Сценарий музыкально-экологического занятия "Спасение Капельки"


Летковская Анна Сергеевна,

музыкальный руководитель 

ГУО «Детский сад № 4 г.Слуцка»

Цель:

формирование у воспитанников основ экологической культуры, дать представление о болоте как экосистеме

Задачи:

- формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в удобном диапазоне, эмоционально передавать характер мелодии;

- закрепить умение правильно извлекать звуки, прислушиваясь к другим исполнителям;       

- воспитывать бережное, гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле;

- развивать музыкально-ритмические способности посредством фольклорных танцев-хороводов;

- привлекать к белорусскому народному творчеству.

 

Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие, но для начала давайте поприветствуем друг друга:

                                     Нам здороваться не лень:

                                     Всем «Привет!» и «Добрый день!»

                                     Если каждый улыбнется-

                                     Утро доброе начнётся!

                                     Доброе Утро! (фото1)

Ведущий: Ребята посмотрите, у нас какое время года сейчас? (Весна)

                  А как вы поняли, что наступила Весна? (Растаял снег, потеплело, на деревьях появляются листочки, травка зеленеет, птички прилетели из тёплых стран). Правильно, вся природа проснулась ото сна. Значит самое время позвать Солнышко, а для этого мы исполним песню-хоровод «Веснянка».

 

«Веснянка»

 

Входит Капелька (фото2)

Ведущий: здравствуй, незнакомка, а кто ты такая и что ты здесь делаешь?

Капелька: Я- живая капелька, я наполняю водой все реки, моря, океаны. Ещё  проверяю, всем ли хватило воды? Чистая ли вода в реках и озерах?

 

Ведущий: Какая же ты полезная, Капелька, ведь вода нужна всему живому: и растениям, и животным, и людям

Капелька: а ещё я очень весёлая и люблю поиграть. Поиграем с вами?

 

Игра: «Да или нет»

 

Капелька:

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

 

Если съем конфету я

И выброшу бумажку? (нет)

 

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

 

Если ветку подвяжу

Колышек подставлю? (да)

 

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

 

Внезапно звучит гром,  появляется Грязнуля.

 

Грязнуля:

Посмотрите на меня, я ведь Зло в природе.

Я и в речке, и в пруду, и на огороде.

Засоряю водоёмы, реки и озёра.

Задыхайтесь все вокруг,

Гибни всё живое!

Не нужна вам капелька-

Её я заберу,

без воды ведь лучше-

правду говорю!

 

Грязнуля уводит капельку из зала.

 

Ведущий: Как же нам ребята, быть?  Что может случиться на плане Земля без капельки, без воды?

Дети: Станет очень жарко, изменился климат. Засохнут деревья и  цветы, пересохнут реки, пропадет чистый воздух, погибнут животные, не слышно будет пения птиц, не будут летать насекомые.

Ведущий: Да, будет настоящая экологическая катастрофа. Как же нам вернуть Капельку? Ой, кажется, Грязнуля что-то уронила! (рассматривает) Да это же карта-маршрут мест, где она любит гулять и засорять Планету Земля! И  первое место, где она любит гулять- это Лес. Нам срочно нужно  отправиться на поиски в лес за Грязнулей. Вы готовы? (Да!) Ну тогда садимся в наш паровозик и поехали!

 

Под музыкальное сопровождение «Сказочный паровозик» А.Щукина «Едем»

На экране заставка «Птицы»

 

1 станция «Птичий городок»

Ведущий: ребята, лесные птицы очень рады наступлению Весны, поэтому они поют свои весёлые песенки. А мы с вами послушаем их трели.

Слушание музыкального произведения «Птичий Хор»

Ведущий: Ребята, нужно определить по птичьим трелям кукушку, дятла,  сороку, ворону, соловья, аиста     (фото 3)

(на экране появляются соответствующие слайды, заходит Бусел)

Ребята пропевают: Буслик, Буслик, как живёшь?

Буслик: Хорошо, ребята! Я – Буслик, природный символ Беларуси.

Ведущий: становись скорей в кружок, будет веселей, дружок.

 

Гульня «Бусел»

Дети стоят в кругу, по считалке выбирается Бусел, который становится в центр. Дети исполняют Буслу песню, когда останавливаются - Бусел должен выбрать себе друга. Затем они выходят из круга и становятся спиной к спине. Оббегают круг, стараясь первым вернуться на «своё» место.

Ведущий: Буслик, у нас беда, Капельку похитила Грязнуля, и планета может остаться без воды, изменится климат на планете Земля, вот мы и отправились на её поиски.

Буслик: я вам помогу, вам нужно отправиться на лесную опушку, умная и  добрая там Пчела живёт,  к Капельке она вас приведёт. А мне пора, до свиданья, детвора!

Ведущий: Тогда в путь.

2 станция «На лесной опушке»

Ведущий: Как же красиво на лесной опушке, но нет здесь Капельки.

 

Вылетает Пчела, сидит пчела на пенёчке.

 

Ведущий: На полянку Цветов мы попали. Посмотрите здесь живёт пчела, давайте поздороваемся с ней.

Дети пропевают: Пчёлка, пчёлка как живёшь?

Пчёлка: Здравствуйте, ребята!

На веселом на лугу, здесь я весело живу!

Всю пыльцу я собираю, и цветочки охраняю.

А в свободное время на музыкальных инструментах весело играю.

Ведущий: Точно! А давайте чтобы Капелька нас услышала, сыграем на музыкальных инструментах весёлый оркестр.

 

Оркестр «Озорная полька»

Ведущий: А следующий пункт нашего маршрута – болото.

3 станция «Болото»

(фото 4)

Ведущая: Ребята, мы с вами оказались на болоте. Смотрите, здесь кто-то есть Звучит музыка «На болоте» (звуки лесного болота), затем звучит кваканье, выходит Лягушонок, звучит Приветствие:

Дети: Лягушонок, как живёшь?

Лягушонок: Здравствуйте, ребята!

Ведущий: за Капелькой мы идём, никак её мы не найдём. А что  приключилось с тобой?

Лягушонок: Завалило мусором, ручеёк лесной.

                     Почернела в нём вода, в ручейке застой!

                     Любимое болото моё пересыхает,

                     И вкусные комарики здесь больше не летают!

Ведущий: Ой, и правда, смотрите, сколько мусора оставила в ручейке Грязнуля. А если не убирать мусор, если пересохнет любимое болото Лягушонка, как вы считаете, ребята, что может произойти на Земле?

Дети: Погибнет все то, что растет на болоте, исчезнут «жители» болота.

Ведущий: В Республике Беларусь очень много болот, они как легкие насыщают нашу Беларусь кислородом. Болота – огромный резервуар чистой и пресной воды и настоящее сокровище для Беларуси. Они эффективнее деревьев очищают воздух. 35 процентов птиц и около 40 процентов насекомых, которые занесены в Красную книгу, обитают на болотах. Болотные экосистемы нуждаются в охране и рациональном использовании для предупреждения изменений климата и сохранения всего живого, что обитает на болотах.

Еще раньше люди специально осушали болота, а через некоторое время проявились отрицательные последствия мелиорации: резкое падение уровня грунтовых вод, обмеление рек, в некоторых деревнях пропала вода в колодцах, климат начал меняться, появились огромные карьеры, непригодные для использования. Это привело к уменьшению количества особей серого журавля, болотной совы, они и сейчас занесены в Красную книгу. В Европе болот почти не осталось. Осознав, к чему приведѐт полное осушение болот, в Беларуси к мелиорации стали подходить аккуратно. Некоторые из них снова затапливают и возвращают в первозданный вид. Болота Беларуси находятся под охраной государства.   

А вот и Грязнуля, она открывает синюю ткань «Ручеёк».

Ребята, нам нужно срочно навести порядок. Только мы будем не просто убирать мусор, а сортировать его. В синий контейнер – бумагу, в оранжевый – пластик.

 

На экране слайды, что можно сделать из переработанного мусора.

 

Игра «Сортировка мусора»

Лягушонок: Спасибо, ребята, чистая водичка в ручейке лесном, угощайтесь!

                      Весело попляшем на моём болоте,

                      И сразу Капельку вы свою найдёте!

Ведущий: Ну-ка, ручейки, выбегайте и болото в чистую реку превращайте.

 

Танец «Ручеёк» сл. и муз. Евтодьевой

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы все смелые, дружные защитники природы, прогнали мы Грязнулю! И теперь вода в наших водоемах будет чистая и свежая.

(появляется Капелька)

Капелька: Спасибо вам ребята, от Зла всю планету освободили! Теперь я смогу наполнить все водоёмы чистой водой.

Ведущий: Ура! Капельку мы спасли, теперь вся планета Земля наполнится чистой водицей. А нам пора в Капелек превратится и в танце дружном закружится!

Хореографическая композиция «Капельки»

(фото 5)

Ведущая: Ребята, а как называют людей, которые помогают природе?    Правильно, Экологи. Вы сегодня стали настоящими экологами! Я  поздравляю вас и хочу повязать вам эти зелёные галстуки.

Ритуал посвящения в Экологи (под музыкальное сопровождение)

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы умеете бережно обращаться с природой.   Спасибо вам за такое чудесное путешествие! До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(фото6)

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов