Шейко Ольга Валентиновна, методист высшей квалификационной категории государственного учреждения образования «Слуцкий Центр детского творчества» |
Согласно Концепции непрерывного воспитания одной из задач воспитания является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии. Формирование национального самосознания, активной гражданской позиции невозможно без приобщения обучающихся к культурному наследию своих предков, самобытности и неповторимости народных традиций и обычаев.
Перспективным направлением в формировании интереса у обучающихся к этнокультурным региональным традиция малой родины в современных реалиях является использование цифровых технологий. Сегодня на смену традиционной дидактике, приходит так называемая «электронная» (е-дидактика) либо «цифровая» дидактика XXI века [3]. В государственном учреждении образования «Слуцкий Центр детского творчества» при реализации областного педагогического проекта «Творческое развитие обучающихся посредством изучения региональных этнокультурных традиций в образовательном процессе» (2018/2021 гг.) широко используются цифровые технологии. Цифровые образовательные ресурсы обладают уникальной возможностью знакомства с культурой, традициями и бытом белорусского народа, включая посещение этнографических музеев, участие в народных праздниках, знакомство с местными народными промыслами, прикладным искусством. Проведение учебных занятий, воспитательных и культурно-массовых мероприятий с использованием цифровых технологий позволяет сделать организуемое событие более ярким и привлекательным для обучающихся, способствует повышению мотивации к изучению родного края. Образность подачи информации иллюстрирует этнокультурные региональные традиции, показывает их новые смыслы и грани, оживляет их, позволяет почувствовать себя непосредственным участником событий.
Реализация современной программы объединения по интересам сегодня невозможна без использования слайд-шоу, виртуальных экскурсий и путешествий, интерактивных плакатов (рис.1), которые способствуют более глубокому усвоению материала посредством полисенсорной активности обучающегося, увеличению степени визуализации и реализации принципа наглядности в учебной деятельности. |
В народной изостудии «Вытокі», народной студии декоративно-прикладного творчества «Спадчына», образцовом ансамбле танца «Папараць-кветка», объединениях по интересам «Слуцкі сувенір», «Берегиня», «Волшебная шкатулка», «Веселая кисточка», «Цимбалы» учащиеся осваивают содержание образовательных областей, знакомятся с традиционной культурой белорусов при помощи слайд-шоу: «Лен – северный шелк», «Слуцкий строй на старых фотоснимках» мультимедийных презентаций «Народный костюм – живая традиция», «Региональные особенности ткачества на Слутчине», «Ткачество как вид декоративно-прикладного искусства», «Художники-пейзажисты», «Художники-анималисты», «Декоративное искусство Беларуси», «Утраченные памятники Слутчины», «Развитие музыки по эпохам». В качестве способов оценивания результатов освоения программы используются онлайн-тесты, онлайн-викторины, созданные при помощи форм Google: онлайн-викторины «Слуцкий пояс», онлайн-тесты «Культура и быт белорусов», «Исторические памятники города Слуцка».
Неподдельный интерес у обучающихся вызывают компьютерные дидактические игры, которые представляют собой вид электронного образовательного ресурса, функционирующий на базе цифровых технологий и состоящий из цепочки заданий, построенных на основе развивающего обучения. Использование звука, движения, цвета в играх повышают мотивацию и помогают передать информацию в доступной, понятной и привлекательной форме обучающимся. Компьютерная игра путем практической манипуляции способствует процессу познания и запоминания, увеличению уровня познавательных возможностей, развитию у обучающихся познавательной активности, исследовательских способностей, талантов, приобретению знаний, умений и навыков. Конечно, создать масштабную компьютерную игру с 3d графикой, объемным звуком уровня World of Tanks без специальных знаний невозможно, но любой педагог, владеющий компьютером на пользовательском уровне, в состоянии разработать анимированную дидактическую игру на базе Microsoft Power Point. На сегодняшний день у нас в учреждении разработаны и применяются следующие электронные дидактические игры: «Своя игра «Мой Слуцк», «Знатоки Слутчины», «Своя игра «ВНИМАНИЕ – дорога», «Нормативно-правовая компетентность педагога», «Дорога Победы».
Read this book made on StoryJumper
Перспективное направление в «цифровой» дидактике – электронные книги, пособия, учебники с мультимедийным контентом, которые педагог может создавать сам в соответствии с содержанием образовательной программы, целью и задачами занятия, что особенно актуально для дополнительного образования детей и молодежи, ввиду недостаточного наличия подобных материалов. Реалистичное перелистывание страниц, яркие иллюстрации к тексту позволяют максимально интересно представить информацию. |
Среди сервисов по созданию электронных книг можно рекомендовать Storyjumper, iSpringSuite. Электронная книга «Слуцкая бэра» (рис. 2) https://www.storyjumper.com/book/index/75672285/5ddbe8b4c61d5 создана в Storyjumper.
Цифровые технологии помогают обучаться быстро, удобно и качественно, они делают процесс обретения новых знаний простым и доступным. Цифровая реальность, с одной стороны, создает серьезную конкуренцию традиционной форме получения образования, а с другой стороны, побуждает педагогов искать новые организационные формы, оживлять образовательные программы, переосмысливать методы обучения и налаживать более эффективную обратную связь с обучающимися.
Таким образом, цифровые технологии позволяют вывести деятельность по приобщению подрастающего поколения к этнокультурным региональным традициям малой родины на качественно новый уровень.
Список использованных источников
- Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. – [Электронный научный журнал «Наука и перспективы» №2, 2017] – Режим доступа : http://nip.esrae.ru/ru/14-r115 . – Дата доступа: 14.11.2019.
- Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения [Электронный ресурс] / Т.Н. Губина // Молодой ученый. – 2012. – № 3. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/38/4465 . – Дата доступа : 28.11.2019.
- Симчера, М. И. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики [электронный ресурс] / М. И. Симчера // Молодой ученый. – 2020. – № – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/306/68987 . – Дата доступа : 27.07.2020.