Прокопович Ирина Валерьевна Учитель начальных классов Государственного учреждения образования «Средняя школа №12 г.Слуцка» |
Цель: создание дружного и сплоченного коллектива
Задачи: развивать познавательную активность учащихся;
- научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;
-учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга;
- воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи и коллективизма.
Ход занятия
Дети становятся в круг.
- Добрый день, друзья! Я рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим друг другу частичку хорошего настроения, повернёмся и улыбнемся своему соседу. А в знак нашей дружбы пожмем друг другу руки.
- А сейчас, ребята, прикройте на минуточку глазки (Учитель прикалывает им на грудь рисунки птичек, цветочка, бабочки и одно солнышко. Те же картинки стоят на партах. Учитель просит ребят найти себе подобного и сесть на свои места.)
- Ребята, у нас один ученик остался без компании! Как чувствует себя тот, кто остается один? Но ты не расстраивайся, ведь у тебя прикреплено солнышко. А солнышку все рады: и пчелки, и бабочки, и цветочки, ведь оно все и всех согревает своим теплом. Поэтому ты можешь выбрать место за любым столом. А солнышко прикрепим к доске, оно нам еще понадобиться. (слайд 1 солнышко )
- А только ли лучики солнца нас согревают? Иногда становится тепло от слова, улыбки, разговора с другом. И мы сегодня на классном часу поговорим о светлом, тёплом и добром чувстве, которое нас согревает.
- А чему посвящается наш классный час вы знаете, разгадав кроссворд. Я вам немножко подскажу: к этому слову подходят определения: крепкая и настоящая. (на доске)
КРОССВОРД Слайд 1
1.Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке ледяной.
2.Одной ручкой всех встречает,
А другой провожает.
3.В лесу у пня с утра беготня,
Народ рабочий с утра хлопочет
4.С неба звездой, в ладошку – водой.
5.Стоит Антошка на одной ножке.
- Из горячего колодца через нос водица льется
Ответ: дружба
Учитель: Какое слово у нас получилось? Теперь вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Молодцы! Тема нашего классного часа «Дружба –чудесное слово» Нам нужно выяснить, что же такое дружба, и какие качества нужны для настоящей дружбы.
(Слайд 2)
III. Работа по теме.
- Ассоциация.
Учитель. Какие чувства у вас вызывает слово Дружба? Какие бы вы использовали краски, рисуя дружбу? (на доске висят буквы ДРУЖБА)
- Может кто-то может объяснить, что такое дружба? (высказывание детей)
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова. (Слайд 3). Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы и даже народы.
А сейчас нам расскажут ребята, что такое дружба.
Дети:
(Стихотворение читают заранее подготовленные дети)
Дружба – это теплый ветер,
Дружба – это светлый мир.
Дружба – солнце на рассвете.
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье.
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья.
С дружбой жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость
Друг поддержит и спасет.
С другом даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу.
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу
Ведь дружба – это ценный дар.
Учитель. Ребята, может кто знает с чего начинается дружба? С этого мы начинали урок. И есть слова известной детской песенки
… С голубого ручейка Начинается река, Ну а дружба начинается …(доскажите словечко) с улыбки.
–У вас на столах лежит шкала самооценки. Найдите смайлик, который бы отражал начало нашей дружбы. Покажите его.
Кому нужна дружба?
Дети: (отвечают).
Учитель. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы. А где же учат дружить и дорожить дружбой?
Дети:
Крепко-накрепко дружить, С детства дружбой дорожить Учат в школе, учат в школе, учат в школе. (слайд 4) дети читают хором
Учитель: У нашего народа есть много мудрых пословиц о дружбе. Но я сегодня шла в школу, подул сильный ветер и все мои пословицы разлетелись на отдельные слова. Помогите мне составить их. У вас на столах лежат конверты, в них слова. Составьте из этих слов известные пословицы.
Не имей 100 рублей, а имей 100 (друзей)
Друга ищи, а нашел (береги)
Друг познается (в беде)
Один за всех и все (за одного) (слайд 5)
Учитель: Ребята, давайте проверим, что у вас получилась. Как вы понимаете значение пословиц? (дети зачитывают все отображается на телевизоре) вы много поработали пора и отдохнуть. Сейчас мы с барбариками попоем и потанцуем.
Физкультминутка под песню барбариков «ДРУЖБА»
Учитель.
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий для всех нас таящее
И любая беда– не беда
Если рядом друзья настоящие.
Игра «Найди пару. Кто с кем дружит?» (Слайд 6)
- Ребята, на уроке русской литературы мы читали сказки и дома вам читали родители. Почти в каждой сказке есть сказочные персонажи, которые действительно умели дружить. Давайте вспомним их. Я буду называть имена сказочных героев, а вы – его друзей. Они должны найти друг друга.
Зелёный крокодил Гена и … Чебурашка
Доверчивый Буратино и …Мальвина
Смешной Мишка Винни-Пух и … Пятачок
Малыш и …Карлсон
Белоснежка и ….7 гномов
Учитель. Как хорошо и приятно жить в дружбе и согласии со своими друзьями? Но всякого ли друга можно назвать настоящим? Посмотрите инсценировку и скажите, кого из них можно назвать настоящим другом.
Наша сценка называется «Урок Дружбы». (СЛАЙД 7)
Сценка о воробышках.
Жили два воробья - Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена, но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. "Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется". - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпались на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему другу Чику. - Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем. - Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и клюй! - Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так? - Ты, наверное, прав, - ответил Чик. Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. |
Учитель: Так, ребята, кого из них можно назвать настоящим другом? Чему же научился Чик на уроке Дружбы?
- Каким должен быть настоящий друг? Вот в чем вопрос. Сейчас вы попробуете на него ответить. Вам предстоит выполнить следующее задание. (работа в группах): у вас на столах лежат разноцветные листочки, на которых написаны слова. Выберите тот лист, где написаны качества настоящего друга.
(у каждой группы свои слова (3-4 слова). На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
Зачитайте их. Какие качества вы не назвали? Согласны вы с выбором группы 1 и т.д. (закрепляется на доске) (слайд с надписью настоящий друг)
- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?
Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.
- Мы выяснили, что такое дружба, кто такой «настоящий друг»
Учитель: Но самое главное, что дружбы между людьми не будет, если не соблюдать определенные правила, законы дружбы. Вот некоторые из них. Поднимите глазки на телевизор. Давайте зачитаем законы дружбы.
(Появляются на экране, дети по очереди зачитывают)
- Ребята, вы согласны с законами дружбы? Может вы чем-то хотите дополнить наши законы? Я надеюсь, вы будете соблюдать законы дружбы. Будете более внимательно относиться друг к другу, беречь свою дружбу и у каждого из вас обязательно в жизни появится настоящий друг. А чтобы вы не забывали о законах дружбы я вам раздам небольшие памятки.
- А сейчас, ребята, я хочу прочитать вам басню Льва Николаевича Толстого «Отец и сыновья»
ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ (Басня)
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
«Сломайте!»
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
«Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».
- Наш класс – это тоже единое целое, и, если мы будем друг другу помогать, никогда не ссориться и не ругаться, тогда мы станем сильными, непобедимыми, и все глядя на нас скажут: «Дружба – это сила.»
Рефлексия
Учитель: Вначале урока мы говорили о солнышке. А в течение классного часа о дружбе и пришли к выводу, что дружба, как и солнышко согревает нас. У вас на партах лежат ладошки, возьмите их, загадайте желание, каким бы вы хотели видеть своего друга и прикрепите к солнышку. Сделаем лучики. Ну что загадали. Тогда вперед.
Ребята, не садитесь на свои места, покажите какие вы красивые и хорошие у меня. Выстроитесь в один ряд.
У нас , ребята, получилось замечательное солнышко – дружба. Оно будет ярко нам светить и у каждого из нас обязательно появятся настоящие друзья.
Подведение итога
Спасибо вам за вашу работу. И закончим на классный час словами добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
Приложения
Пословицы
Не имей 100 рублей, а имей 100 (друзей)
Друга ищи, а нашел (береги)
Друг познается (в беде)
Один за всех и все (за одного)
Воробышки
Картинки для групп
Видео
Физкультминутка