Пути повышения интереса к чтению и изучению художественных произведений у учащихся 5-7 классов (обобщение опыта)

Аксеневич Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы

Государственного учреждения образования «Лучниковская средняя школа»

   

1 Информационный блок

1.1.Пути  повышения интереса к чтению и изучению художественных произведений у  учащихся 5-7 классов.

1.2. Актуальность опыта

Одна из проблем сегодняшней школы – это резкое падение интереса учащихся к литературе, к чтению.В беседах родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются ко мне за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор   и компьютер заменили книгу детям.

Трудно объяснить учащимся, что именно книга - незаменимый инструмент, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, учит овладеть информацией, накопленной веками, развивает фантазию, учит думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.

Дети очень много времени проводят в социальных сетях. Их общение осуществляется  посредством  односоставных, чаще состоящих из одного слова предложений и междометий. Поэтому, читая классическую литературу, а именно, предложения, написанные красивым литературным языком, разных типов и видов, они не понимают смысл прочитанного. Большинство детей не могут  правильно  интерпретировать смысл прочитанной информации.[8, с.14]

Опрос  учащихся 5-7 классов нашей школы показал: 63% - не любят читать, 37% учащихся заинтересованы в чтении,  при этом из них 13% учащихся читают в своё удовольствие, 24% учащихся только для получения отметки. Диагностическое исследование, направленное на изучение жанрового предпочтения, показало следующие результаты: 60% учащихся  предпочитают сказки,  22%  - литературу приключенческого характера, менее 18% - научно-познавательную литературу(Приложение1). Около 85% ребят недостаточно хорошо информированы о новых изданиях в мире книжной индустрии.

Потеря интереса к чтению ведет к обеднению словарного запаса, понижению уровня интеллектуальных и познавательных возможностей, нарушению процесса вхождения молодого человека в общество, знакомству с его моральными и духовными ценностями. Нечитающие дети, вырастая и становясь родителями, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведёт к духовному отчуждению представителей различных поколений.

Таким образом, от состояния чтения, читательской активности зависит духовное здоровье нации, развитие формирующейся личности. Без чтения нет человека, нет личности.[3, с.37]

Актуальность опыта обусловлена важностью овладения учащимися техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

1.3. Цель опыта: создание благоприятных условий по развитию интереса к чтению путем использования активных форм, методов и приемов работы.

1.4. Задачи опыта:

1) определить пути формирования и повышения интереса к чтению, к изучению литературных произведений;

2) определить формы и приемы работы с учащимися, способствующих повышению интереса к чтению и  к изучению литературных произведений;

3) проанализировать эффективность применения используемых форм, методов и приемов работы путем изучения особенностей динамики интереса учащихся.

1.5. Длительность работы над опытом.

Работа над опытом проходила в течение 3 лет.

На начальном периоде было проведено диагностическое исследование  учащихся среднего звена с целью изучения интереса к чтению и жанровому предпочтению.

Следующий этап – поиск и внедрение активных форм, методов и приемов работы, способствующих повышению интереса к чтению в образовательный процесс.

На последнем этапе осуществлялся анализ эффективности применения данных форм, методов и приемов работы, изучение особенностей динамики интереса учащихся.

2 Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Мой педагогический опыт основывается на следующих идеях.

  1. Идея неразрывного единства воспитания, развития и образования.
  2. Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.
  3. Идея сотрудничества педагога и учащегося на основе взаимного уважения и доверия.

Повышение интереса к чтению и изучению литературных произведений будет эффективным при систематическом,целенаправленном и последовательном использовании активных форм, методов и приемов работы с учащимися.

2.2. Описание сути опыта

2.2.1.Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников нужно рассматривать не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему. Различным аспектам изучения читательских интересов посвящены многие труды известных педагогов, психологов и методистов:Л.А.Беленькой, О.Ю.Богдановой, Л.С.Выготского, Н.Ф.Добрынина, Е.В.Квятковского, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, В.Г.Маранцмана, Т.Д.Полозовой, В.П.Полухиной, Л.Рубинштейна, Б.Г.Умнова, Г.И.Щукиной и др.[2, с.15]В словарях разных типов для понятия «читательский интерес» отдельного толкования не существует. К более широкому понятию «интерес», как правило, можно найти ряд синонимов: увлечение, внимание, любопытство. Наличие или отсутствие интереса к чтению – основной фактор  отношения ребенка к книге и критерий ее оценки. Кризис детского чтения состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них утрачен интерес к этой сфере занятий. Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишенную для ребенка всякой привлекательности, а значит, и эффективности.

К качественным характеристикам читательского интереса отнесены: устойчивость, глубина, избирательность, содержание. Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если он вызван внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации. Если же он является следствием доминирующей духовной или познавательной потребности человека (личностный интерес), то устойчивость его значительно выше. Он внутренне мотивирован. Рождение интереса к книге тесно связано с восприятием. На стадии обдумывающего восприятия он может стать устойчивым по отношению к выбранному произведению, его смыслу, авторской манере, теме, жанру и виду литературы и даже к самому процессу чтения или слушания. Устойчивость как одно из качеств интереса в данном случае зависит от психофизиологических особенностей личности воспринимающего. В такой ситуации появляется то качество, которое называется избирательностью читательского интереса и которое приводит к выборочному чтению. В прямой зависимости находятся интерес и потребность в чтении. Чем выше интерес к книге и чтению, тем чаще возникает потребность читать, узнавать новое, погружаться в приятное эмоциональное состояние, вызванное содержанием текста[11].

Для развития и поддержания интереса к предмету учитель имеет возможность выбрать и применить такие формы работы, подобрать и использовать такой материал для проведения занятий, чтобы результат его труда был очевиден не только для него, но и для каждого учащегося. Это, безусловно, требует от учителя как академических знаний, так и творческого подхода.

2.2.2.Современный подход к воспитанию читателя посредством формирования интереса к чтению сложился на основе дидактической и методической традиции. К. Д. Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой. Он выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали»[10, с.56].

2.2.3.Изучив научную литературу, проанализировав свои уроки, я пришла к выводу, что нужно изменить подходы  к урокам русской литературы. Работу по формированию читательского интереса осуществляю через уроки литературного и внеклассного чтения, а также посредством внеклассной деятельности: сотрудничество с библиотекой, проведение литературных праздников, участие в различных конкурсах.

Читательский интерес напрямую связан с читательскими умениями.Чтобы усовершенствовать читательский навык,  применяю на уроке следующие приёмы и виды работы:

  • комбинированное чтение;
  • чтение «цепочкой»;
  • выборочное чтение;
  • чтение по ролям;
  • нахождение отрывка к иллюстрации;
  • нахождение предложений, с помощью которых можно нарисовать портрет героя произведения, картины природы;
  • чтение с пометками непонятных слов;

На уроках литературы создаю проблемно-поисковые ситуации, настраиваю всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Я замечала, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.Достижению положительных результатов работы способствовал и мой личный пример учителя, я всегда выразительно читаю художественный текст.

Большое внимание на уроках уделяю словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использую разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, включаю в работу синонимы и антонимы, пословицы и загадки(Приложение 2).

В своей практике использую приёмы, которые позволяют мне мотивировать работу учащихся на различных этапах урока. Для подготовки детей к восприятию художественного произведения использую приемы «Яркое пятно», «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…», игру «Знаете ли вы, что…?», «Блиц-опрос» (Приложение 3).

Для того чтобы быстро включить детей в работу, я стараюсь заинтересовать учащихся, вовлекая их в активную работу уже с самого начала урока. Выполнить эту задачу мне помогаютследующие приёмы:

Прием «Поэтические минутки». Для последующих рассуждений читаю стихотворение или предлагаю прослушать музыкальный фрагмент. Например, при изучении произведения А.С.Грина «Алые паруса» использую стихотворениеК. Бальмонта “Сказать мгновенью: стой!”. После прочтения задаю вопрос: «Ребята, как вы понимаете смысл этого стихотворения? О чем оно?» (Приложение 4)

Эпиграф в начале урока становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая ее собственно творческой, поскольку включает учеников в обсуждение. 

