Драбеня Алла Николаевна учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 11 г. Слуцка» |
Тема: Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 100.
Цель: совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи.
Задачи:
- закрепить устные и письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100;
- вырабатывать навыки решения задач разных видов на сложение и вычитание;
- развивать наблюдательность, память, смекалку, логическое мышление;
- воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.
Оборудование: плакат с изображением ракеты, портрет Ю. А. Гагарина, «парашюты» с математическими выражениями, раздаточный материал «Ракета», карточки для работы в парах, два космонавта: в красном и синем шлеме, геометрические фигуры, названия планет.
- Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи, и задачи
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу в добрый час!
- Сообщение темы и задач урока
– Сегодня на уроке отправимся в космическое путешествие. Мы посетим разные планеты и будем закреплять полученные знания при решении примеров на сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 и при решении различных типов задач. В путешествие берём самых смелых, дружных, находчивых и сообразительных. А есть ли среди вас такие? Тогда в путь!
- Устный счёт
1) – Ребята, для того, чтобы сесть в космический корабль, вам нужно приобрести билет, на котором будет указан номер вашего места. Для этого решите пример, который указан на карточке, лежащей у каждого из вас на партах, и узнайте ответ. Этот ответ – номер вашего места в корабле. Вы можете взять свой билет. (Номера билетов написаны на карточках-звездах и прикреплены к доске)
1-ый ряд:
40+30=70 23+17=40 50-24=26 97-47=50 20-3=17 64-52=12
2-ой ряд:
68-60=8 42+3=45 90-30=60 64+17=81 85-5=80 26-6=20
3-ий ряд
15+5=20 28-6=22 94+6=100 35+4=39 32+30=62 44-44=0
– Встаньте те, у кого номер билета:
- однозначное число
- двузначное число
- круглое число
–Все заняли свои места, пристегнулись? Но корабль не взлетит, пока не произойдёт отсчёт от 10 до 100 десятками в прямом и обратном порядке (счёт хором).
– Пуск!
– Внимание! Взлёт! Наша ракета помчалась вперёд (руки вверх).
(звук взлетающей ракеты)
– Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. И наше путешествие фантастическое. Космический корабль набирает скорость.
2) – Что случилось? Наш корабль попадает под метеоритный дождь. Чтобы избежать столкновения с метеоритным дождем, считай и быстро отвечай.
- Назовите число, в котором 2 дес. 4 ед., 8 дес. 7 ед., 6 дес. и столько же ед.
- Какое число следует за числом 39?
- Какое число предшествует числу 70?
- Из какого числа надо вычесть 8, чтобы получить 20?
- Первое слагаемое 12, второе слагаемое 23. Найдите сумму.
- Уменьшаемое 60, вычитаемое 30. Найдите разность.
- 60 – это 10 и …
- 70 – это 20 и …
- Назовите соседей числа 46.
- Какое число стоит между числами 48 и 50?
- В одном классе 40 учащихся, а во втором 36. На сколько в первом классе больше учащихся, чем во втором?
- В книге 75 страниц. Дима прочитал 25 страниц. Сколько страниц ему осталось прочитать?
- На дереве сидело 34 птицы. Сначала улетело 14 птиц, а потом еще 6 птиц. Сколько птиц осталось на дереве?
- Работа по теме урока
– А теперь мы попадаем на станцию Познайка. Здесь можно узнать много интересного из истории развития космонавтики. Каждый год в нашей стране отмечается День космонавтики: 51 год тому назад совершил полёт в космос первый в мире космонавт. Кто знает, как его зовут?
Юрий Алексеевич Гагарин
(демонстрация фото)
– Простой деревенский паренёк с детства мечтал летать. Во время учёбы в городе Саратове он посещал аэроклуб и прыгал с парашюта. И мы с вами сейчас будем прыгать с парашюта и узнаем, когда произошло это знаменательное событие: первый полет в космос.
Для этого нужно решить числовое выражение и приземлиться в нужный квадрат (на доске прикреплены картинки парашютов с написанными на них примерами).
15 + 45 88 – 40 69 + 11 76 – 50
69 – 40 17 + 50 25 + 14 36 + 23
29 48 39 60 80 59 67 26
(карточки переворачиваются, и открывается дата)
12 апреля 1961 года
– 12 апреля 1961 года спутник «Восток» с человеком на борту облетел нашу планету за 108 минут и благополучно вернулся на Землю.
– Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо много уметь,
Надо многое знать.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!
- Работа в тетради
1) Минутка чистописания
– Откройте свои тетради, запишите сегодняшнюю дату, вид работы. Вспомните, какого числа был совершен первый полет человека в космос?
– Жители планеты Красоты хотят, чтобы вы научились правильно и красиво писать это число.
–Характеристика числа 12: двузначное, четное, соседи 11 и 13, 1 дес. 2 ед., предыдущее 11, последующее 13, 12=10+2. Составьте примеры на сложение и вычитание с ответом 12.
– Посмотрите, как нужно правильно писать.
(учитель показывает на доске порядок написания цифр 1 и 2).
– Пропишите число 12. Следите за осанкой.
2) - Чтобы мы могли продолжить наш полет, нужно выполнить следующее задание.
Встаньте те, у кого номер билета двузначное некруглое число?
Это билеты с номерами: 26 12 81 22 39 62 17 45 18
– Данные числа нужно записать в определённом порядке:
1 вариант: в порядке убывания.
2 вариант: в порядке возрастания.
Проверка:
1 вариант: 81 62 45 39 26 22 18 17 12
2 вариант: 12 17 18 22 26 39 45 62 81
– А теперь представим эти числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Дети выходят к доске по одному и записывают, а остальные в тетради.
- Мы потратили много сил, приземляемся на планету «Отдыхайка», которая предлагает отдохнуть.
- Физкультминутка (под музыкальное сопровождение «Лягушонок Фрог»)
Мы отлично потрудились
И немного утомились.
Приготовьтесь, все ребятки!
Танцевальная зарядка!
- Работа в тетради
1) – Следующая планета, к которой мы приближаемся «Сосчитайка». Каждое выражение имеет свой цвет. Вам необходимо выполнить каждое из предложенных заданий, найти на рисунке цифру-ответ и закрасить тем цветом, какой имеет решенное вами выражение.
80-красный 90-белый 50-оранжевый 60-синий 40-голубой 20-желтый
– А сейчас внимательно посмотрите на доску и сравните свой рисунок.
Физкультминутка (зрительная)
– Мы с вами попали на планету Тишины. Здесь очень красиво и в тени высоких деревьев всегда можно отдохнуть. Отдохнем и мы. Поудобнее устройтесь на своих местах, закройте глаза и представьте, что вокруг вас чужеземные деревья, поют птицы.
(Звучит запись пения птиц)
– Сделаем разминку для глаз. Не открывая глаза «посмотрите» вверх, вправо, влево, вниз, сделайте глазами круговые движения, посмотрите на кончик носа, зажмурьте глаза, а теперь медленно их откройте.
– Ну что, немного отдохнули? Тогда отправимся дальше!
- Работа над задачей
1) – Впереди показалась планета «Задачкино». Жители этой планеты целый год решают одну задачу и никак не могут её решить. Ребята, поможем им в решении задачи?
- На одну планету приземлились 14 космических кораблей, а на другую на 4 корабля меньше. Сколько всего космических кораблей приземлились на эти планеты?
Составление краткой записи и анализ задачи:
- О чём говорится в задаче?
- Что известно? Что неизвестно?
- Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)
- Почему? (потому что не знаем, сколько кораблей на 2-ой планете)
- Можем узнать, сколько кораблей приземлились на 2-ую планету? (да)
- Каким действием? (сложением)
- Какая фраза вам в этом помогла? (больше)
- Зная, сколько кораблей приземлились на Ι и на ΙΙ планету, можем ответить на главный вопрос задачи? (да)
- Каким действием? (сложением)
- Почему? (всего)
Работа в парах
2) Впереди показалась планета «Фигуркино»
– Определите, какая фигура пропущена?
– Начертите прямоугольник с длиной 8 см, а шириной на 3 см короче длины.
- Какова ширина данного прямоугольника?
3) Мы приближаемся к планете «Разгадайка»
Поставить знаки «+» и «–», чтобы числовые выражения стали верными.
1 вариант: 1 столбик
2 вариант: 2 столбик
Проверка:
63 – 20 + 7 = 50 6 + 7 – 2 = 11
26 + 30 – 8 = 48 8 – 4 + 9 = 13
34 - 7 – 7 = 20 5 + 7 + 8 = 20
78 – 9 – 9 = 60 3 + 9 – 7 = 5
- Мы выполнили все задания правильно, и наша ракета продолжает свой путь.
- Подведение итогов
- После старта Юрия Алексеевича Гагарина прошел 51 год. За это время многое изменилось в космонавтике. И техника стала мощнее, и подготовка экипажей сложнее, и программа работы на орбите обширнее. Космические корабли стали многоместными. На орбиту одновременно могут отправиться сразу несколько человек. Теперь работы в космосе длятся по два-три месяца. Уходит в небо одна экспедиция – другая уже готовится к полёту. Люди успели привыкнуть к профессии космонавта, как привыкли к профессиям комбайнёра, машиниста, капитана дальнего плавания, пилота сверхзвукового самолёта. Да и самих космонавтов становится всё больше.
– Ну что, ребята, пора возвращаться домой. Какое увлекательное путешествие мы с вами совершили на космическом корабле, побывав на разных планетах. Космический корабль приземлился на планету Земля.
Из полёта возвратились.
Мы на Землю приземлились.
- Понравилось путешествие?
- Какое задание больше всего запомнили?
- Что узнали для себя новое?
- Где в жизни вы сможете применить полученные знания?
Рефлексия
- С каким настроением вы вернулись на землю. Возьмите свои билеты. Нашим кораблём управляли 2 пилота: пилот в красном шлеме и пилот в синем шлеме. Сейчас вам придётся сдать им билеты.
- Если вам было комфортно на уроке, уютно, хорошо, то отдайте билет пилоту в красном шлеме.
- Если вы чувствовали на уроке себя неуверенно, испытывали затруднения, тогда отдайте билет пилоту в синем шлеме.
Спасибо за урок!