Столбовенко Ирина Михайловна, учитель музыки высшей квалификационной категории ГУО «Гимназия № 1 г. Слуцка» |
2 класс
Тема урока: «Музыкальное путешествие в страну Балет».
Цель: сформировать первичное представление о жанре балета.
Задачи:
- ознакомить учащихся с основными понятиями жанра «балет», особенностями балета как синтетического вида искусства, актуализировать представления о танце;
- формировать вокально-хоровые навыки, музыкально-ритмические способности, навыки слушания музыки и умения создавать художественный образ пластическими средствами;
- развивать воображение, фантазию, ассоциативно-образное мышление, слушательскую и исполнительскую культуру;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу во время исполнения произведений, воспитание эстетического вкуса через жанр балета.
Тип урока: урок введения в тему
Форма урока: урок-путешествие
Позиция: слушатель - исполнитель
Оборудование: рисунки-изображения «Опера», «Балет», «Дзед–Барадзед», герои сказки «Чиполлино»; аудио-видео-аппаратура, баян, детские ритмические инструменты (ксилофон, бубен, тамбурин, металлофон, треугольник); видеопрезентация к уроку.
Музыкальный репертуар: муз. Л. Захлевного, сл. А. Вольского «Песенька Дзеда-Барадзеда»; К. Хачатуряна балет «Чиполлино» (фрагменты); кроссворд «Балет»; С. Суэтов «Шёл по лесу музыкант».
Ход урока
Организационный момент
Побуждение учащихся к творческой деятельности, эмоциональный настрой. Включение в творческий диалог через музыкальное приветствие.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!»
Весь урок сопровождается видеопрезентацией и рисунками-изображениями.
Содержание работы
1.Введение в тему урока
Слайд: Музыкальное путешествие
Продолжить цепочку предложений:
- Музыкальный спектакль, где все действующие лица поют – это (Опера) – В оперу нас привёл кит («Песня») - Посмотреть оперу можно в (Театре) - Оркестр в опере располагается (в оркестровой яме) – В опере могут петь (солист, хор) - Познакомиться с оперой нам помогали сказки («Муха Цокотуха» и «Волк и семеро козлят»).
- Чтобы услышать сегодня новую сказку и продолжить путешествие, мы все вместе должны пригласить к нам Дзеда-Барадзеда. Готовы?
Выразительное исполнение «Песенки Дзеда-Барадзеда». Дедушка составил маршрут нашего путешествия и просил вам рассказать, где мы будем останавливаться во время путешествия: 1. Остановка «Балет»; 2. Остановка «Угадайка»; 3. Остановка «Музыкант»
2.Раскрытие темы урока, организация и осмысление новой информации
Слайд: Остановка «Балет»
Вопрос: - Вы уже встречались с балетом? - Что вы знаете о балете? В балете не поют, не говорят, в балете главный кит «Танец», значит в балете (танцуют). – Кто танцует в балете?
Слайд: Балерина
Обувь, в которой танцует балерина называется (Пуанты)
Слайд: Пуанты
Ещё в балете есть танцовщик
Слайд: Танцовщик
И кордебалет - это когда артисты балета исполняют массовые танцевальные номера.
Слайд: Кордебалет
- В какой сказке главные герои овощи и фрукты? («Чиполлино») Написал эту сказку итальянский писатель Джанни Родари.
Слайд: Портрет Джанни Родари
Вспоминаем сюжет сказки, назовите главных героев добрых и злых. (На доске появляются изображения героев)
Слайд: Портрет Карэн Хачатурян
Композитор Карэн Хачатурян (родился и жил в Москве) написал музыку для балета на сюжет сказки итальянского писателя Джанни Родари. Балетмейстер Генрих Майоров создал балетную постановку. Балетмейстер – постановщик балета, танцевальных сцен, руководитель балетной труппы.
Слайд: Портрет Генрих Майоров
Балету «Чиполлино» - 45 лет. И сегодня мы увидим, как оживёт сказка Джанни Родари с помощью мимики, жестов и танца, музыки.
Балет, как и сказка, начинается с того, что на главной площади собрались все жители сказочной страны – овощи и фрукты. Давайте посмотрим, что там происходит. «Праздник» из балета «Чиполлино» (просмотр, обсуждение).
Слайд: «Праздник» из балета «Чиполлино»
- Какое настроение создаёт музыка? Что вам напоминает прозвучавшая мелодия – песню, танец или марш? Этот танец исполнил солист или кордебалет?
Поскольку мы присутствуем на празднике в сказочной стране, давайте примем участие в празднике и поможем оркестру, украсим танец звучанием инструментов. Повторное прослушивание, создание ритмического сопровождения по тембровому звучанию музыки. Две группы музыкантов: одна группа играет на ксилофоне, бубне, тамбурине, передаёт лёгкость танца; другая группа играет на треугольнике, металлофонах, передаёт мелодичность песни. Стараться слиться в ритме с оркестром, играть вместе.
– Вместе, значит (тутти).
- Вам понравилось быть участниками оркестра? Пока мы играли в оркестре на празднике появился Принц Лимон в сопровождении охраны и Сеньора Помидора. Они прерывают праздник. Принц Лимон объявляет, что простым жителям нужно платить за солнце, дождь и воздух. Все возмущены и в общей суматохе Чиполлино наступает на ногу принцу Лимону. Приказано схватить бунтовщика. Но вместо Чиполлино в темницу посадили его отца.
- Какие чувства испытывает Чиполлино? Какая музыка может передать грусть: мажорная или минорная? Верный друг Чиполлино скрипач Груша старается утешить своего друга.
Слайд: Груша утешает Чиполлино
- Удалось Груше утешить друга? Музыка изменила настроение?
- А теперь послушаем, как «Груша утешает Чиполлино» и создадим пластическую импровизацию-имитацию игры на скрипке под грустную музыку, а смену настроения передадим танцевальными движениями, представив себя артистами балета. Готовы к исполнению? Постарайтесь передать настроение не только пластикой, но и мимикой.
- Молодцы! Что же будет дальше, хотите узнать? Чиполлино решает освободить отца. Граф Вишенка помогает добыть ключ от темницы. Заключённые освобождены. Сеньор Помидор и Принц Лимон, обнаружив, что в темнице никого нет, приходит в ярость и бросается в погоню.
Слайд: сцена «Бегство»
Просмотр видео, сцена «Бегство».
– Что вы увидели? – Какие средства музыкальной выразительности помогли передать бегство? А теперь давайте с вами поиграем и поможем Чиполлино. Будем слушать музыкальный фрагмент «Бегство», когда бегут добрые герои помогаем движением рук, изображая бег, когда злые персонажи, руки лежат на парте. Будьте внимательны, слушайте музыку. Молодцы, ребята, помогли Чиполлино и его отцу.
Балет, как и сказка, заканчивается строительством дома для бедного дядюшки Тыквы. Давайте посмотрим, как это происходит в балете.
Слайд: сцена «Строительство дома»
– Какое настроение передавала музыка? Какое настроение у Чиполлино и его друзей? Давайте и мы попробуем построить домик для дядюшки Тыквы Повторное слушание, участие в строительстве. Каждый ряд под музыку передаёт книгу (имитация кирпича). Точно, совпадая с ритмом музыки, улыбаясь, передаём «кирпичики» для дома.
- Удалось композитору Карэну Хачатуряну, балетмейстеру Генриху Майорову, артистам балета и оркестру под управлением дирижёра рассказать сказку Джанни Родари «Чиполлино» без слов, с помощью музыки, мимики, жестов и танца? Что главное в балете? Захотелось ли вам посетить театр оперы и балета и посмотреть балетный спектакль?
- Закрепление знаний, разгадывание кроссворда «Балет»
Слайд: Остановка «Угадайка»
Слайд: Кроссворд «Балет»
- Как называется театральное представление, в котором содержание передают танцем, мимикой, жестами? (Балет)
- Артистка балета? (Балерина)
- Обувь, в которой танцует балерина?
- Как называется балет Карэна Хачатуряна? (Чиполлино)
- Какой кит является главным в балете? (Танец)
- Обязательный участник балета, отвечающий за музыку в спектакле? (Оркестр)
- Применение умений и навыков
Исполнение песни, используя «Символическую аналогию»
Слайд: Остановка «Музыкант»
– Какую роль играет музыкант в балете?
Повторение мелодии песни «Шёл по лесу музыкант», изображение слов мимикой, жестами, танцевальными движениями (тук-тук-тук- ша-ба-да-ба-да-ба-да; чап-чап-чап-ша-ла-ла-ла-ла-ла-ла). Выразительное исполнение песни, точность в передаче ритма, весёлого настроения.
– Что вы сегодня открыли для себя на уроке?
- Рефлексия
- Если вам сегодня было интересно на уроке и вы узнали много нового, то поместите маленьких балеринок на нашем острове яркой стороной. Но, если вы не совсем довольны своей работой на уроке, не всё получилось, то переверните их обратной стороной (белой), значит ваши балеринки не затанцевали, но они обязательно затанцуют. На следующем уроке мы продолжим путешествие.