Прием «Осмысление эпиграфа».В качестве эпиграфа на уроках использую цитаты из художественных произведений, пословицы и поговорки, крылатые выражения и афоризмы. Иногда дети сами предлагают свои варианты эпиграфов (и даже стихи собственного сочинения). В течение урока эпиграфы используются при анализе произведения (Приложение 5).

Прием «Корзина идей»позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Выделяется ключевое понятие изучаемой темы и предлагается учащимся выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. В "Корзину идей" могут попасть вопросы:«Почему повесть называется «Капитанская дочка»?», «Что вы знаете об авторерассказа «А тем временем где - то»? Изменилось ли ваше представление о названии и содержании рассказа?».

В процессе работы над литературным произведением, для заинтересованности учащихся предстоящим изучением того или иного произведения использую дидактические упражнения«Узнавание адресата», «Узнай предмет», игру «Предмет-загадка»(Приложение 6).

Упражнение «Мозговой штурм».Учащимся предлагается вопрос, на который необходимо предложить максимально возможное количество вариантов решения. Пример: «Роман А. С. Пушкина«Дубровский» остался незавершённым, как вы думаете, как могла сложиться дальнейшая судьба главных героев?»После выдвижения гипотез и обсуждения предложенных вариантов знакомлю учащихся с черновыми записями Пушкина, набросками плана третьего ненаписанного тома.

Прием «Шапка вопросов».  Суть приема в том, что ребята учатся сами составлять вопросы. Учащимся предлагается три шапки. В первую складываются вопросы по тексту произведения.Во вторую - вопросы оценочные, начинающиеся со слов: "Я считаю, что…, а ты как думаешь?" Эта шапка учит оценочным суждениям.В третью шапку собираются вопросы, на которые ученик и сам затрудняется ответить или вовсе не знает ответа. Это позволяет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки и стимулирует к расширению кругозора. Вопросы из шапок потом можно использовать при взаимоопросах или фронтальных проверках.

Хорошо зарекомендовал себя прием «Написание творческих работ» на этапе закрепления изученной темы. Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение (Приложение 7).

Важным средством восприятия текстаявляется работа с иллюстрацией(Приложение 8).Звуковые файлы помогают познакомиться с вариантом авторского прочтения стихотворения или с декламацией произведения в исполнении известного актёра. Такой иллюстративный компьютерный материал со временем выстраивается системно, являясь хорошим подспорьем в дальнейшей работе.

Наряду с традиционными приемами интересны следующие нетрадиционные формы работы:

  • создание анимации;
  • компьютерная презентация книги;
  • приготовление любимого блюда героя;
  • конкурс на лучшую рекламу произведения;
  • создание детских комиксов.

Большое значение для развития читательского интереса ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашних заданий:

  • лингвистическое исследование текста,
  • подготовка иллюстраций к литературным произведениям,
  • рисование обложек к литературным произведениям,
  • создание самостоятельных литературных произведений различных жанров,
  • продолжение неоконченных произведений.

Широкие возможности для развития интереса к чтению заключают в себе внеклассные занятия и разнообразные формы уроков: урок-КВН, урок- викторина, урок-спектакль, урок-праздник,интегрированный урок, урок-исследование, урок-путешествие, урок-экскурсия, литературная гостиная и т.п.(Приложение 9).

Большую роль в формировании читательского интересаиграют уроки внеклассного чтения.  Именно на уроках внеклассного чтения уместны приемы, заимствованные из форм внеклассной работы по литературе: инсценирование, театрализация, концерты, конференции, диспуты.

Одним из этапов повышения интереса к изучению литературы считаю участие в различных конкурсах по предмету. Дети, как и взрослые, нуждаются в признании своих способностей, очень радуются, получая призы и подарки, и впоследствии очень стараются читать как можно больше, чтобы добиться успеха.

2.3. Результативность и эффективность опыта

1.На протяжении трех учебных лет отслеживалась динамика развития читательского интереса у учащихся. Об этом  свидетельствуют  данные результаты:

Развитие читательского интереса в динамике:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Использованные методы и приемы работы на протяжении 3 лет позволили повысить уровень читательского интереса учащихся. Учащиеся научились самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, давать развернутые самостоятельные суждения о прочитанном тексте. Повышение читательского интереса способствовало активизации мыслительной деятельности, общему росту эстетического и интеллектуального развития.

