![]() |
Лапина Елена Николаевна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 9 г. Слуцка» |
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В.А. Сухомлинский
Я исхожу из убеждения, что каждый возрастной период ценен и значим. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с ее способностями.
Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи, благоприятные условия с учетом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени
Педагогический совет по преемственности проводится в три этапа:
I – подготовка; II – проведение; III – контроль выполнения решений.
- Подготовка педагогического совета.
Задолго до ноября в годовом плане школы обозначена тема педагогического совета: «Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации учащихся 5-х классов на II ступени образования». Определяются цели и задачи педсовета, планируются сроки его проведения. Этот момент и есть начало подготовки педсовета. Педагогические работники получают конкретные задания.
Заместитель директора по учебной работе должен:
- разработать план проведения педсовета по преемственности;
- продумать форму проведения педсовета по преемственности;
- продумать кандидатуры будущих классных руководителей 5-ых классов;
- подготовить выступающих;
- составить график посещения учебных, факультативных занятий, классных часов, часов информирования в 4-х (апрель-май) и в 5-х классах (сентябрь-октябрь).
Педагог-психолог должен:
- посетить совместно с учителями, руководством школы учебные, факультативные занятия, классные часы, часы информирования в 4-х (апрель-май) и 5-х классах (сентябрь-октябрь);
- провести диагностику, подготовить диагностические материалы и рекомендации для всех участников образовательного процесса;
- провести родительские собрания (принять участие в проведении) в конце учебного года в 4-х классах, после проведения педагогического совета в 5-х классах;
- составить анкету для учащихся и законных представителей 5-х классов.
Учителя 4-х классов:
- провести экскурсии по кабинетам школы;
- провести классные часы «Скоро в 5-ый класс»;
- провести родительские собрания «Особенности подросткового возраста»;
- посетить учебные, факультативные занятия, классные часы, часы информирования в 5-х классах (сентябрь–октябрь)
Классные руководители будущих 5-х классов:
- познакомиться с учителем начальной школы, с обучающимися, уровнем их подготовки;
- посетить факультативные занятия, классные часы, часы информирования в 4-х классах (апрель-май);
- изучить индивидуальные особенности пятиклассников (сентябрь);
- обеспечить знакомство законных представителей со всеми учителями, их требованиями по учебным предметам (сентябрь).
Учителя должны:
- выступить на родительских собраниях, изложить требования по учебным предметам, критерии отметок и т.д. (сентябрь);
- изучить индивидуальные особенности пятиклассников (сентябрь).
Законные представители:
- посещать родительские собрания;
- выполнять рекомендации педагогических работников.
- Проведение педсовета.
Тема: «Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации учащихся 5-х классов на II ступени образования»
Цель: создание благоприятных условий для успешной адаптации, охраны прав и здоровья учащихся при переходе на новую ступень общего среднего образования на основе целенаправленного взаимодействия учителей начального и среднего звена школы в реализации единой линии обучения, развития и воспитания в образовательном процессе.
Форма проведения – деловая игра, на основе работы проблемных групп с частичным соблюдением стандартной организационной схемы обсуждения вопросов, с использованием элементов интерактивных технологий, создающих условия развития участников образовательного процесса и предполагающих определенный результат этого развития. Цель выбора такой формы – задействовать всех участников педагогического совета.
Участники: педагогические работники, библиотекарь, руководство школы.
Оборудование: ватман, стикеры, маркеры, фломастеры.
Подготовка к проведению педагогического совета: участники педагогического совета делятся на группы по 5-7 человек. Зная особенности педагогического коллектива, можно группы спланировать заранее (чтобы в группе имелся лидер, ведущий). На данном педагогическом совете одна группа будет особенная. Она должна состоять из молодых специалистов или учителей, работающих в данной школе первый год, т.е. эта категория педагогических работников, которые тоже, условно, проходят процесс адаптации. Мебель расставлена для работы в группах.
План педагогического совета
1.Выполнение решений предыдущего педагогического совета.
2.Успех процесса адаптации ребенка в новых условиях.
2.1.Контрольно-оценочная деятельность учителя как необходимое условие управления качеством образования.
2.2.Особенности учебной деятельности и поведения учащихся. Анализ анкет учащихся 5 классов и их законных представителей.
2.3.Сравнительный анализ успеваемости учащихся 5-х классов по среднему баллу по учебным предметам (годовая отметка за 4 класс, 1 четверть 5-го класса) с определением возникших проблем.
2.4. Анализ результатов диагностики. Рекомендации психологической службы педагогическому коллективу для организации успешной учебной деятельности дезадаптированных учащихся.
Педагогический совет начинается с мотивации – технология «Комплимент». Задача – установить коммуникации, настроить участников на успешную работу, сплотить группы, которые вместе будут работать на протяжении всего педагогического совета.
Технология «Комплимент».
Осуществление технологии начинается с предложения ведущего педагогического совета ко всем участникам записать на стикерах слово-комплимент (прилагательное). Каждый участник, по цепочке, говорит это слово своему коллеге, соседу справа.
Ведущий педагогического совета подводит итог. Наш педагогический совет предполагает работу в группах. Все приглашаются к конструктивному и открытому диалогу.
Технология «Заверши фразу».
Каждому участнику 1 группы (молодые специалисты, педагогические работники, работающие первый год в данной школе) предлагается завершить фразы.
- В этой школе я работаю _____________ (месяцев, лет)
- Мой педагогический стаж _________ (месяцев, лет)
- Мне ____________ работать в этой школе.
Завершает реализацию этой технологии 2, 3, 4 группы.
Задание для 2, 3, 4 групп.
Подумайте, ответы 1 группы будут подсказкой, о чем мы сегодня будем говорить, какова тема педагогического совета, по какому принципу сформирована 1 группа?
Группы записывают ответ на листах ватмана, используя ручки, цветные фломастеры, маркеры.
Один представитель или команда у доски озвучивают свои идеи.
Вывод делает ведущий педагогического совета.
Тема педагогического совета: «Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации учащихся 5-х классов на II ступени образования».
И каждый из нас участник адаптации в большей или меньшей степени.
Человек получает образование на протяжении большого отрезка своей жизни. В течение этого периода проходит несколько этапов психологического становления личности. И, следовательно, отношение к образованию постоянно меняется. В школьном периоде образования существует три болевых точки:
- «запуск» первоклассников;
- адаптация пятиклассников;
- выход в старший модуль.
Одни учащиеся свободно вписываются в систему школьных требований, норм и социальных отношений. Другие подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, тревожными, неуверенными в себе, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями. Сегодня поговорим об адаптации пятиклассников. В чем заключается сложность этого периода и как избежать подводных камней, с которыми сталкиваются и дети, и законные представители, и учителя.
Технология «Ассоциации».
Это странное слово «Адаптация».
К слову "адаптация" каждой группе необходимо подобрать 2-3 слова, с которыми ассоциируется предложенное понятие. Из составленного смыслового ряда следует выделить те слова, которые наиболее точно отражают сущность (основной смысл) рассматриваемого понятия. Затем ведущий педсовета поочередно предлагает всем группам назвать свои ассоциации и фиксирует по ходу все неповторяющиеся слова маркером на листе ватмана (или мелом на доске). Когда составлен смысловой ряд ассоциаций рассматриваемого понятия, ведущий педсовета зачитывает его и по ходу просит участников выделить из составленного перечня 2-3 слова, которые, по их мнению, наиболее точно отражают сущность (основной смысл) рассматриваемого понятия.
Ведущий педсовета высказывает свое мнение о полученном результате, характеризует, обосновывает сущность рассматриваемого понятия через выделенные слова.
Вы сами подтвердили, что адаптация – это стресс, приспособление, трудности, переживание, страх и т.д.
А теперь представьте себя на месте ребят, пришедших в 5 класс. Какие чувства могут испытывать они?
Технология «Ключевые слова».
Участникам каждой группы предлагается на листах бумаги, которые ведущий педагогического совета заранее подготовил и раздал каждой группе, написать слова, с которыми у них ассоциируется цель педагогического совета «Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации учащихся 5-х классов на II ступени образования».
Для выполнения этой работы дается 2-3 минуты. По истечении времени ведущий педсовета собирает стикеры с записанными на них ключевыми словами.
После этого проводится краткий анализ полученных результатов. Озвучивается цель педагогического совета.
Анализ анкет учащихся и их законных представителей делают классные руководители 5-х классов с выводами и предложениями.
Анкета для учащихся 5-х классов
1. Вспомни, как ты первый раз пришел в сентябре в 5 класс. Ты волновался? Почему?
2. Для тебя что-то было непривычным?
3. Что было страшнее всего?
4. А сейчас тебе уже все понятно или еще не ко всему привык?
5.Какие предметы ты считаешь для себя лёгкими?
6.А какие трудными? Почему?
7.Доволен ли ты отношением к себе учителей?
8.У тебя есть любимые учителя? Почему они тебе нравятся?
9.Оказывает ли тебе какую-либо помощь классный руководитель?
Анкета для законных представителей учащихся 5-х классов
1.Как изменилась успеваемость сына (дочери) за последнее время?
2.По силам ли ребенку усвоение учебного материала, предлагаемого школьной программой?
3.Наблюдается ли переутомление детей к концу учебной недели?
4.Что вас беспокоит в обучении детей?
5.Принимаете ли вы участие в образовательном процессе?
6.Ваша оценка взаимодействия школы и семьи в воспитании и обучении учащихся.
Доклад заместителя директора по учебной работе «Успех адаптации ребенка к новым условиям»
Только совместная работа дает результаты. В нашем случае это совместная работа учителя, законных представителей, учащихся.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.
Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогических работников.
Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками.
А учителям не следует забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
Как же облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровое состояние организма учащихся? Эти вопросы постоянно обсуждаются на педагогических советах, потому что смысл адаптационного периода в школе и состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.
Сегодня как раз речь о том, как же проходят это испытание наши нынешние пятиклашки. Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Но для начала я хочу спросить у вас, какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте или при выполнении нового для вас задания. Это, наверное, страх, чувство неуверенности, тревожность, эмоциональное напряжение. И такие чувства мы будем испытывать, пока не пройдет период адаптации, который как раз и возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека или его социального окружения. Ситуация новизны является для любого взрослого человека в определенной степени тревожной.
В жизни любого человека переходные периоды всегда связаны с проблемами. А переход учащихся из начальной школы в среднюю – это сложный и ответственный период и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
В последнее время в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10-12 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации образовательного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогических работниках, законных представителях, руководстве школы, специалистах психолого-педагогической службы.
Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
- сменой социальной обстановки;
- изменением роли учащегося;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- разностью систем и форм обучения;
- нестыковкой программ начальной и старшей школы;
- различием требований со стороны учителей;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
А также тем, что переход учащегося из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в образовательный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.
Переход из начальной школы в среднюю школу – сразу же влечет за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой. Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогическими работниками, какие требования обязательны для выполнения.
Поэтому необходимо учитывать возрастные особенности подростков, создавать ситуации успеха. Как видно из ранее озвученных результатов опроса пятиклассников наиболее сложным для ребят является переход от одного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один учитель, а несколько.
В этот период дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются. В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. И как результат - многолетние наблюдения учителей и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным.
Сравнительный анализ успеваемости учащихся проводится по всем учебным предметам (составляет и анализирует каждый учитель). Сравнительный анализ сопровождается показом презентации на мультимедийной установке.
Сравнительный анализ успеваемости 5 «А» класса
за 2018/2019 учебный год, I четверть 2019/2020 учебного года
Ф. И. учащегося |
белорусский язык |
белорусская литература |
||
|
2018/2019 |
I четверть 2019/2020 |
2018/2019 |
I четверть 2019/2020 |
|
9 |
9 = |
9 |
9 = |
|
8 |
8 = |
8 |
8 = |
|
8 |
8 = |
10 |
9 ↓ |
|
5 |
5 = |
6 |
5 ↓ |
|
7 |
6 ↓ |
6 |
7 ↑ |
|
9 |
9 = |
9 |
9 = |
|
7 |
7 = |
8 |
7 ↓ |
|
8 |
7 ↓ |
8 |
8 = |
|
7 |
6 ↓ |
7 |
7 = |
|
7 |
7 = |
8 |
9 ↑ |
|
8 |
8 = |
9 |
9 = |
|
6 |
5 ↓ |
8 |
8 = |
Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. А новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. Вот поэтому и происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе.
Я разработала рекомендации по организации преемственности в обучении.
Рекомендации учителям начальных классов
1.Обогащать речь учащихся, усложняя ее к 4 классу.
2.Постоянно работать над навыком чтения учащихся, расширять их лексический запас.
3.Работать над скоростью письма и каллиграфией.
4.Применять на учебных, факультативных занятиях упражнения, задания для развития произвольного внимания, механической и оперативной памяти.
5.Формировать у детей прочные вычислительные навыков, знания таблицы умножения, компонентов всех арифметических действий и правил их нахождения.
6.Приучать детей выполнять работу только в отведенное для этого время.
7.Добиваться от учащихся развернутых полных ответов, четкой грамотной речи.
8.Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты.
9.Приучать учащихся работать с энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной и дополнительной литературой.
Рекомендации для учителей, работающих в 5-х классах
- С целью организации преемственности в обучении:
- изучить программу начальной школы по своему предмету;
- ознакомиться с возрастными особенностями учащихся, изучить уровень работоспособности младших школьников;
- изучить систему работы учителя начальных классов: формы, методы организации учебной деятельности;
- посетить последовательно 3-5 занятий в 4 классе.
- В целях обеспечения личностного подхода к учащимся:
- дифференцировать объем и сложность содержания задания в соответствии с возможностями учащихся;
- отбирать формы, методы, приемы, средства, темп обучения в соответствии с учебными возможностями учащихся.
- В целях повышения качества преподавания необходимо стремиться к рациональному взаимодействию с каждым учащимся, чему способствуют:
- новизна учебного материала;
- быстрая сменяемость заданий, видов деятельности;
- проблемные вопросы, задания, ситуации;
- творческие, конструктивные задания;
- рациональная организация труда, самоорганизация учителя и учащихся;
- современная наглядность;
- организация самостоятельной работы учащихся, ориентированной на их способности.
- С целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, уделять внимание здоровьесберегающим технологиям на уроках.
- Актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывая способность обучающегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
- Продолжить работу по формированию предметных результатов, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
- Уделять особое внимание организации образовательного процесса учащихся:
- готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
- правильность оформления записей в тетради, различных видов работ;
- требования к ведению дневника.
- Сделать нормой единые требования:
- начинать урок со звонком;
- готовиться к уроку на перемене;
- прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни учащегося;
- поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа.
- Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
- Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в школе, правила по безопасному поведению.
- Не оставлять без внимания домашнее задание: конкретизировать его, прокомментировать, дать инструкции по оформлению.
Рекомендации по стимулирующему оцениванию знаний учащихся
Не выставлять 1, 2, 3 балла:
- По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.
- Всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета.
- Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.
- В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.
- На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.
- В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.
- На следующем уроке после отсутствия учащегося в классе.
- Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.
- Если у учащегося стоят «незакрытые» 1, 2, 3, балла по данному предмету.
- При организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.
Качественный анализ контрольно-оценочной деятельности учителя
«+»
- вы готовы помочь учащимся, которые долго не успевают по предмету, признавая за ними право на улучшение результата;
- вы осознаёте необходимость показать динамику учебных достижений учащегося в сравнении с ним самим «вчерашним»;
- вы готовы похвалить учащихся во время работы, поддержать их во время ответа;
- вы не всегда сразу поставите «неудовлетворительную отметку» за невыученный урок, скорее всего, попробуете войти в положение учащегося, дать ему шанс реабилитироваться на следующем занятии.
«-»
- всё равно иногда позволяете себе сравнить учащихся по успеваемости, добиваясь таким сомнительным способом воспитательного эффекта;
- не используете стимулирующую функцию 10-балльной системы оценивания, придерживаясь мнения, что отметка должна быть заработана;
- не всегда готовы учесть нестандартные способы решения, а ведь это развитие творческих способностей учащихся, так можно совсем отбить охоту мыслить нестандартно;
- не находите времени поговорить с учащимися об их успеваемости индивидуально, забывая, что перед нами не просто объекты учебно-педагогического действия, а живые люди, со своими переживаниями и проблемами;
- считаете, что комментарий выставленных отметок не обязателен.
Подводя итоги этого вопроса, следует отметить, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс не завершается на протяжении всего года. Но в любом случае, чтобы помочь ребенку преодолеть этот так называемый кризис 10-12 лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультация профессионального психолога.
Выступление педагога-психолога:
«Анализ результатов диагностики. Рекомендации психологической службы педагогическому коллективу для организации успешной учебной деятельности дезадаптированных учащихся».
Технология «Синквейн».
Синквейн позволяет быстро получить обратный результат, является диагностическим инструментом. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Каждая группа составляет, записывает на листах бумаги синквейн.
- строка
Ключевое слово (Педагогический совет)
- строка
2 слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства)
- строка
3 слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
- строка
4 слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
- строка
Одно слово - слово синоним, ассоциация, слово-резюме, которое характеризует суть темы, выражает личное отношение и эмоции автора к теме в первой строке, обычно существительное.
Решение педагогического совета
- Ознакомить законных представителей с результатами адаптации на родительских собраниях.
Срок – декабрь 2019 года.
Ответственные – Ф.И.О., классные руководители.
- Использовать психолого-педагогические рекомендации в процессе обучения и воспитания учащихся по результатам проведенных диагностических исследований и с учетом посещенных учебных, факультативных занятий. Срок – в течение года. Ответственные – педагогические работники.
- Организовать индивидуальную работу с учащимся снизившими успеваемость на 2 балла. Срок – в течение года. Ответственный – Ф.И.О., учитель английского языка.
- Проводить групповые занятия с учащимися 5 «А», 5 «Б», 5 «В» классов, направленные на сплочение коллектива. Срок – ноябрь-май. Ответственные – Ф.И.О., классные руководители.
- Продолжать проводить работу по адаптации учащихся, учитывая результаты анкетирования, психолого-возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества учащихся и их состояние здоровья.
Срок – в течение года. Ответственные – педагогические работники.
- Соблюдать преемственность форм и методов организации учебной деятельности, исходя из данных рекомендаций.
Срок – в течение года. Ответственные – педагогические работники.
- Выставлять отметки учащимся, руководствуясь памяткой
по стимулирующему оцениванию знаний учащихся.
Срок – в течение года. Ответственные – педагогические работники.
- Провести итоговый контроль по адаптации учащихся 5-х классов. Срок – апрель 2020 года. Ответственный – Ф.И.О., заместитель директора по учебной работе
Таким образом, педсовет по преемственности подводит итоги периода адаптации пятиклассников, позволяет осуществлять преемственность в обучении, воспитании, развитии учащихся, дает старт развитию новых идей, мыслей, направлений работы. Окончание педагогического совета по преемственности является началом очередного витка в развитии системы преемственности в обучении, воспитании, развитии.
Педсовет закончился. Его решения – начало работы специалистов разных направлений по их выполнению.
- Контроль выполнения решений педагогического совета.
Какие функции возложены на каждое звено образовательного процесса на этом этапе?
Руководству:
- контроль за выполнением решений ПСП;
- создание необходимых условий для их выполнения;
- проведение необходимых мероприятий последующего промежуточного контроля.
Учителям:
- изучение индивидуальных особенностей пятиклассников;
- учет возрастных особенностей в образовательном процессе;
- подбор педагогических технологий с учетом особенностей класса;
- контакт с законными представителями учащихся;
- участие в консультативном сопровождении учащихся, классов;
- корректировка программ с учетом уровня готовности класса.
Классные руководители:
- просветительская работа с законными представителями;
- участие в психологических программах сопровождения (адаптация, преодоление учебных затруднений, профилактика агрессивного поведения и др.);
- участие в консультативном сопровождении совместно с педагогом-психологом.
Педагогу психологу:
- консультативное сопровождение учащихся, педагогических работников, законных представителей;
- индивидуальное сопровождение учащихся, педагогических работников, законных представителей;
- проведение психолого-педагогических консилиумов;
- проведение психологических уроков развития;
- осуществление психологической поддержки всех участников образовательного процесса.
Законным представителям:
- посещение родительских собраний;
- контакт с классным руководителем;
- контакт с педагогическими работниками;
- родительская поддержка ребенка в семье.
Педагогический совет по преемственности можно рассматривать как форму повышения педагогической компетентности педагогических работников.
Педсовет по преемственности дает возможность каждому учителю, работающему в 5-х классах, выявить актуальные проблемы каждого ребенка и учащихся 5-х классов в целом.
Педсовет по преемственности позволяет учителю начальной школы увидеть свои удачи и промахи в работе с учащимися 4-х классов, зафиксировать успех, спланировать дальнейшую работу с учетом принятых на педсовете решений, внести элементы самокоррекции в будущую деятельность.
Педсовет по преемственности позволяет согласовать действия учителей, классных руководителей, родителей в поиске и осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем (учебных затруднений, эмоциональных проблем и др.), в подборе личностно-ориентированных технологий обучения, воспитания и развития учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
- Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – Мн.: Университетское, 2000. – 95с.
- Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе / Е. Г. Коблик. – М.: Генезис, 2003 – 122 с.
- Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов / Под ред. Л.П.Пономаренко. - Одесса: Астро Принт, 2004.