Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы посредством использования технологии «Текстографика»

Лагун Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа № 12 г.Слуцка»

 

Кем бы ни был современный человек, какой бы вид деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, который не только усваивает содержание, но и умеет находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно – вот важная задача.  Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании «целями образования являются формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности обучающегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций».

Образовательный процесс на I ступени общего среднего образования ориентирован на формирование у учащихся ключевой интегративной компетенции «умение учиться», обеспечивающей личностное и познавательное развитие человека на протяжении всей жизни.

Действительно, полученные в школе знания, умения, навыки и компетенции должны помочь молодому поколению адаптироваться к постоянным переменам, научиться решать важнейшие жизненные проблемы.

Один из главных путей формирования функционально грамотной личности – это читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Под читательской грамотностью подразумевается «способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида» (PIRLS); «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» (PISA) .

Формирование читательской грамотности базируется не только на овладении навыком и техникой чтения, но и на создании условий для того, чтобы учащиеся начальных классов приобрели необходимые умения для полноценной читательской деятельности при работе с любым видом текста. А именно:

  • умением находить и извлекать информацию из текста;
  • умением интегрировать и интерпретировать информацию;
  • умением осмыслить и оценить содержание текста;
  • умением ориентироваться в различных источниках информации;
  • увеличить темп чтения.

Чтение является одним из основных навыков, которые необходимо формировать у учащихся начальной школы. Однако не всегда детям легко уделять должное внимание чтению и анализу текстов. В таких случаях можно применять различные технологии, направленные на развитие читательской грамотности.

Одной из таких технологий является "Текстографика". Авторами технологии являются Тихоновецкая Инга Петровна, магистр педагогики, учитель-методист ГУО «Средняя школа № 111 имени Михаила Каснерика г. Минска», Республика Беларусь, и Вьюн Наталья Дмитриевна, магистр педагогики, заместитель директора «Школа самоопределения № 734 имени А.Н. Тубельского» г. Москва, (рис. 1).    

 

Рис. 1  Авторы технологии «Текстографика» Тихоновецкая И.П., Вьюн Н.Д.

Данная технология позволяет привлечь внимание учащихся к чтению и анализу текстов с помощью сочетания текстовых единиц и графических элементов.

В рамках использования технологии "Текстографика" учащиеся могут выполнять различные задания, такие как:

- поиск ключевых слов и фраз в тексте;

- составление схемы текста;

- анализ персонажей и сюжета;

- создание своих текстов на основе прочитанного.

Использование технологии на уроках позволяет структурировать информацию и сделать ее более наглядной и понятной для учащихся; заинтересовать учащихся, облегчить восприятие и запоминание текстовой информации. А это, в свою очередь, способствует развитию навыков чтения, понимания прочитанного и читательской грамотности.

Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровье-сберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Технология «Текстографика» наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, предполагает смену видов деятельности на уроке, которая позволяет учащимся преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.

Применение технологии «Текстографика» подразумевает проведение личностно-ориентированных уроков. Учителем предоставляет возможность каждому учащемуся самостоятельно проявить себя. Работая с шаблонами-опорами, ребята могут задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. На уроке происходит обмен мыслями, мнениями, оценками, стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

Технология «Текстографика» подразумевает использование на уроках при работе с различными произведениями и текстами шаблонов-опор, комплексных шаблонов, которые повышают вовлеченность и активность учащихся в процессе чтения и переработки информации (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2    Примеры шаблонов-опор

           Важно отметить, что работа с приемами ведётся не после анализа текста, а в течение всего урока: и на этапе прогнозирования содержания, и при чтении с остановками, и после первичного прочтения (рис. 3).

   

Рис. 3  Работа учащихся с шаблоном «Фаэтон»

Выбор шаблона-опоры зависит от тех аспектов произведения, которые необходимо проанализировать на уроке. Также при выборе шаблона учитель должен определить, какие умения и навыки при работе с текстом будет развивать и формировать у своих учащихся на данном уроке. Ингой Петровной  Тихоновецкой был разработан чек-лист по выбору шаблона-опоры (рис. 4).

Рис. 4 Чек-лист выбора шаблона-опоры

Работая по технологии визуальных опор "Текстографика", можно условно выделить три этапа, каждый из которых играет важную роль в развитии творческого потенциала учеников.

Первый этап посвящен формированию предпосылок для творческой деятельности. Здесь особое внимание уделяется развитию таких качеств, как наблюдательность, общительность, речевая активность, память, сообразительность и умение анализировать и осмысливать факты. Все эти навыки развиваются на уроках литературного чтения, которые становятся настоящей площадкой для дальнейшего использования технологии визуальных опор.

Второй этап связан с исследовательской деятельностью учащихся и их коллективной работой. Здесь ученики занимаются исследованиями, решают задачи в группах, обмениваются идеями и выводами. Это помогает им не только расширять свои знания, но и развивать творческое мышление и умение работать в коллективе. Совместное выполнение поставленных литературоведческих задач способствует созданию атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.

На третьем этапе приходит время для самовыражения индивидуальности и личности каждого ученика через творчество. 

Преимущества использования шаблонов: идет смысловая переработка текста, делается краткая и рациональная запись, происходит выделение в  материале исходных, главных идей и т.п.

Таким образом, технология "Текстографика" позволяет сделать процесс обучения более интересным и увлекательным для учащихся начальной школы, а также способствует формированию у них читательской грамотности.

Используемые источники:

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1090499

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов