Дорошевич Инна Дмитриевна, учитель немецкого языка первой квалификационной категории Государственного учреждения образования «Средняя школа №8 г.Слуцка» |
|
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий является одним из показателей уровня профессионального мастерства учителя на современном этапе развития образования.
Каждый учитель старается построить свой урок таким образом, чтобы предоставляемый материал легко запоминался и учащийся мог применять свои знания в дальнейшем.
Психологами доказано, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые: большой процент всей информации, воспринимаемой человеком, приходится именно на зрение.
Преимущества визуализация учебного материала:
- помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию, увеличить объем запоминаемой информации;
- развивает критическое мышление;
- активизирует учебную и познавательную деятельность;
- помогает учащимся интегрировать новые знания;
- позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте;
- повышает уровень заинтересованности в изучении материала;
- обеспечивает систематизацию полученных знаний;
- стимулирует креативные процессы, логические выводы и ассоциации;
- формирует и развивает критическое и визуальное мышление; образное представление знаний и учебных действий.
На уроке иностранного языка учителю доступны различные варианты визуализации учебного материала: видеоролики, презентации, фрагменты кинофильмов, схемы, ментальные карты, логические карты, опорные конспекты, инфографика, облако слов, матрицы-подсказки, тренажеры. Качественному зрительному восприятию помогает технически оснащенный кабинет иностранного языка, в котором обязательно должен присутствовать компьютер, интерактивная доска, принтер, сканер, доступ в сеть Интернет.
В этой статье мы рассмотрим некоторые цифровые ресурсы, которые нам помогут визуализировать материал на уроке.
Данные сервисы предназначены для выучивания слов и закрепления языковых навыков в различных форматах. Принцип действия платформ очень похож: учитель составляет свой набор слов (русский-английский, английский-английский, английский-картинка), с которым и будет потом вестись работа учащегося. Наборов слов можно составить сколько угодно, поэтому можно легко варьировать и уровень сложности, и объемы заданий, что облегчит работу с разноуровневыми группами и потоками.
Что такое Quizlet?
Quizlet — это бесплатный сервис, который позволяет легко запоминать любую информацию, которую можно представить в виде учебных карточек. Все что требуется — это найти в базе или создать интерактивный материал — собственные карточки, добавляя к ним картинки и аудиофайлы и затем выполнять упражнения и играть в игры, чтобы запомнить данный материал.
Для входа в сервис необходимо зарегистрироваться или произвести вход через Google или Facebook.
В Quizlet можно отправлять ученикам ссылку на модуль/курс, либо они сами могут найти их по имени преподавателя.
Что могут делать с карточками ученики?
В Quizlet существует семь разных способов работы: пять учебных режимов и две игры.
Функции Quizlet для учителей
- Преподаватели могут находить уже готовые учебные материалы, созданные другими пользователями (используем кнопку «поиск» в левом верхнем углу) или создавать свои собственные карточки (используем кнопку «создать» в верней панели).
- Так же в Quizlet есть функция смешивания модулей. Это особенно полезно для повторения лексики предыдущих уроков, что не всегда легко обеспечить в условиях школы. Для этого нужно выбрать опцию «Объединить модули», выбрать модули на объединение, и дальше дать упражнение по вкусу и ситуации. Опыт показывает, что регулярное использование таких упражнений повышает уровень усвоения предмета.
Онлайн-сервис Voki позволяет создавать говорящие интерактивные аватары.
- Для создании аватара Вы можете использовать не только мужское или женское лицо, но и различные оригинальные варианты, например, монстра, персонаж фэнтези или аниме, смайлы, лица политиков и известных исторических фигур. Аватару можно выбрать одежду и аксессуары, а также задать цвет глаз, волос и кожи.
- Вы также можете записать голосовое сообщение одним из следующих способов: при помощи микрофона, по телефону, напечатав текст, или закачав аудио-файл.
- Готовый аватар можно отправить по электронной почте, опубликовать онлайн, добавить к документам и презентациям.
- Voki позволяет повысить мотивацию, привлечь и удержать внимание учащихся, развить воображение.
- На сайте можно найти подробные инструкции и видео-уроки (на английском языке), которые помогут разобраться со всеми особенностями работы сервиса. Основные функции Voki доступны бесплатно, но для того, чтобы полноценно использовать сервис в обучении, имеет смысл оформить платную подписку на Voki Classroom, что даст Вам такие дополнительные возможности, как создание класса, добавление учащихся, и запись аудио большей длительности.
Доска Padlet— удобный инструмент для работы на онлайн-уроке в школе. Его функционал похож на онлайн-доску, на которую можно прикреплять записи, фотографии, видео, файлы и ссылки на внешние ресурсы. Особенность платформы в том, что ей одновременно могут пользоваться несколько человек, например, все ученики в классе, и комментировать работу друг друга.
Padlet – виртуальная доска для онлайн-уроков, инструмент дистанционного обучения, который можно использовать почти на любых предметах. Удобство сервиса в том, что обсуждать задания можно в режиме реального времени: ученик вывесил свою работу на доску, а учитель её сразу увидел и смог оценить и прокомментировать, не собирая тетради и не скачивая документы на компьютер. Зарегистрироваться в Padlet просто – с помощью Google, Microsoft или Apple-аккаунта.
У доски Padlet обширный функционал, доску можно оформить в нескольких форматах, поэтому использовать Padlet можно на разных предметах.
Можно оформить доску в виде стены, холста, ленты, колонок, беседы или карты.
Для обсуждения проблемного вопроса или мозгового штурма на уроке литературы на платформе Padlet подойдет вариант беседы, наглядности уроку истории придаст хронология, на биологии можно создать общий документ с информацией по какой-либо теме в форме колонок, на английском можно собрать базу эссе по одной теме в виде ленты, а на уроках по географии воспользоваться картой, чтобы помочь ученикам запомнить месторасположение стран и их столиц.
Как можно использовать виртуальную доску Padlet на онлайн-уроках в школе:
- Для повторения изученного. Например, вы можете сами подготовить доску, поместить на неё необходимые материалы и попросить учеников бегло их просмотреть в начале урока. Любой ученик может задать вопрос, если ему что-то непонятно в материале.
- Для изучения алгоритма какого-то процесса или явления и запоминания хронологии событий. Такой вариант подойдёт, например, для занятий по истории, литературе или математике. На уроках математики можно выстроить алгоритм решения задачи или уравнения, на литературе — выстроить логику сюжета произведения, а на уроке истории попросить учеников разместить события в ходе конфликта или в биографии царя на доске в хронологическом порядке.
- Использование Padlet удобно для организации коллективного мозгового штурма на уроке — с помощью сервиса это возможно, даже если участники находятся на расстоянии. Мозговой штурм на уроке можно проводить среди всего класса или отдельных групп. При этом каждый участник может предложить свои идеи, а остальные увидят их и смогут оставить комментарий или поставить лайк. В результате получается общий документ, которым можно пользоваться. Например, можно подготовиться к написанию проблемного эссе: совместными усилиями определить, какую тему нужно поднять и с какого угла её рассмотреть. Вы как учитель тоже можете оставлять комментарии и ставить лайки.
- Для обсуждения проблемных вопросов. В этом инструменте дистанционного обучения вы можете задать в описании тему урока или поставить неоднозначный вопрос, на который вы предлагаете школьникам порассуждать. Ученики пишут свои мысли, видят ответы одноклассников и комментируют их. Таким образом получается дискуссия.
- Для проведения опроса после изучения той или иной темы. Можете попросить учеников ответить на несколько вопросов: насколько хорошо они поняли тему, что осталось непонятным, что нового они узнали. Вы можете прокомментировать их ответы, добавив текст, ссылку, фотографию или видео. В будущем эту онлайн-доску можно будет использовать для повторения материала.
- Для совместного конспектирования. Виртуальная доска Padlet существенно облегчит работу учеников, когда нужно законспектировать лекцию или доклад, ведь можно сделать это общими усилиями. А на полях ребята могут задавать вопросы или писать комментарии. К тому же, такой конспект поможет разобраться в теме ученикам, которые пропустили занятие.
- Для создания совместных презентаций, проектов или коллекций учебных материалов по одной из тем предмета. Можно создать онлайн-доску со ссылками на учебные статьи, картинками, видеозаписями — всей необходимой информацией для того, чтобы разобраться в теме или освежить знания по ней. Каждый ученик сможет внести свой вклад в создание такой коллекции. Доску можно использовать в будущем в работе с другими классами.
Особенности работы на платформе Padlet
Использование Padlet существенно экономит время: в нём можно работать в режиме реального времени — учителю не нужно скачивать документ с работой ученика на компьютер, а ученику ждать проверки.
С помощью этого инструмента дистанционного обучения на уроке выстраивается коммуникация на уровне ученик-ученик. Задача учителя — подготовить задание и давать комментарии в процессе работы.
В отличие от Google Docs, на платформе Padlet нельзя убрать чужой комментарий, его можно только оценить. Поэтому весь ход работы над вопросом сохраняется на доске для онлайн-уроков и виден всем.
Современным ученикам нравится такой метод проведения уроков и формат взаимодействия с учителем и одноклассниками: работа с доской для онлайн-уроков — это возможность добавить в занятие творчества, продемонстрировать результаты своей работы, высказать своё мнение и узнать, что думают другие. Тот факт, что работу увидят одноклассники, мотивирует ребят подходить к заданиям ответственно и качественно их выполнять. Главное условие для такого метода проведения урока — в классе должны быть комфортные отношения между ребятами, чтобы они не боялись высказывать своё мнение.
Задания Vznaniа можно выводить на уроке в классе и давать в качестве разминки. Так же можно отслеживать прогресс каждого ученика и делать выводы об эффективности того или иного задания и собственно работы учащегося.
По моему опыту преподавания, эти приложения действительно помогают улучшить уровень усвоения материала детьми за счет интерактивности и следования основным принципам запоминания информации. Особенно ценно это оказалось в условиях дистанционного обучения, когда способов помочь детям выучить что-либо осталось совсем немного. Надеюсь, что этот опыт окажется полезным для коллег.