  1. Достижения:

Диплом 1 степени в конкурсе слоганов «Реклама компании «Живая весна», Стрижнева Дарья.

Диплом 2 степени в фестивале песни и поэзии «Служу Отечеству», Бурмак Ядвига.

Диплом 1 степени в  литературно-музыкальной гостиной «Пяюцябе, куток мой родны», Бурмак Ядвига.

Сертификат участника 3 республиканского конкурса творческих  работ учащихся «Я выбираю профессию», Аксеневич Андрей.

Диплом 3 степени в творческом конкурсе юных чтецов «Живая классика: посвящение моей Родине», Веранян Виктория.

 

3.Заключение

Использованные формы, виды и приёмы по формированию читательского интереса оказались эффективными. Систематическое включение их в урок способствует формированию прочных знаний, умений и навыков чтения, содействуетразвитию осознанного, правильного, выразительного чтения, необходимого для успешного обучения в школе. 

Результативностью использования предложенных форм, методов и приемов работы является:

  • повышение интереса обучающихся к урокам русской литературы и к чтению литературы в целом;
  • создание атмосферы сотрудничества учителя и ученика;
  • обеспечение развивающего эффекта и мотивации учения.

Данный опыт работы можно рекомендовать для ознакомления и внедрения в практику начинающим педагогам и опытным учителям, педагогическая деятельность которых направлена на развитие читательских умений, интереса у учащихся.

 

 

Список используемых источников

  1. Андреев, О.А. Учимся читать быстро. Мн. «Университетское», 2002.
  2. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы/О.Ю.Богданова. – М., 1999 – 268с.
  3. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М,1993.
  4. Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: Итоги исследования /Волгоградская обл. детская библиотека; Сост. О.И. Харитонова. – Волгоград, 2001.
  5. Жукова, Л.А. Система развивающих заданий/ Л.А. Жукова// Русский язык. Методическая газета для учителей-словесников. - 2006. - №12.
  6. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Мн.: Университетское; 2000 – 139с.
  7. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: спорные вопросы, спорные ответы/ Е.В. Коротаева // Русский язык в школе. - 2008. - №10.
  8. Локалова Н.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению // Начальная школа. 2007. № 12.С. 14-19.
  9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с
  10. Методика преподавания литературы / Под.ред. О.Ю.Богдановой и В.Г. Маранцмана: Пособие для студентов и преподавателей. В 2-х частях. М., 1995.
  11. Образование: теория и практика. Мотивация обучения в подростковом возрасте. Сущность понятия «мотивация» в психолого-педагогической литературе - http://www.briefeduc
  12. Поташник, М.М. «Требования к современному уроку» (образование XXI века), методическое пособие, центр педагогического образования, – Москва: 2007.
  13. Турьянская, Б.И. Уроки литературы (5-7 классы). – М.: Русское слово, 1996.

 

 

Приложения

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Словарная работа при чтении сложных текстов

  1. Пример словарной работы по произведению А.С.Грина «Алые паруса»:

Феерия – волшебное, сказочное зрелище.

Фрегат – военный парусный трехмачтовый корабль.

Каюта – небольшая отдельная комната на судне.

Клипер – быстроходное трехмачтовое парусное судно.

Пилигрим – паломник, путешественник.

Бригантина – лёгкое парусное двухмачтовое судно.

Юнга – подросток на судне. Обучающийся морскому делу, а внекоторых флотах младший матрос.

2. Пример словарной работы по произведению М.Ю.Лермонтова «Бородино»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пример словарной работы по произведению А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Подготовкаучащихся к восприятию художественного произведения:

Прием «Верные и неверные утверждения»

1.Х. К. Андерсен “Снежная королева»

А.С.Пушкин написал сказку «Снежная королева»

Нет

Кай и Герда не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра

Да

Кай стал злым и бессердечным, потому что в его глаз и сердце попали осколки кривого зеркала

Да

Чтобы Герда забыла о том, куда она идет и кого ищет, старушка прошептала колдовские слова

Нет

Герду во дворец к молодому принцупривела сова

Нет

 

В.Г.Короленко «Дети подземелья»

 

Мать Васи умерла, когда мальчику было 6 лет.

