Урок русского языка в 3 классе. Общее понятие о частях речи

Рубрика: Начальные классы

Герего Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа № 11 г. Слуцка»

 

Тема: Общее понятие о частях речи                            

Цель:

  • формирование обобщенного понятия о части речи как грамматическом классе слов.

Задачи:

Образовательные:

- дать первоначальное представление об имени существительном, имени прилагательном, глаголе, предлоге как частях речи;

- развивать умение распознавать части речи по вопросам, значению и синтаксической роли в предложении;

- воспитывать у учащихся уверенность в своих силах, наблюдательность;

- создать условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности

Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс, ч. 2», рабочие тетради, презентация, толковый словарь, карточки с названиями частей речи, с индивидуальными заданиями.

Ход урока

  1. Организационный этап

Прозвенел звонок, начинается урок.

Давайте за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Если вместе, если дружно,

Все получится, как нужно!

- Я желаю вам удачи на уроке! Ведь с маленькой удачи начинается большой успех!

  1. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала

1) Чистописание

под..ёмный  об..явление    сем..я   с..ехал

- Догадались, какие буквы будем прописывать на минутке чистописания?

- Какое слово лишнее? Почему?

- Запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Найдите слова с приставками, приставки выделите.

- Устно с одним из слов составьте предложение

2) Словарная работа: картинный диктант (слайды с 3 по 12)

- Внимательно смотрите на экран, запишите слово.  

Синица, пальто, трамвай, картофель, конфета, рябина, автобус, ладонь, сапоги, собака. Взаимопроверка (слайд 13)

III. Этап целеполагания (слайд 14)

- Перед вами карта города, в городе – улицы: Фонетическая, Лексическая, Орфографическая, Морфологическая, Синтаксическая. Вам уже знакомы какие-нибудь улицы? (Ответы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сегодня мы отправимся на одну из незнакомых улиц. Как называется эта улица, вы узнаете, разгадав числовой ребус. А поможет вам в этом знание алфавита:

 

14

16

18

22

16

13

16

4

10

33

м

о

р

ф

о

л

о

г

и

я

 

- Что обозначает это слово, вы можете посмотреть в словаре.

- Раздел «Морфология»  изучает части речи, их категории и формы. На улице Морфологии мы построим многоэтажный и многоподъездный дом.

IV. Этап изучения нового материала

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения? (Ответы)

- Все слова – это фундамент нашего дома.

Работа с учебником: упр. 98

- Сначала выпишем слова с одной звёздочкой (1 учащийся у доски)

- Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? (строим 1 подъезд)

- Эти слова образуют группу под названием ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Выпишем слова с двумя звёздочками (1 учащийся у доски)

- Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? (строим 2 подъезд)

- Эти слова образуют группу под названием ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Теперь выпишем слова с тремя звёздочками (1 учащийся у доски)

- Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? (строим 3 подъезд)

- Эти слова образуют группу под названием ГЛАГОЛ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А теперь подумайте и скажите, какая группа маленьких слов нам известна?

- Они что-нибудь обозначают? Отвечают на какие-нибудь вопросы?

- А для чего нужны предлоги? (строим 4 подъезд)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Накрываем крышу нашего дома. Это ЧАСТИ РЕЧИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте прочитаем правило на стр.56

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (музыкальная, слайд 15)

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала

- Давайте покатаемся на лифте и расскажем всё, что нам известно о частях речи.

(Ответы учащихся)

  1. VI. Этап закрепления изученного материала

1) упр. 100 (коллективно, устно)

2) упр. 101 (по рядам,  3 ученика у доски)

3) игра «О чем так можно сказать?»

- Я называю имена прилагательные, а вы — предмет, к которому их можно отнести.

Красный, синий и зеленый... (шар).

Вкусный, сладкий и соленый... (огурец).

Круглый, твердый и колючий... (еж).

Злой, холодный и трескучий... (мороз).

— Слова «шар», «огурец», «еж» и «мороз» — к какой части речи относятся? Почему? (Ответы)

- Я буду называть эти имена существительные и вопросы, а вы должны дать ответ.

Шары (что делают?) ... (метают).

Огурцы (что делают?) ... (растут).

Ежи (что делают?) ... (колются).

Морозы (что делают?) ... (трещат).

- Как называются эти слова? (Глаголы.)

4) упр. 103 (письмо по памяти,  взаимопроверка)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

VII. Этап контроля и самоконтроля

Работа в парах (карточки)

  • Вставьте пропущенные буквы. Над словами укажите части речи (сущ., пр., гл.)

Идёт мя..кий сне.. . Снежные хлоп..я легли на крыш.. д..мов. Снежок одел кусты в пуш..стые варе..ки.

Проверка ( слайд 16)

VII. Домашнее задание ( слайд 17)

 Инструктаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Подведение итогов

ТЕСТ (слайды 18 – 21)

  1. Какой частью речи являются слова, которые обозначают предмет?

- именем существительным

- предлогом

- глаголом

  1. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

          - кто? что?

          - где? когда?

          - какой? какая? какое? какие?

  1. Что обозначают глаголы?

          - признак предмета

          - действие предмета

          - предмет

 

  1. IX. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Где можно применить эти знания в повседневной жизни?

- Закончите фразы:

Мне понравилось...

Мне было трудно …

- Спасибо за урок!

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов