Новикова Екатерина Михайловна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий Центр детского творчества» |
Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.
Далай-лама XIV
Цель – содействовать созданию в учреждении дополнительного образования необходимых условий для формирования толерантных установок у педагогов и учащихся.
Задачи:
познакомить педагогов с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью;
содействовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга;
сформировать правильное представление о толерантном поведении;
повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.
- Упражнение «Сходство»
Цель: создание благоприятной рабочей атмосферы, сплочение участников семинара-практикума.
Порядок проведения: Участники семинара сидят в кругу, ведущий приглашает в круг участника, который имеет сходство с ведущим. (Пример: «Я прошу выйти в круг человека, у которого голубые глаза как у меня», «Я прошу выйти в круг человека, у которого рубашка такого же цвета как моя», «Выйдите те, кто любит классическую музыку», и т.д.). Упражнение продолжается до тех пор, пока все участники семинара не попадут в круг.
- Упражнение «Грани толерантной личности»
Цель: помочь педагогам дать оценку степени своей толерантности.
Необходимые материалы: шариковые ручки, опросник для каждого участника семинара.
Порядок проведения: Каждый участник заполняет свой бланк в соответствии с инструкцией. По окончанию бланки остаются у участников, поэтому необходимо отвечать максимально честно.
Колонка «А».
Поставьте «+» напротив трех черт характера, которые, на Ваш взгляд, у Вас выражены в большей степени.
Поставьте «0» напротив трех черт, которые у Вас наименее выражены;
Колонка «В».
Поставьте «+» напротив трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности;
На заполнение опросника отводится 3 минуты.
Опросник «Черты толерантной личности»
|
А |
В |
1. Расположенность к другим |
|
|
2. Снисходительность |
|
|
3. Терпение |
|
|
4. Чувство юмора |
|
|
5. Чуткость |
|
|
6. Доверие |
|
|
7. Альтруизм |
|
|
8. Терпимость к различиям |
|
|
9. Умение владеть собой |
|
|
10. Доброжелательность |
|
|
11. Умение не осуждать других |
|
|
12. Гуманизм |
|
|
13. Умение слушать |
|
|
14. Любознательность |
|
|
15. Способность к сопереживанию |
|
|
Когда все участники семинара заполнят свой опросник, ведущий предлагает заполнить такой же опросник совместными усилиями всех участников. На доске изображен такой же опросник, ведущий зачитывает первую черту и просит поднять руки тех, кто отметил в колонке «В» это качество, ведущий записывает в колонку «В» количество участников. Так подсчитывается число ответов по остальным качествам. Ответы, которые набрали больше всего баллов, являются «Ядром» толерантной личности (с точки зрения этой группы).
- Упражнение «Азбука толерантности»
Цель: способствовать развитию творческого мышления, фантазии.
Необходимые материалы: поднос, буквы алфавита.
Порядок проведения: Ведущий подходит к каждому участнику семинара и просит его выбрать любые буквы, которые ему нравятся в любом количестве. После того как все выберут себе буквы ведущий предлагает придумать ассоциацию к слову толерантность на те буквы, которые выбрали участники.
- Упражнение «Эмблема толерантности»
Цель: способствовать развитию экспрессивных способов самовыражения.
Необходимые материалы: бумага белая и цветная, краски, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, скотч.
Порядок проведения: перед каждым участником стоит задача создать свою собственную эмблему толерантности из предложенных материалов. На создание эмблемы отводится 6-7 минут. По окончанию работы участникам семинара знакомятся с эмблемами коллег, после этого объединиться в группы на основе сходства эмблем. Важным этапом является то, что каждый участник должен самостоятельно выбрать группу, к которой он хочет присоединиться. Далее каждой группе нужно объяснить по какой причине они объединились, а также придумать лозунг, который раскроет сущность эмблемы. На обсуждение отводится 7 минут. По окончанию отведенного времени каждая группа презентует свою эмблему.
- Упражнение «Стая»
Цель: сплочение коллектива.
Процедура проведения: Участника становятся в круг, ведущий каждому на ухо говорит любое животное. Необходимо выбирать животных одного вида (Пример: ведущий называет участникам животных: «Вы – кот, Вы – кролик, Вы – хомяк, Вы – собака», а потом с начала «Кот, кролик, хомяк, собака»). Когда все получили свои «роли», задачей участников становится поиск «своих сородичей». Но сделать это необходимо без слов и звуков, можно использовать жесты или продемонстрировать повадки животных, задача каждого найти свою стаю. Когда все участники образовали стаи происходит обсуждение.
- Рефлексия «Легко, сложно, невозможно»
Цель: осознание участниками семинара пройденного пути, собственного эмоционального настроя и поведения.
Порядок проведения: участники по очереди делятся впечатлениями о семинаре, так же отмечают что им было легко, сложно, невозможно.
По окончанию ведущий дает рекомендации для педагогов. (приложение)
Литература
- Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования/ Б.С.Гершунский// ЛУЧШИЕ СТРАНИЦЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРЕССЫ.-2002.-№5.-С.3-9.
- Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции/ В.М.Соколов// СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.-2003.-№8.-С.54-63.
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. «Жить в мире с собой и другими» - М: «Генезис», 2001.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: «Генезис», в 4-х томах, 2003-2004.
Приложение
Упражнения для учащихся
Упражнение «Волшебные очки»
Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками.
Процедура проведения: Ведущий объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные.» Подходя к каждому ученику, ведущий называет какое-либо его хорошее качество. «А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может вы заметите то, чего раньше не замечали».
Упражнение «Это здорово!»
Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу. Ведущий: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, «я обожаю танцевать», «я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец.
В круг участники выходят по очереди.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
Упражнение «Комплименты»
Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч тому, кому хочет сказать комплимент (например: «Ты добрая» и др.). Затем комплимент говорит тот участник, у кого оказался мяч. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не скажут комплимент.
Упражнение «Цветок моей толерантности»
Цель: повышение самооценки, развитие доверия в группе.
Что мне помогает быть толерантным?
На листе нарисовать цветок с лепестками по количеству человек. В центре пишется имя. На одном из лепестков человек сам себе пишет то качество, которое, на его взгляд, помогает ему быть толерантным.
Далее листы передаются по кругу.
Упражнение «Толерантная личность»
Цель: оценка собственной толерантности.
Процедура проведения: Ведущий распространяет среди участников группы раздаточный материал, который представляет собой лист формата А4, разбитый на три колонки: в первой перечислены черты толерантной личности (дружелюбие, умение прощать обидчика, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, способность помочь товарищу в трудную минуту, терпимость к «образу другого», умение контролировать свои слова и поступки, доброжелательность, любовь к животным, любовь к людям, умение слушать, любознательность, способность сочувствовать другому человеку) вторая и третья – пустые. Далее участники в колонке «А» ставят «+» напротив тех трех черт, которые, по их мнению, у них наиболее выражены; «-» напротив тех трех черт, которые у них наименее выражены. Затем в колонке «В» ставят «+» напротив тех трех черт, которые наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у участников, (о чем заранее сообщается). Обсуждение.