Урок математики во 2 классе

Драбеня Алла Николаевна

учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа № 11 г. Слуцка»

 

Тема: Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 100.

Цель: совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи.

Задачи:

  • закрепить устные и письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100;
  • вырабатывать навыки решения задач разных видов на сложение и вычитание;
  • развивать наблюдательность, память, смекалку, логическое мышление;
  • воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: плакат с изображением ракеты, портрет Ю. А. Гагарина, «парашюты» с математическими выражениями, раздаточный материал «Ракета», карточки для работы в парах, два космонавта: в красном и синем шлеме, геометрические фигуры, названия планет.

 

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи, и задачи

Игры, шутки – всё для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу в добрый час!

 

  1. Сообщение темы и задач урока

– Сегодня на уроке отправимся в космическое путешествие. Мы посетим разные планеты и будем закреплять полученные знания при решении примеров на сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 и при решении различных типов задач. В путешествие берём самых смелых, дружных, находчивых и сообразительных. А есть ли среди вас такие? Тогда в путь!

 

  1. Устный счёт

1) – Ребята, для того, чтобы сесть в космический корабль, вам нужно приобрести билет, на котором будет указан номер вашего места. Для этого решите пример, который указан на карточке, лежащей у каждого из вас на партах, и узнайте ответ. Этот ответ – номер вашего места в корабле. Вы можете взять свой билет. (Номера билетов написаны на карточках-звездах и прикреплены к доске)

1-ый ряд:

40+30=70  23+17=40  50-24=26   97-47=50   20-3=17     64-52=12

2-ой ряд:

68-60=8     42+3=45    90-30=60   64+17=81  85-5=80     26-6=20

3-ий ряд

15+5=20    28-6=22     94+6=100  35+4=39    32+30=62  44-44=0

 

– Встаньте те, у кого номер билета:

  • однозначное число
  • двузначное число
  • круглое число

–Все заняли свои места, пристегнулись? Но корабль не взлетит, пока не произойдёт отсчёт от 10 до 100 десятками в прямом и обратном порядке (счёт хором).

– Пуск!

– Внимание! Взлёт! Наша ракета помчалась вперёд (руки вверх).

(звук взлетающей ракеты)

– Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. И наше путешествие фантастическое. Космический корабль набирает скорость.

 

2) – Что случилось? Наш корабль попадает под метеоритный дождь. Чтобы избежать столкновения с метеоритным дождем, считай и быстро отвечай.

  1. Назовите число, в котором 2 дес. 4 ед., 8 дес. 7 ед., 6 дес. и столько же ед.
  2. Какое число следует за числом 39?
  3. Какое число предшествует числу 70?
  4. Из какого числа надо вычесть 8, чтобы получить 20?
  5. Первое слагаемое 12, второе слагаемое 23. Найдите сумму.
  6. Уменьшаемое 60, вычитаемое 30. Найдите разность.
  7. 60 – это 10 и …
  8. 70 – это 20 и …
  9. Назовите соседей числа 46.
  10. Какое число стоит между числами 48 и 50?
  11. В одном классе 40 учащихся, а во втором 36. На сколько в первом классе больше учащихся, чем во втором?
  12. В книге 75 страниц. Дима прочитал 25 страниц. Сколько страниц ему осталось прочитать?
  13. На дереве сидело 34 птицы. Сначала улетело 14 птиц, а потом еще 6 птиц. Сколько птиц осталось на дереве?
  1. Работа по теме урока

– А теперь мы попадаем на станцию Познайка. Здесь можно узнать много интересного из истории развития космонавтики. Каждый год в нашей стране отмечается День космонавтики: 51 год тому назад совершил полёт в космос первый в мире космонавт. Кто знает, как его зовут?

Юрий Алексеевич Гагарин

(демонстрация  фото)

– Простой деревенский паренёк с детства мечтал летать. Во время учёбы в городе Саратове он посещал аэроклуб и прыгал с парашюта. И мы с вами сейчас будем прыгать с парашюта и узнаем, когда произошло это знаменательное событие: первый полет в космос.

Для этого нужно решить числовое выражение и приземлиться в нужный квадрат (на доске прикреплены картинки парашютов с написанными на них примерами).

15 + 45                88 – 40                  69 + 11                 76 – 50

 

        69 – 40                    17 + 50                    25 + 14              36 + 23

 

29        48       39      60      80        59       67     26

(карточки переворачиваются, и открывается дата)

12 апреля 1961 года

– 12 апреля 1961 года спутник «Восток» с человеком на борту облетел нашу планету за 108 минут и благополучно вернулся на Землю.

– Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо много уметь,

Надо многое знать.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

Ма-те-ма-ти-ка!

 

  1. Работа в тетради

1) Минутка чистописания

– Откройте свои тетради, запишите сегодняшнюю дату, вид работы. Вспомните, какого числа был совершен первый полет человека в космос?

– Жители планеты Красоты хотят, чтобы вы научились правильно и красиво писать это число.

–Характеристика числа 12: двузначное, четное, соседи 11 и 13, 1 дес. 2 ед., предыдущее 11, последующее 13, 12=10+2. Составьте примеры на сложение и вычитание с ответом 12.

– Посмотрите, как нужно правильно писать.

(учитель показывает на доске порядок написания цифр 1 и 2).

– Пропишите число 12. Следите за осанкой.

2) - Чтобы мы могли продолжить наш полет, нужно выполнить следующее задание.

Встаньте те, у кого номер билета двузначное некруглое число?

                    Это билеты с номерами: 26   12   81  22   39   62   17   45   18

– Данные числа нужно записать в определённом порядке:

1 вариант: в порядке убывания.

2 вариант: в порядке возрастания.

Проверка:

1 вариант: 81  62    45   39    26   22   18   17      12   

2 вариант: 12   17   18   22   26    39    45    62    81

– А теперь представим эти числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Дети выходят к доске по одному и записывают, а остальные в тетради.

- Мы потратили много сил, приземляемся на планету «Отдыхайка», которая предлагает отдохнуть.

 

  1. Физкультминутка (под музыкальное сопровождение «Лягушонок Фрог»)

Мы отлично потрудились

И немного утомились.

Приготовьтесь, все ребятки!

Танцевальная зарядка!

  1. Работа в тетради

1) – Следующая планета, к которой мы приближаемся «Сосчитайка». Каждое выражение имеет свой цвет. Вам необходимо выполнить каждое из предложенных заданий, найти на рисунке цифру-ответ и закрасить тем цветом, какой имеет решенное вами выражение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80-красный           90-белый 50-оранжевый    60-синий    40-голубой         20-желтый

– А сейчас внимательно посмотрите на доску и сравните свой рисунок.

Физкультминутка (зрительная)

 – Мы с вами попали на планету Тишины. Здесь очень красиво и в тени высоких деревьев всегда можно отдохнуть. Отдохнем и мы. Поудобнее устройтесь на своих местах, закройте глаза и представьте, что вокруг вас чужеземные деревья, поют птицы.

(Звучит запись пения птиц)

– Сделаем разминку для глаз. Не открывая глаза «посмотрите» вверх, вправо, влево, вниз, сделайте глазами круговые движения, посмотрите на кончик носа, зажмурьте глаза, а теперь медленно их откройте.

– Ну что, немного отдохнули? Тогда отправимся дальше!

 

  1. Работа над задачей

1) – Впереди показалась планета «Задачкино». Жители этой планеты целый год решают одну задачу и никак не могут её решить. Ребята, поможем им в решении задачи?

- На одну планету приземлились 14 космических кораблей, а на другую на 4 корабля меньше. Сколько всего космических кораблей приземлились на эти планеты?

Составление краткой записи и анализ задачи:

  • О чём говорится в задаче?
  • Что известно? Что неизвестно?
  • Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)
  • Почему? (потому что не знаем, сколько кораблей на 2-ой планете)
  • Можем узнать, сколько кораблей приземлились на 2-ую планету? (да)
  • Каким действием? (сложением)
  • Какая фраза вам в этом помогла? (больше)
  • Зная, сколько кораблей приземлились на Ι и на ΙΙ планету, можем ответить на главный вопрос задачи? (да)
  • Каким действием? (сложением)
  • Почему? (всего)

Работа в парах

2) Впереди показалась планета «Фигуркино»

– Определите, какая фигура пропущена?

– Начертите прямоугольник с длиной 8 см, а шириной на 3 см короче длины.

- Какова ширина данного прямоугольника?

 

 

 

 

 

 

3)  Мы приближаемся к планете «Разгадайка»

Поставить знаки «+» и «–», чтобы числовые выражения стали верными.

1 вариант: 1 столбик

2 вариант: 2 столбик

Проверка:

63 – 20 + 7 = 50                             6 + 7 – 2 = 11

26 + 30 – 8 = 48                             8 – 4 + 9 = 13

34 - 7 – 7 = 20                                5 + 7 + 8 = 20

78 – 9 – 9 = 60                               3 + 9 – 7 = 5

- Мы выполнили все задания правильно, и наша ракета продолжает свой путь.

 

  1. Подведение итогов

- После старта Юрия Алексеевича Гагарина прошел 51 год. За это время многое изменилось в космонавтике. И техника стала мощнее, и подготовка экипажей сложнее, и программа работы на орбите обширнее. Космические корабли стали многоместными. На орбиту одновременно могут отправиться сразу несколько человек. Теперь работы в космосе длятся по два-три месяца. Уходит в небо одна экспедиция – другая уже готовится к полёту. Люди успели привыкнуть к профессии космонавта, как привыкли к профессиям комбайнёра, машиниста, капитана дальнего плавания, пилота сверхзвукового самолёта. Да и самих космонавтов становится всё больше.

– Ну что, ребята, пора возвращаться домой. Какое увлекательное путешествие мы с вами совершили на космическом корабле, побывав на разных планетах. Космический корабль приземлился на планету Земля.

Из полёта возвратились.

Мы на Землю приземлились.

- Понравилось путешествие?

- Какое задание больше всего запомнили?

- Что узнали для себя новое?

- Где в жизни вы сможете применить полученные знания?

Рефлексия

- С каким настроением вы вернулись на землю. Возьмите свои билеты. Нашим кораблём управляли 2 пилота: пилот в красном шлеме и пилот в синем шлеме. Сейчас вам придётся сдать им билеты.

  • Если вам было комфортно на уроке, уютно, хорошо, то отдайте билет пилоту в красном шлеме.
  • Если вы чувствовали на уроке себя неуверенно, испытывали затруднения, тогда отдайте билет пилоту в синем шлеме.

 

Спасибо за урок!

 

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов