Степанович Наталья Владимировна, учитель немецкого языка высшей квалификационной категории Государственного учреждения образования «Средняя школа №13 г. Слуцка»
|
|
Развитие телекоммуникационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения – сетевые сообщества. Е.Д. Патаракин определяет сетевое сообщество как группу людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств [6]. Активное использование информационных технологий для целей образования привело к появлению сетевых сообществ двух типов: профессиональных сообществ педагогов (для решения профессиональных затруднений и профессионально значимого общения) и сетевых педагогических сообществ.
В отличие от сетевых сообществ, возникающих стихийно и самопроизвольно, создание сетевых педагогических сообществ, как правило, инициируется методическими службами в рамках системы повышения квалификации работников образования и поддерживается ими. Участниками взаимодействия являются педагоги, учащиеся, родители и др. субъекты педагогического процесса. Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера. Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет. Таким образом, можно сформулировать понятие «сетевое педагогическое сообщество», под которым понимается группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий.
Следует признать, однако, что процесс создания и методического сопровождения сетевых педагогических сообществ для совместного решения проблем и организации коллективной деятельности образовательного характера в сети Интернет мало изучен в современной педагогике, существующая практика требует теоретического осмысления.
Так, анкетирование педагогов-членов РМО учителей немецкого и французского языков ставило задачей ранжировать факторы, препятствующие активному участию педагогов в деятельности педагогических сообществ. Было опрошено 24 педагога с разным педагогическим стажем и уровнем квалификации. Результаты анкетирования показали, что, по мнению педагогов, активному участию учителей в работе сетевых сообществ препятствуют:
- отсутствие постоянного доступа к сети Интернет – 0%;
- отсутствие опыта общения в сети Интернет - 0%;
- низкий уровень компьютерной грамотности педагогов – 33%;
- занятость, отсутствие свободного времени – 45%;
- субъект-объектная педагогическая позиция – 0%;
- отсутствие желания работать в сетевом сообществе - 20%.
Таким образом, в деятельности сетевых педагогических сообществ объективно существуют следующие проблемы:
1) сетевой мир общения со своими правилами, особенностями речи, образующими особую субкультуру сети, является для многих педагогов terrа inсognita; традиционные педагогические приемы не всегда эффективно «работают» в сетевом пространстве;
2) занятость, отсутствие свободного времени являются основными препятствиями для технического овладения информационно-коммуникационными технологиями.
По мнению Е.Н. Ястребцевой, которая видит выход из создавшейся ситуации в активном вовлечении взрослых - учителей, психологов и других работников образования - в мир сетевого общения с учащимися для передачи в контексте совместной деятельности нравственных и этических ценностей традиционной культуры, способов решения проблем, образцов поведения [3]. Без сомнения, эту задачу призваны решать в первую очередь методические службы; система повышения квалификации работников образования должна обеспечить процесс подготовки учителя к дистанционному обучению, профессиональному общению и сотрудничеству в рамках сетевого педагогического сообщества. Нельзя не согласиться с мнением Л.Н. Горбуновой о том, что в системе дополнительного профессионального образования в дистанционном сопровождении нуждается не только процесс повышения квалификации, но и профессиональные инициативы педагога: проектная, исследовательская практика. Следовательно, важнейшей задачей системы дополнительного образования становится поиск, разработка и апробация оптимальных форм дистанционного взаимодействия с педагогом.
Объективная реальность показывает, что уже сегодня требуются подготовленные педагоги, которые смогут подготовить подрастающее поколение к общению и работе в глобальной Сети. Однако, первоочередным является необходимость развития педагогической информационной этики. В современном образовательном пространстве это неизбежно повлечет изменение роли учителя, который перестает быть единственным источником знания. В этой ситуации преподаватель становится организатором образовательного пространства, сопровождает обучающегося по лабиринтам культуры и знания. Для этого учителю необходимо самому овладеть умениями работы в поле информационно-коммуникативного диалога.
Педагогика информационного общества формулирует новую цель – образование и воспитание мыслящей личности, которая уверенно ориентируется в реальной действительности и в Интернет-сети, может дать адекватную оценку различным фактам и явлениям, осознанно делает выбор в альтернативных обстоятельствах [7]. Для того чтобы минимизировать возможные риски при внедрении новых информационных и коммуникационных технологий, информационное общество формирует собственные специальные принципы сетевой этики.
Рассмотрим предлагаемые принципы с нравственно-этической позиции. Например, принцип личной свободы (иногда именуемый принципом анархии) говорит о том, что каждый пользователь Интернета может делать все, что ему надо, без вреда для других членов общества и ущемления их интересов. Принцип здорового консерватизма предусматривает бережное отношение сетевого сообщества к уже имеющимся знаниям, соблюдает требования преемственности. Используется принцип самосохранения сетевого сообщества, который призывает к охране и защите своей сетевой среды, обеспечивая ее устойчивость, адекватно применяя инструменты обратной связи [6]. Сформированный сетевой этикет предполагает определенную ответственность каждого члена сетевого сообщества, который получает и представляет информацию в Интернет.
Прокомментируем правила поведения в Сети с точки зрения современных реалий и требований законодательства, обуславливающих поведение педагогов и руководителей системы образования в Сети.
Правило 1. Помните, что в сети Вы говорите с людьми. Можно следовать простому правилу – прежде чем публиковать текст, спросите себя: «А сказал бы я то же самое ему в лицо?» Возможно, такая позиция позволит вам избежать крайностей в сетевом общении. Стоит также помнить о целевой аудитории своей профессиональной ленты. У работника системы образования – это участники образовательного процесса.
Правило 2. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни. Не стоит думать, что в Сети правила поведения не так строги, как в обычной жизни. Все, что производится в Сети, фиксируется и может быть использовано против вас. Клевета и оскорбления в социальных сетях наказуемы в уголовном порядке.
Правило 3. Помните, где Вы находитесь – в киберпространстве. Оказавшись в новой области виртуального пространства, сначала осмотритесь. Нужно понимать, как устроены сети, видеть, какие профессиональные сообщества в них есть, перед тем, как что-то написать в то или иное сообщество, целесообразно ознакомиться с его правилами.
Правило 4. Уважайте время и возможности других. В данном разделе имеет смысл говорить об академической честности. Возможно, ваша профессиональная лента может стать площадкой рефлексии всего педагогического коллектива по результатам проведенных мероприятий, открытых уроков и т. п., которая крайне необходима, но на которую в практической работе никогда не хватает времени. Педагогу и тем более руководителю нужно стремиться производить собственный контент.
Правило 5. Сохраняйте лицо. Педагогическим работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик. Недопустимо использование учителем и тем более руководителем жаргона, сленга.
Правило 6. Помогайте другим там, где Вы это можете делать. За развитием сетевого взаимодействия будущее. Самый простой пример – методическая работа. Традиционное методическое объединение как форма организации методической работы учителя в школе уходит в прошлое. На смену ему приходят сетевые методобъединения.
Правило 7. Старайтесь не ввязываться в публичные конфликты. Здесь стоит отметить, что часто те или иные тексты, публикуемые в социальных сетях, связаны с участием автора текста в том или ином конфликте. Включаясь в обсуждение этих текстов, делая их перепост, вы вольно или невольно вовлекаетесь в эти конфликты. Перед тем, как это делать, стоит как минимум задаться вопросом: вам это зачем нужно?
Правило 8. Уважайте право на частную переписку. Каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Не распространяйте в Сети личную переписку.
Правило 9. Не злоупотребляйте своими возможностями. Обладая определенными педагогическими ресурсами (знаниями, информацией), не стоит направлять их против людей. Не стоит выкладывать информацию о ком-то без его явного согласия.
Правило 10. Учитесь прощать другим их ошибки. Всегда полезно вспомнить то, сколько ошибок сделал ты сам. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки [2].
Данные правила, конечно, не являются исчерпывающими, а приглашают вас к активному диалогу для их усовершенствования. Методические цели педагога, как правило, состоят в преобразовании технологий обучения, форм и методов учебной и внеучебной деятельности. Вводя в свой профессиональный арсенал социальные сети, учитель меняет отношение к ним самих учеников. Они становятся не только средством общения и развлечения, но и средством обучения. О. А. Клименко указывает преимущества социальных сетей в качестве учебной площадки: привычная среда для учащихся; возможность совместной работы, наличие форума, стены, чата, активность участников прослеживается через ленту друзей, удобно использовать для проведения проекта, подойдет в качестве портфолио как для ученика, так и для учителя.
Таким образом, появляется новое учебное пространство, которое к тому же является привычной средой для современного ученика и не воспринимается им враждебно [5]. У каждого пользователя социальной сети есть своя страница, в сведениях «о себе» каждый сообщает о своих интересах, пристрастиях, любимых занятиях, политических и религиозных взглядах, любимых книгах, кино, музыке. Всё это поможет учителю создать индивидуальный портрет каждого ученика, и ученики в свою очередь смогут, посещая страницу своего учителя, узнать его ближе. При этом учителю необходимо осознавать, что он является примером для подражания, авторитетом и потому должен тщательно контролировать информацию, которую он выкладывает, и создавать некий имидж. Однако если учитель не готов к такому контролю, он может создать вторую страницу и ограничить к ней доступ своим ученикам. Таким образом, проанализировав возможные формы общения в социальных сетях, мы выявили, что их обучающий и воспитательный потенциал достаточно велик. При этом необходимо учитывать, что использование социальных сетей будет эффективно лишь в комплексном применении с уже существующими формами этического взаимодействия учителя с ученическим коллективом.
Информационные источники
- Бакулин М. А. Социальные сети как часть информационно-образовательной среды школы. Электронный ресурс// Режим доступа: http://mic.org.ru//phocadownload/12-bakulin.pdf
- Васильева М. А. Десять правил поведения в социальных сетях для педагогов и руководителей системы образования http://direktoria.org/department//pub/5026.
- Гладченкова Н. Н. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности: дис. канд.пед. наук: 13.00.01. – Ростов н/Д, 2001. – 250 c.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. – Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.
- Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. Электронный ресурс// Теория и практика образования в современном мире: материалы МНПК (Санкт-Петербург, 02.2012). – СПб.: Реноме, 2012. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf//ped/archiv/21/1799 .
- Малькова Е. Ю. Принципы виртуальной этики // Серия “Symposium”, Религия и нравственность в секулярном мире. Выпуск 20 / Материалы научной конференции. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – C. 112-115.
- Садовая Л. В. Формирование профессиональной этики будущего специалиста в обучении // Современные технологии обучения. Международный опыт и российские традиции: «СТО-2005» МНПК. Т.1. – СПб., 2005.