Формы и методы формирования функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку

                                        

Ширина Ольга Владимировна,

учитель немецкого языка и информатики ГУО «Романовская средняя школа»

 

Образование в современной Беларуси рассматривается и оценивается в категории качества. Качество образования рассматривается как степень достижения поставленных образовательных целей и задач, степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования (педагога, учащихся, законных представителей) от предоставляемых учреждением услуг. Таким образом, качество образования – это его результативность. Результатом образовательного процесса выступают компетентности учащихся, формирование которых происходит в процессе обучения, ориентированного на действительное понимание, осмысленное знание и на обеспечение возможности практического использования и применения этого знания.

Глобальные изменения, которые происходят во всех сферах нашей жизни, проявляются и в сфере образования. В настоящее время перед нашим обществом и школой стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности. Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основные черты функционально-грамотной личности:

  • это человек самостоятельный, познающий;
  • это человек, умеющий жить среди людей в соответствии с общественными ценностями, это человек, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями, способный к самоопределению, самосовершенствованию, и умеющий работать на результат;
  • умеющий решать любые возникающие в жизни задачи;
  • самостоятельно открывать новое;
  • выбирать главное и интересное;
  • способного вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть компонентов:

  • читaтельская грамотность;
  • матeматическая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • креативное мышление;
  • глобальные компетенции и все чаще сегодня звучит еще одна составляющая, это компьютерная грамотность.

В рамках НИКО акцент сделан на оценку читательской, математической, естественнонаучной и финансовой грамотности.

Читательская грамотность — способность человека читать, понимать, осмысливать, оценивать и использовать тексты для расширения персональных возможностей, решения личностных задач, а также всестороннего участия в жизни общества.

Задания по читательской грамотности ориентированы на проверку способностей учащихся работать с текстами и управлять собственной читательской деятельностью посредством следующих учебно-познавательных действий:

  • нахождение информации в тексте;
  • понимание смысла текста (интерпретация информации);
  • осмысление и оценка содержания и формы текста;
  • использование информации текста для решения практической задачи.

Некоторые примеры формулировок вопросов/заданий на оценку и развитие читательской грамотности.

— Расположите источники информации в указанном порядке.

— Определите, где содержится информация.

— Найдите в тексте (заглавии, на рисунке, в схеме) информацию о… .

— Как вы понимаете выражение «…»?

— В чём заключаются основные преимущества…?

— Выделите предложение, в котором объясняются причины… .

— На чём основано мнение…?

— В какой степени верны представленные утверждения?

— Почему автор…? Приведите две причины этого.

— Над кем или над чем иронизирует

автор?

— Рассмотрите иллюстрацию… . Как вы думаете…?

— Основываясь на информации из…, определите, какие утверждения являются фактами, а какие — только мнением автора или других людей.

— Какие ответы противоречат содержанию…?

— Какие гипотезы опровергают…? Запишите свой ответ

Математическая грамотность — способность человека мыслить математически, применять и интерпретировать математические знания для решения персональных и общественных задач в различных контекстах реального мира.

Задания по математической грамотности нацелены на проверку способности учащихся рассуждать математически и актуализируют виды учебно-познавательной деятельности, такие как:

  • формулирование ситуации на языке математики;
  • применение математических концепций, фактов, процедур для решения сформулированной задачи;
  • интерпретация и оценка математических результатов.

Формулировки вопросов/заданий на оценку и развитие математической грамотности могут быть следующими:

— Подтверждаются ли предлагаемые утверждения данными в таблице?

— Хватит ли заготовки длиной…, чтобы сделать из неё…?

— Вычислите приблизительное значение… .

— Каким будет размер… при…? Результат округлите до целого. Запишите свой ответ. Приведите вычисления и обоснуйте их геометрически.

— Оцените среднесуточный прирост… .

— Сколько есть вариантов кратчайшего маршрута…?

— Какое наибольшее количество… можно уместить в… с учётом…? Заполните таблицу.

— Используя график, составьте формулу для… .

— На каком рисунке показан график, отражающий зависимость…?

— Какова вероятность того, что…?

— На разметку какого из объектов, указанных на схеме, потребуется не более …? Укажите все объекты.

— Какими при данном условии должны быть наименьшие размеры…?

— Какой из объектов, размещённых в…, имеет наибольшую площадь?

— Сколько… необходимо заказать для…?

Запишите свой ответ в виде числа. Объясните свой ответ.

 

Естественнонаучная грамотность – способность человека ориентироваться в вопросах, связанных с естественными науками и технологиями, воспринимать новейшие научные достижения и использовать естественнонаучные знания в созидательных целях.

Развивать способности учащихся в области естествознания позволяют следующие виды учебно-познавательной деятельности:

  • объяснение явления на языке науки;
  • применение естественнонаучных методов исследования;
  • интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Предлагаем примеры формулировок вопросов/заданий на оценку и развитие естественнонаучной грамотности.

— Какой метод исследования следует применить для решения этой задачи?

— Какой цвет приобретают индикаторы в…? Объясните свой ответ.

— Почему в качестве… используют вещества…?

— При помощи какого простого опыта можно показать, что происходит в…, когда…? Опишите один возможный опыт, подтвердите свой ответ уравнением химической реакции.

— Как можно усовершенствовать эксперимент, чтобы повысить надёжность выводов?

— Почему манипуляция с... провоцирует следующий процесс: …?

— Распределите группы… по заданным критериям. Какая группа… оказалась наиболее…? Приведите обоснование вашего решения.

— На какой части траектории находится…? Объясните свой ответ.

— Основываясь на данных, приведённых в таблице, определите, каким приблизительно был бы…, если бы… .

— Какую величину необходимо измерять при…?

— Почему… превращаются в… при…?

— Какие из приведённых утверждений подтверждают, что в опыте действительно наблюдается эффект…?

Финансовая грамотность — способность человека ориентироваться в вопросах, связанных с финансами, принимать эффективные решения в различных финансовых контекстах, использовать знания для улучшения собственного финансового благополучия и общества в целом.

Развитию способности учащихся ориентироваться в финансовых вопросах будут содействовать следующие виды учебно-познавательной деятельности:

  • выявление финансовой информации в тексте;
  • анализ информации в финансовом контексте;
  • оценка финансовых проблем;
  • применение финансовых знаний для решения жизненной проблемы.

Приведём примеры формулировок вопросов/заданий на оценку и развитие финансовой грамотности.

— Какие аргументы говорят о финансовой целесообразности покупки…?

— Какие финансовые факторы следует учесть при принятии решения?

— Приведите аргумент, обосновывающий финансовую нецелесообразность покупки… .

— При каких из перечисленных условий покупка будет финансово выгодна…?

— Какие условия влияют на цену…?

— На основании какого документа рассчитывается сумма налога на...?

— Какой вид инвестирования будет наиболее оптимальным в заданных условиях?

— Что в мобильном приложении указывает на мошеннические действия?

— Какое действие, требуемое…, могло создать угрозу личным финансам…?

— Какую сумму придётся заплатить…?

— Какая сумма должна быть возвращена, если…?

— Каковы будут расходы… в случае приобретения… в кредит сроком на … лет?

Индикаторы функциональной грамотности:

  • коммуникативная грамотность – это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку в письменной и устной форме правильно общаться, независимо от обстоятельств;
  • информационная грамотность – это способность к поиску, агрегации, проверке достоверности и анализу информации;
  • общеполитическая грамотность – это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности;
  • компьютерная грамотность – это владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества;
  • общая грамотность – это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке;
  • бытовая грамотность – это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике;
  • грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях - это умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности;
  • грамотность при овладении иностранными языками – это владение иностранным языком на достаточном уровне и быть знакомым с культурой его носителя;

Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Основная цель учителя иностранного язык создать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует ученика на спонтанную речь. Практическая задача состоит в том, чтобы ученик мог общаться в социальных сетях, заказать билет, сделать заказ в кафе, заполнить анкету, общаться в путешествии, ориентироваться за рубежом, участвовать в конкурсах и т.д.

На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, биологии, ОБЖ, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему. Таким образом, мы интегрируем воспитательный компонент в содержание предмета.

Цель формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Основная задача обучения иностранным языкам – развитие у учащихся всех видов речевой деятельности: чтения, письма, диалогической и монологической речи Содержание формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка:

  • овладение грамотной устной и письменной речью;
  • способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
  • умение самостоятельно формулировать проблему

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках иностранного языка осуществляется через использование интерактивных методов обучения.

Интерактивные методы обучения (от англ. «interactive» - взаимодействие) - это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; это образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач.

Интерактивные методы позволяют:

  • моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;
  • способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей;
  • создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия;
  • осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.

Итак, в интерактивных методах и обучающиеся, и педагоги являются субъектами обучения, педагоги выступают в роли организатора процесса обучения, а учащиеся выступают в роли лидера класса, группы, консультанта, организуется взаимодействие всех.

Среди основных принципов интерактивного обучения выделяют:

- диалогическое взаимодействие;

- работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

- активно-ролевую (игровую) организацию обучения;

- тренинговую организацию учебного процесса.

Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний учащихся в реальной жизни.

В условиях современности перед учителем поставлена задача – научить основам иноязычного общения и обеспечить такой уровень владения разговорными нормами изучаемого языка, который позволит использовать его как средство коммуникации. Умение непринужденно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях – один из важнейших показателей качества владения языком.

К основным факторам направления деятельности учителей иностранного языка по формированию функциональной грамотности учащихся следует относить:

  • внедрение инновационных технологиий по формированию функциональной грамотности;
  • интеграцию воспитательного компонента в содержание предмета;
  • развитие креативной компетентности учителей и учащихся в условиях информационно-образовательной среды;
  • применение технологий системно-деятельностного, компетентностного и коммуникативно-когнитивного подходов в образовании;
  • подготовка школьников к выполнению международных тестов по определению уровня владения иностранным языком.

Цель образования в современном обществе состоит не только в том, чтобы давать знания, но и в том, чтобы научить учащихся пользоваться теми средствами, которые помогут им обладать знаниями, необходимыми при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной и профессиональной деятельности.

Интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Для формирования и совершенствования всех компетенций в рамках урока иностранного языка учителя используют следующие интерактивные методы и приемы:

 - работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»;

 - метод карусели / «идейная» карусель;

 - аквариум;

- мозговой штурм /мозговая атака / «брейн-ринг»;

- «ажурная пила»;

- Броуновское движение;

 - «дерево решений»;

- кластеры;

- квесты;

- прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;

 - конференции / дискуссии;

 - ролевые / деловые /лексические/грамматические игры;

 - дебаты;

- проекты.

Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.

Метод «Броуновское движение»

Это интерактивный метод, который предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Цель данного метода заключается в формировании умений диалогической речи обучающихся на основе коммуникативной ситуации.

Алгоритм работы с применением данного метода

Обучающимся предлагаются  карточки с вопросами по теме «Die Sommerferien». Задача учителя состоит в помощи обучающимся формулировать ответы, а также следить, чтобы взаимодействие осуществлялось на немецком языке. В то время как задача каждого ученика состоит  в том, чтобы опросить всех одноклассников, а также ответить на вопросы каждого.

Вопросы по теме «Die Sommerferien»:

- Wo warst du in den Sommerferien?

- Wie war es dort?

- Wie hast du die Zeit verbracht?

- Mit wem hast du die Ferien verbracht?

- Was hast du gemacht?

- Wie war das Wetter?

- Haben diese Sommerferien dir gefallen? Warum?

Данный метод является своеобразной физкультминуткой, благодаря которой происходит смена деятельности на уроке. «Броуновское движение» способствует повторению и активизации пройденного материала по теме, а также позволяет каждому ученику взаимодействовать друг с другом, что формирует его умения диалогической речи.

Метод «Карусель», который предполагал следующий алгоритм работы: обучающиеся образовывают два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 2 минуты. Обучающиеся внешнего круга получают карточки с определенными установками по теме «Die Sommerferien», на основе которых ученики в течение нескольких минут разыгрывают  диалог с собеседником из внутреннего круга.

Установки для обсуждения в парах:

- Wie habe ich die Sommerferien verbracht.

- Die Vorteile der Sommerferien am Meer.

- Die Nachteile der Sommerferien in der Stadt.

- Die Sommerferien im Dorf.

- Der beste Ort für Sommerferien.

Таким образом, задействованы все обучающиеся, и каждый ученик успевает обсудить несколько тем за 10 минут.

Метод «Аквариум»

Данный метод представляет собой «спектакль», где зрители выступают в роли наблюдателей. Каждой паре обучающихся предлагается  разыграть «аквариумный диалог», опираясь на определенные темы, не озвучивая их. Текст диалога представляет собой разговор двух туристов. Задача актеров состоит в передаче соответствующих особенностей отдыхающих, и деятельности во время отдыха, в то время как задача зрителей – определить место отдыха летних каникул.

Примерные темы:

- «die Sommerferien in Deutschland»;

- «die Sommerferien am Meer»;

- «die Sommerferien in Moskau».

Метод «Дерево решений»

Данный метод способствует актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, а также формированию умений диалогической речи, умения высказать свою точку зрения по данной теме, и развивает самостоятельность. При использовании интерактивного метода «Дерево решений» группа делиться на 2 подгруппы с одинаковым количеством обучающихся. Каждой группе предлагается вопрос:

1 группа – Welche Nachteile haben die Sommerferien in der Stadt?

2 группа – Welche Vorteile haben die Sommerferien in der Stadt?

Ответы на вопросы обучающиеся после обсуждения записывают на своем «дереве». После чего группы меняются  местами, чтобы дописать на «деревьях» противоположенной группы свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе. Закончив дополнения и вернув «деревья» обратно друг другу, группы проводят дискуссию, доказывая свою точку зрения по данному вопросу. Первая группа приводит аргументы, подтверждающие недостатки летних каникул в городе, в то время как вторая группа приводит примеры преимуществ такого отдыха.

Метод «Цветные шляпы мышления» - это метод групповой познавательной активности, целью которого является рациональная организация изучения проблемы (текста, новой информации), выявление разных сторон восприятия и оценки, а также формирование умений диалогической речи у обучающихся. Обычно работа на уроке для многих учеников нередко представляется скучной. Данный метод позволяет превратить ее в увлекательный процесс управления собственным мышлением, что может положительно сказаться на учебной мотивации.

Алгоритм работы с применением данного метода

Учитель задает  проблемную ситуацию, которая является многовариантной и не имеет  однозначного решения. Обучающимся предлагается  вопрос, на который они должны будут ответить в группах, опираясь на цвет шляпы.

Вопрос: Wie verbringe ich die Sommerferien im Dorf?

Класс делится на несколько групп. Каждая группа выбирает себе одну шляпу по жребию. Задача обучающихся состоит в том, чтобы обсудить в группе в течение определенного времени вопросы в зависимости от цвета шляпы. После чего каждая группа высказывает свое мнение по данному вопросу всему классу.

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

- Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами.

- Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, описывают только положительные моменты.

- Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

- Красная — эмоции. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

- Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

Установки на шляпах:

- Der weiße Hut: keine Emotionen, nur Details und Fakten.

- Der gelbe Hut: die Vorteile.

- Der schwarze Hut: die Nachteile.

- Der rote Hut: die Emotionen.

- Der grüne Hut: etwas Interessantes, Ungewöhnliches.

Цветные шляпы — это легко запоминающаяся метафора, которой несложно научить и которую легко использовать. Метод «цветных шляп мышления» не имеет ограничений по возрасту. Поэтому можно работать по нему начиная с начальной школы. Благодаря упорядочиванию работы и подавлению бесполезных споров мышление становится направленным, конструктивным и плодотворным. В связи с этим, его можно применять не  только в рамках учебной ситуации. Метод «цветных шляп мышления» – это интересная ролевая игра, где легко обсуждать и переводить мышление, абстрагируясь от индивидуальных предпочтений, никого при этом не обижая. Метод учитывает важность всех составляющих работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей. Самый важный аспект применения данного метода – это возможность эффективно организовать как групповую, так и индивидуальную работу на уроке. Также метод применим практически ко всем темам образовательных программ и требует минимальной подготовки.

Функциональная грамотность выступает показателем способности человека адаптироваться к изменениям социума. Для ее формирования необходимо создавать на уроке особую образовательную среду.

Интерактивные методы обучения позволяют нормировать функциональную грамотность обучающихся, развивать основные навыки и умения, мотивировать обучающихся, воспитывать их внутреннюю самооценку.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Поэтому главной задачей в системе образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни.

 

Используемая литература

 

  1. Горбунова М. Б. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: подготовка к национальному исследованию качества образования / М. Б. Горбунова, В. И. Короткевич // Веснік адукацыі. – 2023. – №9. – С. 5-11.
Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов