Урок русского языка в 3 классе. Правописание слов с разделительным Ъ.

Рубрика: Начальные классы

Драбеня Алла Николаевна,

учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа № 11 г. Слуцка»

 

Тема урока: Правописание слов с разделительным Ъ.

Цель: формирование орфографической зоркости учащихся.

Задачи:

  • формировать умение правильно писать слова с разделительным твёрдым знаком;
  • учить ана­лизировать, рассуждать;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки со словами, кроссворд «Словарные слова», схемы «Правописание Ъ» и «Правописание Ь», раздаточный материал с заданиями для парной и самостоятельной работы.

Ход урока

  1. Организационный момент

Ну-ка, юный мой дружок,               Чтобы иметь знания,

Ты готов начать урок?                 Понадобятся терпение и старание.                                                           

  1. Словарная работа

 На доске заполняется кроссворд, в тетради дети записывают слова, объясняя опасные места в словах.

  1. Выходной день.
  2. Жгучее, но очень полезное растение.
  3. Когда человек хорошо кушает, про него говорят, что у него очень хороший . .
  4. Подземная железная дорога.
  5. Круглый, вкусный, полезный овощ красного цвета.
  6. Любимые сладости детей во множественном числе.
  7. Наземная электрическая железная дорога. Представляет собой едущие по городу и перевозящие пассажиров вагончики
  8. Предмет, с которым грибники ходят в лес.
  9. Фруктовое дерево, на котором созревают яблоки.
  10. Этот предмет носят за плечами, им обязательно пользуются все любители путешествовать.
  11. Полезная лесная ягода, которая разукрашивает наши рот, язык и зубы.

 

 

1. С

У

Б

Б

О

Т

А

 

 

 

2. К

Р

А

П

И

В

А

 

 

 

 

 

3. А

П

П

Ё

Т

И

Т

 

 

 

4. М

Е

Т

Р

О

 

 

 

 

5. П

О

М

И

Д

О

Р

 

6. К

О

Н

Ф

Е

Т

Ы

 

 

 

7. Т

Р

А

М

В

А

Й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. К

О

Р

З

И

Н

А

 

 

9. Я

Б

Л

О

Н

Я

 

 

 

 

10. Р

Ю

К

З

А

К

 

 

 

11. Ч

Е

Р

Н

И

К

А

 

 

 

 

– Прочитайте, что у нас получилось в центре кроссворда? Сегодня тема нашего урока – правописание слов с Ъ. Наша задача: научиться правильно писать слова с ъ, не забывать о правописании ь, повторить правила написания ъ и ь.

Гимнастика для глаз

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко сожмем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

И работой занялись.

 

  1. Чистописание

- Давайте для начала вспомним, как правильно пишутся эти буквы. Минутка чистописания:

Ь еёюяи льёт, пьют, ручьи, братья

Ъ еёюя подъём, съехал, объявление

 

  1. Повторение изученных правил

На доске записаны слова:        ПОДЪЁМ  ЛИСТЬЯ    ПОЕХАЛ       ОТДАЛ

– Предлагаю на минутку стать исследователями и проанализировать, почему в одних словах есть Ъ или Ь, а в других словах нет.

Вспоминаются правила и вывешиваются на доске схемы

С приставкой на согласную

Дружу я с давних пор,

И предо мной лишь гласные

Стоят как на подбор.

Вот эти гласные, друзья:

е, ё, ю, я.

Перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё –

Перед я, ю, и, е, ё.

 

  

 

  1. Актуализация опорных знаний

Учащиеся выходят к доске, выбирают карточку со словом, записывают в один из столбиков, объясняя свой выбор (в первый столбик записываются слова с Ъ, во второй – с Ь, в третий – слова, в которых этих букв нет).

 

Ъ

с..ехал

об..яснил

от..езд

с..едобный

об..ём

Ь

крыл..я

свин..я

жил..ё

здоров..е

пер..я

по..вёз

до..ехал

от..дал

под..водный

вы..яснил

 

Физкультминутка (подвижная)

- Я буду читать слова. Если вы услышите слова, в которых пишется разделительный твёрдый знак, - приседаете, если не пишется – выполняете повороты вокруг себя:

Съедобный, наехал, разъярённый, выехать, въехать, уехал, съехал, отбил, объявил, пояснил, подъехал, друзья, отъехал, объявление, поехали, съёмка, прибежал, вбежал, съёжился, лисьи, объяснение.

  1. Работа по теме урока

1) Работа в парах: дополнить подходящими по смыслу словами с разделительными ъ и ь. Записать 4 любые предложения. Подчеркнуть в них главные члены предложения.

Осенью на _______________ висят жёлтые _____________ . Мальчик ______________ кусочек пирога. Сова вылетает на охоту ________________ . Учитель на уроке _________________ новый материал. Весной птицы _______________ гнёзда. Ульяна _________________ с горы на лыжах.

2)  Работа с учебником: упр. 90. Записать предложения по рядам. Повторить правило переноса слов с Ъ: выписать слова с ъ и разделить их для переноса.

3) Выполнение теста

-  Перед вами лежат тесты: правильные ответы на вопросы подчеркните.

 

7. Домашнее задание (инструктаж с. 53, упр. 96, прав. – с. 48, 49)

 

8. Подведение итогов. Рефлексия

– Чему учились сегодня на уроке?

– Где можно применить ваши знания в жизни?

Оцените свою работу на уроке, используя фразеологический оборот

·            не ударил лицом в грязь

·            работал не покладая рук

·            добился своего

·            убил время

·            хлопал ушами

·            шевелил  мозгами

·            тяп да ляп

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов