Шилович Инна Владимировна, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 10 имени С. Ф. Рубанова г. Слуцка», педагог дополнительного образования, руководитель районного методического объединения начальных классов. |
Цель: знакомство с рассказом Г. Снегирева «Бобренок»
Задачи:
- формировать у детей представление о творчестве Г. Снегирева,
- совершенствовать навыки сознательного и выразительного чтения вслух целыми словами,
- способствовать выработке умения характеризовать героев, их поступки и высказывать своё отношение к персонажам, а также слушать и слышать друг друга, уважать мнение товарища,
- создавать условия для развития наблюдательности, умения работать в паре, содействовать формированию желания охранять природу родного края.
Ход урока
1.Организационное начало урока (слайд 1)
Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.
2.Проверка домашнего задания
(И. Тургенев. Воробей) (слайд 2)
-Мне не терпится вместе с вами посмотреть “диафильм” под названием “Воробей”, который вы создали сами. (Дети принесли рисунки, которые расположили в последовательности, и по ним пересказали текст.)
3.Речевая разминка (работа со звуками [Р], [Р,]).
- Упражнения для дикции: (слайд 3)
(Дети читают громко - тихо, чередуя строки.)
ар ор ур ыр
ра ро ре ря
рар рир рок рер
тыр сар рян рюн
рты рсю рлы лрю
Закончить слова, добавляя слоги…
- Слог -ра- (Нора, гора, кора, рама, радуга, ракета.)
- Слог -ро- (Утро, метро, ведро, рога, роща, Родина.)
- Слог -ры- (Шары, бобры, комары, рыба, рынок, рысь.)
- Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки. (слайд 4)
ра – ра – ра – Кате спать уже …. (пора);
ро – ро – ро – на полу стоит … (ведро);
ры – ры – ры – в лесу летают … (комары);
ор – ор – ор – подмели ребята … (двор);
арь – арь – арь – на стене висит… (фонарь).
- Упражнения для интонации:
Испугался Рома грома,
Заревел он громче грома.
4.Введение в тему (слайд 5)
-Как называется раздел, который мы изучаем? (Страна живой природы.)
-С какими произведениями вы уже познакомились? («Про зайчат», «Страшный рассказ», «Воробей».)
-Сегодня мы продолжим изучать этот раздел и познакомимся с еще одним произведением из этого раздела. О чем или о ком мы будем читать рассказ, вы узнаете, отгадав загадку.
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, тины
Строят прочные плотины. (бобры)
-Что вы знаете об этих животных? (Ответы детей.)
-А сейчас посмотрите на экран. (Рассказ-презентация заранее подготовленного ученика о бобрах.) (слайды 6-14)
-Сегодня мы познакомимся интересной историей, которая произошла с одним человеком. А как называется рассказ, вы узнаете, когда разгадаете ребус.
-Так как же называется наше произведение, которое мы будем сегодня изучать? (Бобрёнок) (слайд 15)
- Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь в этом произведении? Прочитав текст вы, проверите свои предположения. (слайд 16)
- Написал этот рассказ Геннадий Снегирев (1933 – 2004) – детский писатель, натуралист, путешественник. До того как стать писателем, он перепробовал немало профессий, связанных с наблюдением за животными. Был звероловом, смотрителем зоопарка, орнитологом... Прежде чем начать печататься, Геннадий Снегирев много путешествовал. Плавал по Тихому океану, бывал в разных экспедициях, бродил с геологами по Восточной Сибири, был рыбоводом, охотником. Ему и самому нелегко вспомнить все свои маршруты. А рассказчик он был удивительный. Две-три фразы – и готовый рассказ! Слушать его можно было часами. Он рассказывал о Тихом океане, о том, что происходило с ним и вокруг, - а человеком он был наблюдательным и зорким.
Неожиданно один из слушателей предложил ему записать свои рассказы и пообещал передать их на детское радио. Его знакомая – поэтесса отнесла рассказы на радио, где их сразу же взяли и пустили в эфир. Так 20-летний Геннадий Снегирёв стал писать для детей. (слайд 17)
Снегирёв рассказывал про всё живое: про ворон, медвежат, лося, верблюда, бобрёнка и бурундука, про скворца и пингвина, про детёныша тюленя и про маленькую рыбку, которая светится в глубине холодного моря таинственными синими огоньками.
Рассказы Снегирёва очень короткие – в одну-две книжные страницы. Но, несмотря на краткость, читатель получает множество впечатлений и сам может путешествовать по разным краям, не покидая дома.
Послушайте его рассказ «Бобренок». (слайд 18)
5.Первичное восприятие
(Произведение читает учитель.)
-Понравилось ли вам это произведение?
-Какие слова вам были непонятны?
Словарная работа. (слайды 19-22)
-Что значит стружки, столяр и столярная мастерская?
Столя́р — профессиональный рабочий, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на основе дерева. Столяр занимается столярными работами: изготовлением сложной мебели, дверей, окон, арок, лестниц и других изделий из массива древесины.
Стружка — небольшой кусочек дерева или другого материала, представляющий собой тонкий и узкий слой, срезанный ножом или строгательным инструментом, например рубанком.
6.Вторичное чтение произведения
(Дети читают рассказ вслух по логически законченным частям.) (слайд 23)
7.Первая ступень анализа
Тест-опрос (слайд 24)
-Проверим, насколько вы были внимательны. Нужно выбрать правильный ответ среди предложенных. (https://learningapps.org/display?v=pzj5ec8rn18) - кликнуть по стрелке в презентации!!!
1.В какую беду попали бобры?
-у них пропал бобренок
-вода затопила хатку
-прорвало плотину
- С кем перепутал охотник бобренка?
-с водяной крысой
-с барсуком
-с енотом
3.Что сделал бобренок после еды?
-стал бегать по дому
-уснул
-сидел тихонько в углу
- Куда ушел хозяин дома?
-в магазин
-в лес
-в деревню
- Что подгрыз бобренок?
-ножку кровати
-ножку стола
-ножки стула
- Куда спрятался бобренок?
-пол стол
-под кровать
-за печку
- Куда охотник дел бобренка?
-отдал в зоопарк
-выпустил в лес
-отнес к реке
Физкультминутка
8.Вторая ступень анализа
(Выборочное чтение.) (слайд 25)
-Прочитайте, что делал бобренок, когда обсушился.
-Найдите, что подумал охотник, глядя на спящего бобренка.
-Зачитайте, что увидел охотник по возвращении с охоты.
-Разгадайте кроссворд. (Подбор синонимов.) (слайд 26)
сопит - (пыхтит, храпит)
вернулся - (пришёл)
бродил - (ходил)
выбился из сил - (устал)
спрятался - (притаился)
перетащили - (перетянули)
запер - (закрыл)
-Какое ключевое слово у вас получилось? (плотина)
-Как вы думаете, для чего бобры строят плотины? (слайды 27-28)
(Видеосюжет.) (слайд 29)
-Бобровая плотина — плотина, возводимая бобрами на реке или ручье для защиты от хищников и с целью облегчения добычи пищи в зимний период. Материалами для устройства плотины служат дерево, сучья, листья, трава, ил, грязь, камни и прочие природные материалы.
Занимаются строительством бобры и для того, чтобы облегчить себе дорогу к дому - хаткам, расположенным у водоемов с быстрым течением. Перегородив воду высокой стеной, образованной из нескольких деревьев и большого количества ветвей, бобры ослабляют течение (создают заводь) и, в результате, совершенно незаметно для многих охотящихся на них хищников могут подплывать к собственному домику, где также удобно хранить запасы пищи.
Также создавая такие искусственные пруды с помощью плотин, они создают условия для появления в заводях зарослей водно-болотной растительности. Плантации сочной зелёной пищи скоро становятся хорошим подспорьем в кормовом рационе и балансе зверя.
Упражнение «Бегущая строка». (слайды 30-31)
-На экране появляются скороговорки, нужно успеть их прочитать. А потом повторить самостоятельно.
- Все бобры добры для своих бобрят.
- У нас в реке живу бобры, бобры бодры, бобры добры!
-Кроме бобров есть и другие животные, которые также обитают на суше, в реках и озерах или чем-то на них похожи. Я предлагаю проверить, знаете ли вы их. (https://learningapps.org/display?v=pww33wf4c18) - (слайд 32), кликнуть по стрелке в презентации!!!
Работа в парах (слайд 33)
-Нужно найти и исправить ошибки. (Детям раздаются листочки с написанными предложениями.)
- Самый старший бобрёнок выбился из сил и стал тонуть.
- После еды бобрёнок собрал все палочки и листики, подгрёб их за печку и уснул.
- «Вот, — думаю, — какой ласковый зверёк — можно его одного оставить, ничего не случится!»
- Всю ночь я бродил по лесу с рюкзаком, а утром вернулся домой, открыл дверь и…
- Посадил я бобрёнка в корзинку и поскорее отнёс к реке.
- С тех пор как встречу в лесу поваленное бобрами дерево, так сразу подумаю про бобрёнка, который подгрыз мой стул.
(Дети работают в парах, исправляя ошибки.)
-Зачитайте исправленные предложения.
9.Обобщение прочитанного
-Правильно ли поступил охотник?
-Что было бы, если бы он оставил бобренка у себя?
-Что вы можете сказать об этом человеке?
-Прочитайте четверостишие, как вы понимаете его смысл? (слайд 34)
Дари добро, что так необходимо. Ему любой безмерно будет рад… Не забывай, что наша жизнь взаимна И всё к тебе вернётся во сто крат!
10.Рефлексия
Упражнение «Благодарю»
-В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. (Благодарственное слово педагога является завершающим.)
11.Домашнее задание (слайд 35)
С.50-51, пересказывать.