Да

Старый замок был красивейшим местом в городе.

Нет

Все звали мальчика Васю бродягой и укоряли в разных дурных наклонностях

Да

Временами отец ласкал сына и по-дружески разговаривал с ним

Нет

Васе нравилось бывать дома.

Нет

Тыбурций уверил Васю в том, что его отец хороший человек.

Нет

После разговора с Тыбурцием отец стал узнавать в Васе знакомые черты родного сына.

Да

Отец, Вася и Соня оставляют тихий родной город.

Да

 

2. Игра «Знаете ли вы, что…?»- помогает настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

Знаете ли вы, что Н.В. Гоголь подсказал А.С. Пушкину сюжет «Ревизор»?

Знаете ли вы, что Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба?

Знаете ли вы, что Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы. Кроил сестрам платья, ткал пояса и шил себе шейные платки.

Знаете ли вы, что через семьдесят девять лет тело Гоголя было без огласки извлечено из могилы и перезахоронено на старом кладбище Новодевичьего монастыря. Но главное не это. Когда вскрыли тяжелую, дубовую крышку гроба, все присутствующие ахнули от недоумения: череп скелета был повернут набок. Страхи и суеверия начали плодиться и размножаться. Распространяли молву, будто автор «Ревизора» всегда страшился быть похороненным заживо в состоянии летаргического сна.

3.Блиц-опрос:

  1. Настоящая фамилия А. Грина… .
  2. Родился А.Грин в …году
  3. В наследство от дяди Саша получил… .
  4. Что мечтал увидеть А. Грин… .
  5. Кем Александра взяли на пароход «Платон»… .
  6. За границей побывал в стране… .
  7. Кем работал Грин после возвращения из Одессы… .
  8. Самая знаменитая повесть Грина называется… .
  9. Начал писать «Алые паруса» в городе… .

 

Приложение 4

Прием «Поэтические минутки».

1.К. Бальмонт “Сказать мгновенью: стой!”

1.К. Бальмонт “Сказать мгновенью: стой!”

Быть может вся природа – мозаика цветов?

Быть может вся природа – различность голосов?

Быть может вся природа – лишь числа и черты?

Быть может вся природа – желанье красоты?

У мысли нет орудья измерить глубину,

Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну.

Лишь есть одна возможность Сказать мгновенью: стой!

Разбив оковы мысли

Быть скованным – мечтой.

Тогда нам вдруг понятна

Стозвучность голосов,

Мы видим все богатство

И музыку цветов,

А если и мечтою не смерить глубину, -

Мечтою в самых безднах мы

Создаем весну.

  1. При изучении произведения В.Г.Короленко «Парадокс» предлагаю стихотворение С.Есенина «Шел господь пытать людей в любви».

Вопрос:

- Как связано это стихотворение с финалом очерка «Парадокс»?

  1. При изучении произведения К.Г.Паустовского «Мещерская сторона» предлагаю стихотворение Н.Рыленков «Все в тающей дымке».

Вопрос:

- Как переплетаются между собой эти два произведения?

  1. При изучении произведения «Уроки французского» – стихотворение Т. Кузовлева Твори добро».Вопросы:

- Добро и зло всегда борются между собой. Перед вами стихотворение Т. Кузовлевой «Твори добро». Можно ли считать это стихотворение ключом к нашему уроку?

- Найдите ключевые слова, словосочетания и предложения, которые раскрывают тему урока. Подчеркните эти строчки и запишите в тетради.

 

Приложение 5

Прием «Осмысление эпиграфа».

  1. 1. Анатоль Франсговорил некогда: “Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию”.

- Как можно прокомментировать слова французского писателя, если их перенести на произведение А.Грина “Алые паруса?”.

  1. При изучении произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» учащимсяпредлагается выбрать самостоятельно слова, которые станут эпиграфом к уроку, ознакомиться с ними и объяснить, чьи слова более полно раскрывают тему урока.

1.Чем добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях (Л.Н. Толстой)

2.Верюя, придет пора.

3.Силу подлости и злобы одолеет дух добра. (Б. Пастернак)

 

Приложение 6

Дидактическое упражнение «Узнавание адресата»

(по произведению В.Г.Распутина«Уроки французского»)

  1. Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками.
  2. Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым шагом приступал к деньгам.
  3. Он расхаживал перед линейкой, раскинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагом плечи.

Дидактическое упражнение«Узнай предмет»

(по произведениюА.Т. Твардовского «Василий Теркин»)

  1. Музыкальный инструмент, который имеет «меха».(Гармонь)

Комментарий учителя:

 Что-то медленно по слуху

Подбирал, как будто лень,

На гармонь склонившись ухом,

Шапку сдвинув набекрень.

  1. Перемещение с одного берега на другой. (Переправа

Комментарий учителя:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

  1. Осадки в холодное время года. (Снег)

Комментарий учителя: 

За ночь грудою взялась

Пополам со льдом и снегом Перемешанная грязь.

  1. Большая награда, что украшает грудь. (Орден)

Комментарий учителя:

Мне не надо, братцы, ордена,

Мне и слава не нужна,

А нужна больно мне Родина,

Родная сторона!

  1. Мешочек, в котором солдаты хранили махорку. (Кисет)

Комментарий учителя: 

Мы с тобой за все в ответе,

То-то, брат! А ты – кисет

  1. Опасное оружие, на котором подрывается противник. (Мина)

Комментарий учителя:

 Рвутся мины. Звук знакомый

Отзывается в спине.

  1. Название русской меры длины вместо километра. (Верста)

Комментарий учителя:

Сколько суток полусонных,

Сколько верст в пурге слепой!

  1. Род войск, который располагается в окопах.(Пехота)

Комментарий учителя: 

Забирай, играй в охоту,

В этом деле ты мастак,

Весели свою пехоту...

Игра «Предмет-загадка»

Учащиеся получают записки со словами, обозначающими предметы, или сами предметы (работать можно в группах). По предмету прошу отгадать, какое произведение из изученных “спрятано” в нём и объяснить своё решение. Например: игла - «Царевна-лягушка»; зеркальце-А.С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; сани  - Х.К. Андерсен, «Снежная королева» и т.п.

 

Приложение 7

Прием «Написание творческих работ»

Стихотворение учащейся 11 класса  Стрижневой Анны

Маме

С того мгновенья, как глаза открыла,

Впервые я увидела тебя.

Ты долго от меня не отходила

Так бережно, свою любовь даря.

Твои глаза так светятся заботой,

Как океаны – можно утонуть.

И пролетая разные невзгоды,

Ты помогла мне стать на верный путь.

Проходит время, быстро мчатся годы,

Я подросла и стала понимать,

Что нет надёжней для меня опоры

И ты любую меня будешь принимать.

Ты понимаешь меня даже в те моменты,

Когда сама себя я не могу понять,

Даешь подсказки, мудрые советы,

Ты помогаешь мне себя узнать.

Когда мне трудно, ты всегда со мною,

И снова я спешу тебя обнять.

Мы тонкой нитью связаны с тобою,

Никто её не сможет оборвать.

Стихотворение учащейся 10 класса  Бурмак Ядвиги

Чтобы помнили

Ветер играет душистыми травами,

Нежную песню завел соловей,

Мирное небо, прохлада дубравы,

Яркая зелень цветущих полей.

Щечки девчонок от солнышка розовые,

Над лугом с утра не смолкает их крик.

А на пригорке, под старой березою,

Плачет седой одинокий старик.

Помнит березу он маленьким деревом,

Белую хатку в четыре окна,

Мамины руки с запахом хлеба

В миг зачеркнуло все слово «Война!»

Нет больше луга солнцем залитого,

В памяти видит другое старик:

землю родную кровью политую,

Слышит он грохот сражений и крик.

Мать, поседевшую от похоронок.

Нет больше брата, нет и отца.

Кукла, убитой снарядом сестрёнки,

Так и осталась лежать у крыльца.

Вспомнил, как с матерьюв лес к партизанам,

Ночью ушли неприметной тропой,

Как за победу сражались упрямо,

За мирное небо Отчизны родной.

Ласково ветер листвою играет.

Полдень. Луг солнечным светом залит,

А на пригорке, тихонько вздыхая,

Стайка девчонок с дедом сидит.

Грудь в орденах, что в боях заслужил он.

Украдкой старик вытирает слезу:

«Мы воевали за то, чтоб вы жили!

Жили и помнили эту войну!»

 

Приложение 8

Работа с иллюстрацией к тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Найди фрагмент текста к иллюстрации»

 

 

Приложение 9

«Его басни переживут века»

(литературная викторина по басням И.Крылова

для учащихся 6-х классов)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

                                                            Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М.Исаковский

   Сегодня мы проводим викторину по басням И. А. Крылова. Это был удивительный человек. За свою жизнь он написал многое: пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы. Но современный читатель знает его, прежде всего, как автора более двухсот басен. Вот о них мы сегодня и будем говорить.

1 конкурс.  «Конкурс знатоков»

1. Сколько всего басен написал И. Крылов: 100, 200 или 300? (Около 200 басен)

2. Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов? («Квартет»)

3. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр? (Ель)

4. Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе? (Муравей)

5. Чье пение больше понравилось ослу? (Петуха)

6. Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона? (Моська и Шавка)

7. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак? (Везти воз с поклажей)

8. Поняла ли Мартышка, что в зеркале было ее отражение? (Нет.Она думала, что это одна из ее подружек)

9.Что в конце басни Мартышка сделала с очками? (Ударила об камень и разбила)

10. В какой басне бессильный всегда виноват у сильного? («Волк и Ягнёнок»)

11. Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час? (Виноград)

12. Какой человеческий недостаток высмеивал И. Крылов в басне: «Свинья под дубом»? (Невежество)

2 конкурс. «Всем сёстрам по серьгам»

Соотнесите качества характера с персонажами басен Крылова.

1. Плутовка, завистлива, проказница, жестокость, трудолюбие, легкомыслие, неблагодарность, мастерство, мудрость.

2. Лиса, Лягушка, Мартышка, Волк, Муравей, Стрекоза, Свинья, Соловей, Ворон

3 конкурс. «Кому принадлежали эти вещи?»

1. Сыр.

2. Очки.

3. Зеркало.

4. Бас.

5. «Ангельский голосок» во всё горло.

6. Лохань.

4 конкурс. «Доскажи словечки»

Закончите фразу, назовите басню, из которой она взята.

Ты всё пела? Это дело… (Так поди же попляши).

А вы друзья, как не садитесь… (Всё в музыканты не годитесь).

Кукушка хвалит петуха … (За то, что хвалит он кукушку).

Наделала Синица славы… (А море не зажгла).

Чем кумушек считать трудиться… (Не лучше ль на себя, кума, оборотиться).

У сильного всегда… (Бессильный виноват).

А Ларчик (просто открывался).

Слона-то я и (не приметил).

Недаром говорится, что (дело мастера боится).

Ах, Моська! Знать она сильна, (что лает на Слона).

А Васька слушает (да ест).

Чтоб музыкантом быть, так надобно… (…уменье и уши вашихпонежней).

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? (За то, что хвалит он Кукушку).

Когда в товарищах согласья нет… (…на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука).

5 конкурс «Зверинец».  

Назовите басни Крылова о:

лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);

волке («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Волк и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»);

медведе(«Квартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);

обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»);

6 конкурс «Презентация».

(«Что это за басня?», «Узнайте героя по реплике»)

Заключительное слово.

Крылов создавал оригинальные басни и переводил басни других народов. Но, используя часто традиционный басенный сюжет, встречавшийся у Лафонтена или у Эзопа, Крылов всегда преображал басню, рисуя в ней картины русской жизни, русской природы, русского быта.

Крылов–баснописец оказал влияние на всех русских писателей, на развитие всей русской литературы. Оригинальность языка, живописности, меткости характеристик и умению находить в жизни народа истинную поэзию у него учились Пушкин и Гоголь, Некрасов и Островский.

Спасибо за игру. Я надеюсь, вам понравились басни, и вы ещё не раз будете их перечитывать.

 

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов