Информационный час по теме «Как все успевать?»

Ракович Екатерина Александровна,

учитель химии и биологии,

ГУО «Великосливская базовая школа»

 

Цель – расширить представление детей о рациональном использовании времени; формировать положительное нравственное отношение к таким качествам характера, как обязательность, организованность, собранность, побуждать к планированию своего времени, к упорядочению нагрузок, к выполнению режима дня.

Задачи:

  • актуализировать знания о понятии «время»;
  • изучить индивидуальные особенности: умение ощущать течение времени;
  • создавать и поддерживать эмоционально благоприятный климат в классе во время занятия.

Описание группы учащихся – учащиеся 7-11 классов.

Необходимые ресурсы – фломастеры, бумага формата А4 по количеству участников, доска, изображение часов.

Ход работы

  • Чтобы узнать цену одного ГОДА, спроси студента, который подошел к последним экзаменам.
  • Чтобы узнать цену одного МЕСЯЦА, спроси мать, которая родила ребенка слишком рано.
  • Чтобы узнать цену одной НЕДЕЛИ, спроси издателя еженедельного журнала.
  • Чтобы узнать цену одного ЧАСА, спроси влюбленных, ожидающих встречи.
  • Чтобы узнать цену одной МИНУТЫ, спроси кого-то, кто опоздал на поезд, самолет или автобус.
  • Чтобы узнать цену одной СЕКУНДЫ, спроси того, кто пережил несчастный случай.
  • Чтобы узнать цену одной МИЛЛИСЕКУНДЫ, спроси того, кто на Олимпийский Играх получил Серебряную медаль.

– Очень часто от вас можно услышать «мне некогда», «у меня, кроме ваших предметов, есть другие», «я был занят» и много подобного. Но так ли вы загружены, как говорите, много ли вы успеваете сделать действительно дельного? Постарайтесь отнестись к моим словам по-взрослому. Постарайтесь сейчас записать режим своего вчерашнего дня. Поставьте напротив бесполезных или малополезных занятий галочки. Учтите, что спать человеку положено 8-9 часов в сутки. Ещё раз прошу серьёзнее отнестись к данной работе.

 

–А теперь сделайте выводы: всё ли вы сделали за день, что хотели или что надо было сделать? Всё ли так полезно и необходимо для вас? И вообще, вы планировали свой день?

–Давайте проверим, насколько у каждого из вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды „начали" уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак, начали.

(На доске рисуем шкалу времени. Т.е. прямую линию, с отмеченными на ней временными интервалами –20 сек, –15 сек, –10 сек, –5 сек, 0, 5 сек, 10 сек, 15 сек, 20с ек. Когда остается 20 секунд, начинаете отмерять указкой это время на Вашей шкале. Т.е. участники, открывшие глаза, в тот момент, когда, по их мнению, закончилась минута, наглядно видят на сколько секунд они ошиблись, в "–" или "+", т.е. как работают их внутренние часы)

  • люди, чьи внутренние часы сильно спешат. Их интересы устремлены вперед в будущее (они живут «там и потом»);
  •  люди, чьи внутренние часы отстают. Их интересы обращены в прошлое (они живут «там и тогда»);
  • люди, чьи внутренние часы идут точно. Их жизнь зафиксирована только на настоящем (только «здесь и сейчас»);
  • люди, чьи внутренние часы немного убегают вперед. Их интересы связаны с настоящим, которое является частью будущего («мое завтра начинается сегодня»).

–Для того, чтобы расширить представление о рациональном использовании времени, хочу вам предложить несколько советов:

  1. При составлении плана на день оставить 40 % времени свободным, то есть 60 % времени отвести на плановые работы, 20 — на непредвиденные, 20 % — на спонтанно возникающие.
  2. Необходимо постоянно фиксировать затраченное время. При этом следует указывать, как и на какие нужды оно было затрачено.
  3. Правило 6 «П» гласит: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели.
  4. Планируйте от большего к меньшему, от долгосрочного к краткосрочному, от целей жизни до плана на день.
  5. При планировании дня и рабочего времени учитывайте Ваш хронотип («сова», «жаворонок», «голубь») и особенности темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).
  6. Маленькие дела на 3 минуты необходимо делать сразу. Дела, на выполнение которых нужно больше, чем 3 минуты, нужно сделать в ближайшее время.

 

–По мнению латышского поэта Яна Райниса, «время – это самое дешёвое и вместе с тем самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря ему - времени – мы получаем всё». А умеете ли вы разумно распоряжаться временем, мы это выяснили в начале классного часа. Но чтобы развеять все сомнения, я предлагаю вам самих себя протестировать. Предлагаю вам ряд вопросов:

 

    1.В конце месяца вам нужно сделать доклад. Когда вы за него приметесь?

А) в первых же числах,

Б) как только появится свободный денёк,

В) напишете что-нибудь в последний момент,

Г) попросите перенести доклад «хотя бы на недельку».

  1. Вы опаздываете на первый урок…

А) соберётесь за пять минут – и бегом на занятия,

Б) пойдёте ко второму уроку,

В) решите, что это судьба, и повернётесь на другой бок,

Г) вы никогда не опаздываете на занятия.

  1. Приятель просит помочь ему, но у вас самих не столь успешно идут дела по этому предмету. Вы…

А) так ему и скажете,

Б) посоветуете, к кому обратиться,

В) попробуете разобраться в предмете, чтобы потом ему всё растолковать,

Г) вместе с ним займётесь изготовлением шпаргалок.

  1. У вас нет времени выучить уроки. Вы…

А) просмотрите материал на перемене,

Б) прогуляете урок,

В) авось не спросят,

Г) досидите до часа ночи, но выучите!

  1. Если вы не поймёте домашнее задание, то…

А) попросите преподавателя его разъяснить,

Б) попробуете разобраться самостоятельно,

В) не выполните его,

Г) обратитесь за помощью к приятелю.

 

Таблица для подсчёта очков

№ вопроса

а

б

в

г

1

4

3

2

1

2

2

3

1

4

3

1

2

4

3

4

3

1

2

4

5

3

4

1

2

 

Итоги:

От 17 до 20 очков: Часто вы или по невнимательности, или от чрезмерного усердия выполняете много совершенно ненужной работы, а потом удивляетесь, почему у вас не остаётся ни одной свободной минутки. Научитесь выбирать, что для вас действительно важно. При такой нагрузке даже у машины, в конце концов, все провода перегорят.

 

От 13 до 16 очков: Вы умете рационально подходить к задачам, которые стоят перед вами, и правильно распределяете своё время. Ваш распорядок дня нельзя назвать строгим, но обычно вы успеваете сделать всё, что нужно, и полноценно отдохнуть. Так держать!

 

От 9 до 12 очков: Вы всё делаете в последний момент, и в результате ничего не успеваете. Если причина кроется в лени, то поймите, что не столько упрощаете, сколько осложняете себе жизнь. Если вы просто забывчивы, составьте план действий на весь месяц и периодически в него заглядывайте.

 

От 5 до 8 очков: Вы предпочитаете вообще не заниматься своими учебными делами: пусть всё как-нибудь улаживается при минимальном участии с вашей стороны. Возможно, это потому, что ваши интересы не имеют с учёбой ничего общего, и вы не хотите лишний раз даже думать о ней, а своё драгоценное время тратите на что-нибудь более увлекательное. Но если это ваш жизненный принцип, учтите: проблемы очень редко решаются сами собой, и водин прекрасный день они, как в ужастике, могут выпрыгнуть из-за угла и навалиться на вас всем скопом.

 

–Куда же девается наше быстротекущее время? Сенека утверждал, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо. Много воды утекло с тех пор, как был сделан этот беспристрастный вывод. Что же изменилось за прошедшее время? Ничего. Как известно, статистика знает всё, в том числе на что расходуется наше время. Подсчитано, что в течение средней продолжительности жизни человек 1/3 времени спит, 1/12 – ест, 1/12 - едет в транспорте, 1/20 – читает развлекательную литературу, 1/18 – смотрит телевизор, 1/15 – почёсывается, зевает, переходит с места на место, думает, чтобы поделать, и так далее. Получается, что примерно 2/3 жизни статистического человека проходит в «околополезном» времяпрепровождении. Подросток в течение суток выделяет примерно лишь 1 – 1,5 часа на занятия чем-либо, прямо необходимым в его будущей жизни.

–Ребята, послушайте, сердце стучит. Стучит как часы, отстукивая секунды, минуты, годы нашей жизни. Время – это сама жизнь. Научитесь любить свое время, и вы научитесь любить саму жизнь. Научитесь распоряжаться временем - получите успешную саморганизованную жизнь! Сделайте время своим другом! Время- жизнь!

Рефлексия.Синквейн.

поделиться в:
Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов