Валетко Жанна Александровна, учитель начальных классов Государственного учреждения образования «Средняя школа № 9 г.Слуцка» |
Тема: Простые текстовые задачи
Цель:
- повышение уровня математического развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей и опыта творческой деятельности.
Задачи:
- расширить и углубить учебный материал линии простых текстовых задач, изучаемый на уроках математики;
- содействовать формированию приёмов мыслительной деятельности;
- формировать мнение о ценности и необходимости сохранения дикой природы;
- способствовать воспитанию любви и ответственного отношения к природе.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер (ноутбук), м/медийная установка (телевизор), видеоролик о жизни зимородка, карточки «Ребусы» с QR-кодом, карточки с заданиями, конверты с набором пазлов «Зимородок», фишки в виде рыбки за правильные ответы, символические медали «Знаток», «Следопыт».
Музыкальное оформление:
· музыкальный видеоролик «А рыбы в море плавают вот так» для физкультминутки.
Форма проведения: квест с поиском названия птицы.
Участники: 2 команды учащихся по 5-6 человек.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Краем голубых рек и озёр, зелёных лесов и цветущих лугов предстаёт перед нами родная Беларусь. Наше путешествие – это лишь попытка заглянуть в таинственный и разнообразный мир белорусской природы. Попытка увидеть и понять, что удивительное всегда рядом, надо лишь уметь видеть, слышать и осознать, что красота природы такая хрупкая. В Беларуси есть особые территории, где охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. Это национальные парки. Приглашаю вас в увлекательное путешествие в национальный парк «Нарочанский».
- Постановка учебных задач.
Сюжет квеста
- Каждый вид птиц имеет своё название на русском и белорусском языках. Например, аист-бусел, скворец-шпак. Многие птицы имеют в народе своё название. Например, глухаря называют лесной курицей, а клестов - северными попугайчиками. Одних птиц так назвали по их внешнему виду или по цвету, других по особенностям поведения, третьих по месту обитания, любимой пище или по особенностям голоса. Сегодня вам с помощью вычислительных навыков и умения решать задачи предстоит разгадать, какую птицу в народе прозвали король-рыболов. Команде - победителю присваивается звание «Знатоки».
- Актуализация опорных знаний
а) - Выполните вычисления, запишите ответы в порядке возрастания и узнайте, где может встретиться птица-рыболов.
Карточки
17 - 2 |
|
Д |
|
12 - 8 |
|
З |
|
14 - 7 |
|
В |
20 - 6 |
|
О |
|
19 + 1 |
|
Я |
|
11 + 9 |
|
Х |
8 + 9 |
|
А |
|
11 - 4 |
|
Е |
|
6 + 5 |
|
З |
17 - 5 |
|
В |
|
12 + 4 |
|
Л |
|
12 - 3 |
|
О |
|
|
|
|
15 - 7 |
|
М |
|
20 - 3 |
|
У |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 + 7 |
|
Д |
Ответ: вода, земля, воздух.
За каждый правильный ответ команда получает фишки в виде рыбки и запечатанный конверт № 1. Карточки с ответами «Вода», «Земля», «Воздух» размещаются на доске.
б) Стихия нашей птицы - вода. Вам предстоит разгадать ребусы и раскрыть водные секреты таинственной птицы.
Проверка ответов с использованием QR-кодов, которые нанесены на обратную сторону карточки с ребусом.
- Камера вашего мобильного телефона поможет проверить ответы.
Ответы: лягушка, уклейка, корюшка.
За каждый правильный ответ команда получает фишки в виде рыбки и запечатанный конверт № 2. Карточки с ответами размещаются на доске под словом «Вода».
в) Решите задачи и узнаете интересные факты о птице-рыболове:
1) До обеда птица –рыболов поймала 7 уклеек, а после обеда 5 корюшек. Сколько всего рыбок поймала птица за 1 день?
2) На завтрак король-рыболов съел 2 рыбки. Сколько рыбок съел на обед король-рыболов, если за весь день он поймал 11 рыбок?
3) Птица-рыболов для своих птенцов за день поймала 20 лягушек, а уклеек на 30 больше, чем лягушек. Сколько уклеек поймала птица-рыболов?
4) За день птице –рыболову удалось поймать для своей семьи 60 рыбок. Из них 40- уклейки, а остальные корюшки. Сколько было корюшек?
За каждый правильный ответ команда получает фишки в виде рыбки и и запечатанный конверт № 3.
Это интересно:
- Действительно, птице-рыболову на 1 день необходимо около 12 рыбок длиной до 6 см. Во время кормления птенцам за 1 день необходимо до 70 маленьких рыбок.
- Физкультминутка
Танцевальные движения под музыку «А рыбы в море плавают вот так» https://www.youtube.com/watch?v=Q6b79zevTa0
- Работа по теме
а) Следующая стихия птиц - земля. В начале гнездового сезона пара приступает к рытью норки. Вцепившись коготками в обрывистый берег, птица роет клювом нору, а лапками отбрасывает выкопанную землю. Чтобы узнать некоторые факты из жизни таинственной птицы, необходимо дополнить тексты задач и решить их.
Используются схемы краткой записи простых задач.
1) Пара птиц вырыла норку за 7 солнечных и 5 ненастных дней.
2) За первые дни пара птиц вырыла коридор длиной 20 см, а за остальные- 80 см.
3) Первое яйцо самка отложила 15 апреля, а последнее через 4 дня.
4) Самка насиживала кладку яиц 9 дней, а самец на 3 дня больше.
За каждый вопрос и решение команда получает фишки в виде рыбки.
б) Стихия таинственной птицы – воздух. Чтобы раскрыть секреты, необходимо выполнить несколько заданий:
Карточка № 1
Задание: найти длину ломаной линии и узнать размах крыльев птицы-рыболова.
Карточка № 2
Задание: найти закономерность, продолжить ряд и узнать факты о птице-рыболове.
9, 12, 15,… - длина тела
8, 18, 28, … - вес
1, 100, 2, 90, 3, … - скорость во время полёта
За каждый правильный ответ команда получает фишки в виде рыбки и и запечатанный конверт № 4. Карточки с ответами размещаются на доске под словом «Воздух».
- Заключение
- Пришло время раскрыть название короля – рыболова. В конвертах находятся пазлы. На каждой части написаны буквы. Вам необходимо собрать из них изображение нашей таинственной птицы и прочесть его.
За правильный ответ команда получает фишку в виде рыбки и карточку с изображением зимородка.
- Почему зимородок так называется? Наиболее распространенная версия — это искаженное «землеродок» или «земородок». Зимородки выбирают для гнездования обрывистые берега и роют в земле норку, в которой выводят птенцов. То есть птицы действительно появляются на свет в земле, из-за чего и получили такое название.
Просмотр видеоролика «Охота зимородка» (1,19 мин).
- Подведение итогов
- Подошла к концу наша квест-игра. Понравилась ли она вам? Что нового открыли для себя? Как вы сможете применить полученные знания в повседневной жизни?
Приём «Дополни предложение»
Подсчёт фишек, вручение медалей.
- Ещё много тайн и секретов хранит природа. Каждый вид уникален и обладает только ему присущими особенностями. Ребята, учитесь наблюдать за окружающим миром природы. Беларусь – наш общий дом. Каким он будет сегодня и станет завтра, зависит от каждого из нас. Давайте будем ценить и беречь уникальную природу нашей родной Беларуси.