Рубрика: Воспитательная работа, Читательская грамотность
Гурбо Ирина Александровна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Гимназия №2 г. Слуцка» |
|
Зубович Татьяна Антоновна, учитель белорусского языка и литературы ГУО «Гимназия №2 г. Слуцка» |
Сегодня взрослые часто жалуются на то, что дети мало читают, больше увлекаются телевизором и компьютером. Можно даже услышать, что это становится закономерностью и результатом современного образа жизни.
Страшно то, что книги всё больше перестают быть духовной ценностью, произведением искусства, незаменимым спутником жизни. Дети не находят удовольствия от чтения, когда читают только по необходимости или задания учителя. Что же делать в такой ситуации? Опыт показывает, что дети, которые читают чаще, выходцы из семей, где чтение является общим увлечением. Только доброжелательность взрослых будет содействовать формированию и развитию у ребёнка культуры литературного восприятия, которая в свою очередь будет положительно влиять на взаимоотношения между взрослыми и детьми.
Литературная гостиная для учащихся 9 класса и их родителей.
«Книга-это духовное завещание одного поколения другому …» А.И.Герцен
Цель: формирование читательской грамотности, привитие интереса к чтению.
Задачи: развивать читательскую компетентность, познавательную активность, умение высказывать свою мысль и давать обоснование, воспитывать читательскую культуру, чувство любви к книге, пропагандировать семейное чтение.
Оборудование: результаты анкет, любимая книга для рекламы, листы бумаги формата А4, маркеры, цветные карандаши, бумажный шаблон развёрнутой книги, проектор.
Ход мероприятия
- Вступительная часть
Ведущий. Наверное, нет среди нас такого человека, который бы никогда не держал в руках книгу. Маленькую или большую, толстую или тонкую, чёрно-белую или разноцветную. Мы знаем, что нередко найти хорошую книгу сложно. И сегодня на нашей литературной гостиной мы обсудим интересные книги для семейного чтения, определим жизненные уроки, которые она нам несёт.
Как сказал А.И. Герцен: «Книга-это духовное завещание одного поколения другому …».
- Основная часть
Метод «Ассоциации». Ведущий предлагает участникам к понятию «КНИГА» подобрать к каждой букве 2-3 слова, с которыми ассоциируется предложенное понятие. (Работа в группах).
Например,
К - культура, комикс, коммуникация
Н – неожиданность, новость
И – интерес, интрига
Г – герой, гармония
А – автор, авантюра
(Афиширование результатов работы).
Ведущий. Я предлагаю продолжить нашу встречу с небольшой дискуссии. Давайте обсудим: «Модно ли читать книги в ХХІ столетии?» (Ответы учащихся и родителей)
Ведущий. Специалисты обнаружили, что чтение продлевает жизнь примерно на 2 года. Под статистику попали книголюбы, которые уделяли процессу чтения минимум 30 минут в сутки. Исследователи выяснили, что прочтенная информация напрямую влияет на продолжительность жизни. Среди населения, которое читает по полчаса в сутки, наблюдается средняя жизнь на 2 года дольше, чем у остальной части жителей. Также ученые акцентируют внимание на том, что ежедневное чтение книг способствует уменьшению шансов на смерть приблизительно на 23%. В такую аналитику попали в основном художественные книги. Эксперты отмечают, что журналы и газеты также влияют на продолжительность жизни, но в меньшей степени.
Исследование провели ученые из Йельского университета, которые пригласили 3635 добровольцев. Возраст каждого из респондентов превышал 50 лет. Все участники были поделены на три группы. В первую попали любители потратить на чтение свыше 3,5 часов в неделю, во вторую те, кто тратят до 3,5 часов, а в последней остались те, кто вовсе не читают книги. Выяснилось, что ярыми любителями книг были женщины с высшим образованием и высоким доходом. Результаты исследования показали, что люди, читающие книги, жили примерно на 23 месяца дольше [2].
На сайте гимназии были размещены анкеты для определения роли чтения в нашей жизни. (КОД на анкету)
|
Ознакомьтесь с результатами ( демонстрация слайдов с результатами анкет «Хороший ли я читатель?», «Ваш ребёнок в зеркале чтения», «Чтение и книга»).
Что же читают наши дети?
Ведущий.
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! (С. Михалков)
Топ-5 книг учащихся 9 класса по результатам анкет (Информация учащегося).
Топ-5 книг родителей (Информация родителей).
Ведущий.
