Бондаренко Елена Ивановна, заместитель директора по учебной работе, ГУО «Гимназия № 1 г. Слуцка» |
|
Прокопович Татьяна Викторовна, учитель английского языка, ГУО «Гимназия № 1 г. Слуцка»
|
Дистанционный курс как активная форма организации сетевого обучения
В данной статье рассматриваются особенности разработанного и апробированного на базе ГУО «Гимназия №1 г. Слуцка» дистанционного курса «ИнфоСтратегия – веб-квест», целью которого является совершенствование профессионального мастерства учителей в области создания и применения сетевых средств обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение; сетевое взаимодействие; веб-квест; коммуникационная культура; вебинар; сервисы WEB 2.0; интерактивные задания.
В настоящее время из-за стремительного развития информационных технологий, почти 100% распространения персональных компьютеров, ноутбуков и мобильных устройств традиционная модель обучения претерпевает изменения. Нельзя не отметить, что технологии дистанционного обучения уже достаточно прочно обосновались в педагогике, содействуя повышению доступности и качества образования. Поэтому вне зависимости от нашего желания обучение посредством сети интернет нельзя обойти стороной. Про плюсы и минусы использования информационных технологий в школьном образовании уже существует множество статей и исследований, поэтому в данной работе нам бы хотелось остановиться на возможности организации сетевого взаимодействия для повышения квалификации педагогов, посредством применения веб-квестов.
На данный момент электронное обучение уже активно применяется на практике, но в большинстве своем, оно представлено различными вебинарами, доступом к онлайн-библиотекам, интерактивным заданиям и тестам. С одной стороны, этого достаточно для получения необходимых знаний. С другой же, надолго ли запомнится информация, полученная путем прочтения предоставленных материалов? Согласно исследованиям Р. Карникау и Ф. Макэлроу степень овладения материалом зависит от формы проведения занятий, а именно от активности самого обучающегося. При использовании вышеупомянутых методов степень усвоения не будет превышать 50% (увидел и услышал) в лучшем случае. Технология же веб-квеста предполагает активное вовлечение педагогов в образовательную деятельность, что поднимает уровень усвоения до 90%.
Конечно, это возможно только при соблюдении определенных требований, предъявляемых к сетевому обучению [2]:
- Дидактические:
образовательный объект определяется как информационный ресурс, предназначенный для многократного использования в целом или отдельными компонентами;
оптимальное, с точки зрения педагога, разбиение учебного материала на модули/ блоки и сочетание средств мультимедиа для представления информации;
возможность формирования и редактирования контента с сохранением предыдущих вариантов изложения;
возможность сочетания онлайн и оффлайн обучения;
возможность проведения промежуточного и итогового контроля с использованием образовательной среды;
хранение данных о результатах обучения и возможность формирования аналитических отчетов.
- Коммуникационные:
взаимодействие участников процесса обучения осуществляется посредством инструментальной среды;
основным каналом передачи данных контента является глобальная или локальная сеть;
использование различных форм коммуникаций (например, форумы, чаты, беседы, видеоконференции, вебинары, электронная почта);
обеспечение определенного уровня безопасности при работе с контентом и базой персональных данных.
С целью развития коммуникационной и информационной культуры педагогов в области использования информационно-коммуникационных средств обучения в образовательном процессе на базе ГУО «Гимназия №1 г. Слуцка» разработан и апробирован дистанционный курс «ИнфоСтратегия – веб-квест».
Основной целью данного курса является знакомство учителей района с такой формой организации обучения как веб-квест, который набирает все большую популярность среди педагогов.
Перед проведением дистанционного курса нами были поставлены следующие задачи:
познакомить педагогов с веб-квестами, их формами, принципами создания, возможностями и их месте в образовательной деятельности;
обучить методике работы с платформами, предоставляющими возможность создать веб-квест;
продемонстрировать практические приемы и методы работы на примере уже готовых веб-квестов.
В результате обучения в курсе слушатели будут знать педагогические требования к применению технологии веб-квест на уроках и во внеурочной деятельности; возможности использования сервисов Web 2.0 в образовательном процессе; возможности дистанционного обучения при помощи данной технологии.
Предполагалось, что по итогам обучения на курсе слушатели будут уметь:
создавать веб-квесты при помощи сервисов Web 2.0;
использовать веб-квесты для введения, закрепления и проверки знаний и навыков учащихся;
проектировать уроки и внеклассные мероприятия с применением веб-квестов.
В данном курсе предусмотрено проведение занятий в дистанционной форме в виде управляемой самостоятельной работы учителей.
По итогам работы на курсе обучающиеся выполняли практическую работу, состоящую из создания веб-квеста по своему предмету.
В апробации данного курса приняло участие 13 учителей из 8 учреждений образования Слуцкого района. В ходе работы предусмотрено проведение двух дистанционных семинаров: установочный и промежуточный.
В процессе общение осуществлялось посредством сайта, комментариев в таблице продвижения, электронной почты мастеров. На сайте обучающиеся получают информацию о сроках, условиях и особенностях работы, методический материал, через комментарии мастера оставляют свои замечания по предоставленному материалу, а через электронную почту/гугл-формы обучающиеся имеют возможность задать интересующие их вопросы по курсу.
Курс состоял из нескольких блоков. Первый блок – теоретический. В нем была представлена информация о понятии «веб-квеста», его структуре и возможностях использования в образовательном процессе. Второй блок – аналитический. Обучающимся было предложено пройти несколько веб-квестов на выбор и проанализировать их на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к веб-квестам, соответствия поставленных целей и путей их решения. Также в этом блоке обучающиеся могли понять, какие могут возникнуть проблемы в перспективе и как их можно предупредить (размещение и удаление информации на сторонних сайтах, закон об авторском праве, возможности каждой платформы). Третий блок – практический. Обучающимся было предложено создать веб-квест по своему предмету или для проведения внеклассного мероприятия. На четвертом этапе – рефлексии - было предложено проанализировать работы, представленные другими обучающимся, поделиться своими впечатлениями о прохождении курса, рассказать о возможных затруднениях.
В ходе апробации материалы курса были дополнены в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся. Далее курс будет скорректирован в соответствии с возникшими в процессе обучения сложностями.
Подводя итоги, можно сказать, что сетевое обучение имеет ряд преимуществ, основными из которых являются:
создание единого ресурсного пространства;
обеспечение гибкости организации процесса обучения за счет реализации индивидуальных траекторий освоения обучающимися содержания программ;
возможность обучения без отрыва от работы;
возможность формирования системы непрерывного образования;
снижение затрат времени и ресурсов за счет их более эффективного использования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Юрьева, Г. П. Реализации программ непрерывного образования в условиях сетевого взаимодействия / Г. П. Юрьева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6. – С. 56-60. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15184.htm - Дата доступа: 10.04.2022
- Яковлева, Н. А. Сетевое обучение в современной педагогике / Н. А. Яковлева. – [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6544 - Дата доступа: 10.04.2022