Рубрика: Начальные классы
Елена Ивановна Усович Учитель начальных классов ГУО «Танежицкая средняя школа» Слуцкого района Минской области |
Тема: Х.К. Андерсен «Ромашка»
Тип урока: обучение новым знаниям.
Цель урока: познакомить учащихся с произведением Х.К. Андерсена «Ромашка».
Задачи:
Образовательная: формировать умение анализировать художественное произведение, навык правильного и выразительного чтения;
Развивающая: развивать мышление, навыки чтения, монологическую, связную речь.
Воспитательная: воспитывать сознательность, бережное отношение к природе, птицам.
Оборудование: портрет Г.Х.Андерсена, музыкальный фрагмент, музыкальные физминутки, наглядность, карточки с заданием, пословицы, скороговорка.
Методическое обеспечение:
- Кроссворд по сказкам Г.Х.Андерсена
(https://learningapps.org/display?v=p4e0x4rxn21)
- Собери пословицы
(https://learningapps.org/watch?v=pfwux53mc21)
- Вставить пропущенные слова
(https://learningapps.org/watch?v=pzzxd2h7321)
Ход урока
- Организационный этап урока
- Ребята, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.
В класс пришел - не хмурь лица,
Будь веселым до конца!
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь!
Не ленитесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь!
А закон у нас такой
- Все в учебу с головой!
Хорошо себя вести вы должны, Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
-Улыбнулись нашим гостям и за работу!
- Речевая разминка:
Читайте плавно, быстро (на доске)
РАС-ПУС-ТИ-ЛАСЬ РАСПУСТИЛАСЬ
О-СЛЕ-ПИ-ТЕЛЬ-НО ОСЛЕПИТЕЛЬНО
ЗА-ГЛЯ-ДЫ-ВА-ЛАСЬ ЗАГЛЯДЫВАЛАСЬ
ЧЕ-ТЫ-РЕХ-У-ГОЛЬ-НЫЙ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНЫЙ
БЛА-ГО-У-ХА-Ю-ЩИЙ БЛАГОУХАЮЩИЙ
Дыхательная гимастика
а) Представьте себе, что вы находитесь на зелёной лужайке и вам захотелось вдохнуть аромат цветов. Делаем глубокий вдох и выдох.
б) Задуйте воображаемую свечу.
- Сегодня на уроке мы продолжим формирование навыка правильного и выразительного чтения, будем развивать связную речь, учиться бережно относиться к природе.
- - А какое новое произведение мы будем читать, вы узнаете, отгадав загадку:
Стоит в саду кудряшка-
Белая рубашка
Сердечко золотое,
Что это такое? (Ромашка)
-Мы сегодня познакомимся со сказкой Ханса Кристиана Андерсена «Ромашка»
- Что необычного в этом слове? (Это словарное слово)
- Сказки этого писателя вы уже читали, давайте вспомним их, разгадав кроссворд.
- Героиня сказки, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену. (Русалочка)
- Замечательная певчая птица, по её имени названа сказка. (Соловей)
- Как звали очень маленькую героиню? (Дюймовочка)
- Имя мальчика, который умчался в царство льда к Снежной Королеве. (Кай)
- Этот предмет помог принцессе стать женой принца, но мешал спать ей на мягкой постельке. (Горошина)
- Он был с одной ногой, т.к. его отливали из олова последним, но он стоял на ней так же твёрдо, как другие на двух и оказался самым замечательным из всех. (Солдатик)
- Из чего шила Элиза рубашки для своих братьев? (Крапива)
Разгадав кроссворд, мы снова пришли к нашей сегодняшней теме урока.
- Сказка «Ромашка» Х.К. Андерсен.
- А какую особенность сказок Андерсена вы заметили?
(Они добрые, познавательные, увлекательные и. д.)
- Лексическая работа (Смотрим на доску, на листике несколько слов, которые мы с вами должны объяснить)
Дёрн – верхний слой почвы, густо поросший травой.
Благоуханный – наполненный нежным, тонким ароматом.
Застенчивый - скромный.
- Знакомство с текстом
Приготовились следить глазками по тексту, я начну читать сказку, а кто-то из вас будет продолжать.
- Анализ произведения
- Какое настроение возникло у вас после прочтения сказки? (Грустное)
- А в самом начале сказки, какое оно было? (Весёлое)
- Почему? (Жаворонок был на свободе, Ромашка росла на улице)
- Внимательно послушайте пение жаворонка музыкальный фрагмент) и скажите, в какой момент времени это было? (Когда он был на свободе)
- Почему Ромашка вначале радуется соседству с красивыми цветами, а потом нет? (Птица прилетела к ней, а не к ним и восхищалась ею, да ещё цветы срезала хозяйка. А мы знаем, что долго срезанные они не проживут)
- Назовите цветы, которые росли рядом с Ромашкой? (Подсказка на доске, наглядность). Покажите эти цветы.
- Чем закончилась сказка? (Жаворонок погиб без воды, та же участь постигла Ромашку)
- Почему плакали мальчики? (Погибла птичка)
- А плакал ли кто-нибудь по Ромашке? (Нет)
Хорошо ли поступили мальчики и почему? (НЕТ. Мало, что они лишили Жаворонка свободы, они его ещё и погубили)
- А какая пора года сейчас? (Осень)
- Что вы должны делать для птиц? (Кормушки)
- Зачем?
7.А как зовут человека, который ухаживает за садом? (Садовник)
- Может быть, вы слышали слова ландшафтный дизайнер. Как вы думаете, кто это? (Специалист по художественной организации садов, парков, приусадебных участков). Очень интересная, нужная профессия.
Некоторые люди специально их нанимают, платят им деньги, а они создают красоту на приусадебном участке.
- А в Танежицах есть такой красивый приусадебный участок? (Да, рядом со школой)
- Их у вас несколько, но особенно выделяется один. На нём множество красивых цветов, кустов и деревьев. Хозяева без помощи посторонних людей создали такую красоту, а это значит, что каждый из вас может быть ландшафтным дизайнером. А особенно, если в дальнейшем выберет себе эту профессию.
- Разнообразные виды чтения текста (работа над текстом)
Хором, весело, быстро (солнце), плавно (луна), грустно, зло, обиженно, удивлённо, выборочно.
Физминутка для глаз
- Задание «О каком цветке идёт речь?» (взаимопроверка)
А) Пионы Б) Ромашка В) Тюльпаны
Простенький, бедненький, цветок.
Множество пышных, гордых цветов.
Маленькая, скромная, но счастливая.
Миленький цветочек в серебряном платьице.
Так и надували щёки.
Хорошо, что они не умели говорить.
Надулись и покраснели с досады.
Музыкальная физминутка
- Скороговорка (запоминаем и быстро проговариваем)
Жаворонок в жару
Кружил над жнивьём.
- Задание «Собери пословицы»
Сделав худо, не жди добра.
Жизнь дана на добрые дела.
- Составьте текст о Ромашке, используя слова-дополнения
………………. является многолетним растением, которое цветёт уже в первый год своей жизни. Цветок ромашки состоит из ……………… центральной части и белых или желтоватых лепестков. Ромашке характерен слабый, но своеобразный …………, который можем напоминать запах яблок.
Слова для дополнения: Ромашка, жёлтой, аромат.
- Подведение итогов урока
1) Довольны ли вы своей работой на уроке?
2) Как бы вы хотели, чтобы закончилась сказка?
3) Какими словами вы бы обратились к детям?
- Домашнее задание
По выбору:
- нарисовать ромашку и жаворонка;
- сочинить небольшую сказку о ромашке;
- придумать другую концовку к сказке «Ромашка»
- Выставление оценок (Самооценка)
Как вы считаете, какую оценку вы заслужили за работу на уроке? Почему?
12. Рефлексия
На улице холодно - осень, но ещё недавно было лето. На доске у меня полянка, давайте украсим её цветами ромашек. Если вам всё было понятно и урок вы закончили с хорошим настроением добавляем свою ромашку на нашу полянку.
Будьте всегда добры к людям и люди ответят вам тем же!