В каждом доме, в каждой хате - В городах и на селе — Начинающий читатель Держит книгу на столе. (С.Михалков)
Сейчас мы поговорим на тему «Книга моего детства».
(Учащиеся показывают книгу, которую они читают, а родители знакомят присутствующих с книгами своего детства.)
Ведущий. А сейчас давайте сравним читательские интересы двух поколений, что общего и в чём отличие (Обсуждение).
Ведущий. ХХІ столетие изменило формат книги. Наряду с печатными изданиями появились электронные книги. И сейчас я предлагаю провести
открытый микрофон на тему: «Будущее за какой книгой: печатной или электронной?» (Участники литературной гостиной приводят аргументы в защиту книги, выбранного формата.)
Ведущий. По отзывам клиентов книжного интернет - магазина Топ Букс в момент появления электронных книг множество людей пророчили скорую смерть печатным изданиям. Но, как показала практика, все они ошибались. Бум на электронную литературу постепенно стих, а печатные книги вновь становятся популярными. До неё можно дотронуться, почувствовать под пальцами рельеф обложки, полистать страницы. Многие люди сознаются, что обожают запах типографской краски, исходящий от новенькой книжки. Другие же предпочитают старинные печатные издания, перелистывая страницы которых можно пофантазировать и представить, сколько всего видела книга, в скольких руках побывала. В общем, каждый человек находит свои причины для любви к печатным изданиям.
В отличие от электронной, печатная литература воздействует сразу на четыре уровня восприятия - зрительный, духовный, тактильный и умственный. Зрительно бумажный носитель воспринимается лучше, да и для зрения такой вариант более полезен. Кроме того, читая бумажную книжку, люди создают так называемые якоря памяти, при помощи которых они могут восстанавливать информацию, а при необходимости быстро найти её в печатном источнике и вспомнить. То есть воспринимают информацию на физическом уровне. Так, если нужно освежить в памяти какой-нибудь термин, мы сразу вспоминаем, что его значение можно найти в учебнике, к примеру, в предыдущем параграфе на правой странице сверху. Электронная же литература физически не воспринимается, в результате и информация усваивается хуже.
В пользу печатной литературы говорит ещё несколько, чисто практических моментов. Бумажная книга не разобьётся, если упадёт на пол. У неё нет батареи, которая может сесть "на самом интересном месте". Ну и наконец, у бумажной книжки никогда не произойдёт сбой программного обеспечения, поэтому наслаждаться её чтением можно будет далеко не один раз [3].
Ведущей. Творческая мастерская по читательской компетентности на примере рассказа И. Бунина «Роман горбуна». И.Бунин был первым русским писателем - лауреатом Нобелевской премии, которую присудили ему в 1933 году.
Рассказ «Роман горбуна»
(Работа по группам)
Задания (распечатать для работы в группах.)
- Прочитайте рассказ. Найдите в тексте основные понятия и запишите в алфавитном порядке.
- Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной.
- Запишите ту информацию, которая была для вас новой.
- Постарайтесь высказать основную мысль произведения одной фразой.
- Проиллюстрируйте основную мысль текста, вашу реакцию на неё в виде рисунка, схемы и т.д.
- Выскажите своё мнение о том, чему научила вас это произведение.
(Афиширование работ.)
Ведущий. Игра «Внимательный читатель». Приём «Книга в бумаге» (В бумагу заворачивается книга, сверху пишутся ключевые слова, по которым надо назвать автора и произведение.)
- Роза, Рыжий Лис, планета, фонарщик – (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
- Коні, блакітная жанчына, легенда, кароль –(У. Караткевич “Дзікае паляванне караля Стаха”)
- Мечта, паруса, сказочник, море, деревянные игрушки – ( А.Грин «Алые паруса»)
- Плен, дуэль, императрица, предатель, Швабрин – (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
Ведущий. Литературный battle (состязание). (Участники команд читают отрывки из прозаических произведений или стихи. Побеждает та команда, которая больше прочла.)
Ведущий.
Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.
(С. Михалков)
Рефлексия
На шаблоне развёрнутой книги напишите послание другу из 11 слов о роли чтения.
Литература
- Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения : учебно-методическое пособие / С.С.Кашлев. – Минск : ТетраСистемс, 2011
- https://nrb2.ru/diety/chtenie-knig-prodlevaet-zhizn.html - Дата доступа: 10.06.2020
- https://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-pro-knigi- Дата доступа: 10.06.2020
- http://esenin-lit.ru/public/6/ - Дата доступа: 10.06.2020