил достичь Индию с другой стороны и поплыл на запад. В этом же году немецкий ученый ___________________ создал первый глобус. Первое кругосветное путешествие совершил __________________ в 1519-1522 годах.

 

«Потерявшиеся» имена ученых и путешественников:

 

1) Бехайм,

2) Васко да Гама,

3) Геродот,

4) Колумб,

5) Магеллан,

6) Марко Поло,

7) Пифей,

8) Эратосфен.

 

Станция «Масштабная»

 

Задание 1.

Соотнесите обозначение масштаба с его названием:

1) 1 : 100                                                               Линейный

2) В 1 см – 10 метров                                              Численный

3)   Именованный

 

 

 

 

Задание 2.

Переведите численный масштаб в именованный:

1 : 1000  (в 1 см ­– 10 метров)

1 : 25000 (в 1 см – 250 метров)

1 : 500000 (в 1 см – 5000 метров)

 

Задание 3.

Переведите именованный масштаб в численный:

1 см – 100 м  (1 : 10 000)

1 см – 2 м (1 : 200)

1 см – 3 км  (1 : 300000)

 

Задание 4.

Во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности?

1 : 100  (в сто раз)

В 1 см – 50 метров (в 5 тысяч раз)

1 : 2000 (в 2 тысячи раз)

 

Станция «Топографическая»

 

Задание. Ниже приведен отрывок из одного литературного произведения, где некоторые слова заменены топографическими знаками. Помогите восстановить первоначальный текст, замените знаки словами.

  1. 12.
  2. 13.
  3. 14.
  4. 15.
  5. 16.
  6. 17.
  7. 18.
  8. 19.
  9. 20.
  10. 21.

    11.

 

 

Станция «Координатная»

 

Задание 1. «28 января 1820 года вблизи 70° ю.ш. и 2° з.д. с обоих судов была замечена земля» – так писал об этом событии известный русский мореплаватель Михаил Лазарев. Какая земля была открыта в этот день?

Варианты ответов:

А. Новая Гвинея. Б. Новая Зеландия. В. Куба. Г. Антарктида.

 

Задание 2. 10 января 1821 года русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров с координатами 69° ю.ш. и 91° з.д. Что это был за остров?

Варианты ответов:

А. Врангеля. Б. Петра I. В. Тасмания. Г. Мадагаскар.

Задание 3. Потерпевший кораблекрушение герой романа Жуль Верна капитан Гранд сумел добраться до острова, координаты которого: 37° ю.ш. и 153° з.д. Это был остров:

Варианты ответов:

А. Петра I. Б. Табор. В. Шри-Ланка. Г. Сахалин.

 

Задание 4. Лёгкое парусное судно в Индийском океане терпит бедствие. Его координаты 10° ю.ш. и 60° в.д. На берегу какого материка радисты первыми услышат сигнал SOS?

Варианты ответов:

А. Африки. Б. Евразии. В. Австралии. Г. Южной Америки.

Задание 5. Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают другим названием. Как называется этот остров на карте, если его координаты: 27° ю.ш. и 109° з.д.

Варианты ответов:

А. Пасхи. Б. Гренландия. В. Петра I. Г. Мадагаскар.

 

Ответы:

Задание 1. Г. Антарктида. Задание 2. Б. Остров Петра I. Задание 3. Б. Остров Табор. Задание 4. 

А. Африка. Задание 5. А. Остров Пасхи.

 

Станция «Компасная»

 

Задание 1. Подпишете на компасе основные и промежуточные стороны горизонта:

 

Задание 2. В каком направлении течёт река Нил в Африке? (С юга на север).

Задание 3. В каком направлении необходимо двигаться кораблю от острова Мадагаскар, чтобы попасть в Индию? (С юго-запада на северо-восток).

Задание 4. В каком направлении нужно ехать из Минска, чтобы попасть в Гацук? (С севера на юг).

Задание 5. В каком направлении течёт река Амазонка в Южной Америке? (С запада на восток).

Задание 6. В каком направлении нужно лететь самолёту, из города Москва в Пекин? (С северо-запада на юго-восток).

 

Станция «Кроссвордная»

 

Задание. Разгадайте географический кроссворд, ответив на вопросы и записав ответы в соответствующие клеточки:

 

 

Вопросы:

  1. Столица России.
  2. Прибор для определения сторон горизонта.
  3. Отношение длины отрезка на плане или карте к его реальной длине на мест­ности.
  4. Материк, покрытый мощным слоем льда.
  5. Знаменитый русский путешественник, открывший путь в Индию.
  6. Русский мореплаватель, открывший Антарктиду.
  7. Угол между направлением на север и направлением на ка­кой-либо предмет.
  8. Прибор для определения относительной высоты.
  9. Отдельный предмет на местности, с помощью которого можно ориентироваться и оп­ределить свое местонахождение.
  10. Известный мореплаватель, который открыл Америку.

Ответы: 1. Москва. 2. Компас. 3. Масштаб. 4. Антарктида. 5. Никитин. 6. Лазарев. 7. Азимут. 8. Нивелир. 9. Ориентир. 10. Колумб.

 

  1. Подведение итогов.

После прохождения всех станций собираются задания, подводятся и оглашаются итоги. Победителям, занявшим 1, 2, 3 места, вручаются сладкие призы и ставятся отметки, остальным также ставятся отметки в зависимости от количества и правильности сделанных заданий.

 

  1. Завершение урока.

После выставление отметок, в конце урока, ученикам показывается познавательный видеоролик: «Интересные факты из географии» (Если остается время, если же нет, то можно порекомендовать посмотреть его дома).

 

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов