Разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Г. Снегирев «Бобренок»

Шилович Инна Владимировна,

учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 10 имени С. Ф. Рубанова г. Слуцка», педагог дополнительного образования, руководитель районного методического объединения начальных классов.

 

Цель: знакомство с рассказом Г. Снегирева «Бобренок»

Задачи:

  • формировать у детей представление о творчестве Г. Снегирева,
  • совершенствовать навыки сознательного и выразительного чтения вслух целыми словами,
  • способствовать выработке умения характеризовать героев, их поступки и высказывать своё отношение к персонажам, а также слушать и слышать друг друга, уважать мнение товарища,
  • создавать условия для развития наблюдательности, умения работать в паре, содействовать формированию желания охранять природу родного края.

Ход урока

1.Организационное начало урока (слайд 1)

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

2.Проверка домашнего задания

(И. Тургенев. Воробей) (слайд 2)

-Мне не терпится вместе с вами посмотреть “диафильм” под названием “Воробей”, который вы создали сами. (Дети принесли рисунки, которые расположили в последовательности, и по ним пересказали текст.)

3.Речевая разминка (работа со звуками [Р], [Р,]).

  • Упражнения для дикции: (слайд 3)

(Дети читают громко - тихо, чередуя строки.)

ар ор ур ыр

ра ро ре ря

рар рир рок рер

тыр сар рян рюн

рты рсю рлы лрю

Закончить слова, добавляя слоги…

- Слог -ра- (Нора, гора, кора, рама, радуга, ракета.)

- Слог -ро- (Утро, метро, ведро, рога, роща, Родина.)

- Слог -ры- (Шары, бобры, комары, рыба, рынок, рысь.)

  • Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки. (слайд 4)

ра – ра – ра – Кате спать уже …. (пора);

ро – ро – ро – на полу стоит … (ведро);

ры – ры – ры – в лесу летают … (комары);

ор – ор – ор – подмели ребята … (двор);

арь – арь – арь – на стене висит… (фонарь). 

  • Упражнения для интонации:

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

 

4.Введение в тему (слайд 5)

-Как называется раздел, который мы изучаем? (Страна живой природы.)

-С какими произведениями вы уже познакомились? («Про зайчат», «Страшный рассказ», «Воробей».)

-Сегодня мы продолжим изучать этот раздел и познакомимся с еще одним произведением из этого раздела. О чем или о ком мы будем читать рассказ, вы узнаете, отгадав загадку.

 

 Есть на речках лесорубы 

 В серебристо-бурых шубах. 

 Из деревьев, веток, тины 

 Строят прочные плотины. (бобры)

 

 

-Что вы знаете об этих животных? (Ответы детей.)

-А сейчас посмотрите на экран. (Рассказ-презентация заранее подготовленного ученика о бобрах.) (слайды 6-14)

-Сегодня мы познакомимся интересной историей, которая произошла с одним человеком. А как называется рассказ, вы узнаете, когда разгадаете ребус.

-Так как же называется наше произведение, которое мы будем сегодня изучать? (Бобрёнок) (слайд 15)

- Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь в этом произведении? Прочитав текст вы, проверите свои предположения. (слайд 16)

- Написал этот рассказ Геннадий Снегирев (1933 – 2004) – детский писатель, натуралист, путешественник. До того как стать писателем, он перепробовал немало профессий, связанных с наблюдением за животными. Был звероловом, смотрителем зоопарка, орнитологом... Прежде чем начать печататься, Геннадий Снегирев много путешествовал. Плавал по Тихому океану, бывал в разных экспедициях, бродил с геологами по Восточной Сибири, был рыбоводом, охотником. Ему и самому нелегко вспомнить все свои маршруты. А рассказчик он был удивительный. Две-три фразы – и готовый рассказ! Слушать его можно было часами. Он рассказывал о Тихом океане, о том, что происходило с ним и вокруг, - а человеком он был наблюдательным и зорким.

Неожиданно один из слушателей предложил ему записать свои рассказы и пообещал передать их на детское радио. Его знакомая – поэтесса отнесла рассказы на радио, где их сразу же взяли и пустили в эфир. Так 20-летний Геннадий Снегирёв стал писать для детей. (слайд 17)

Снегирёв рассказывал про всё живое: про ворон, медвежат, лося, верблюда, бобрёнка и бурундука, про скворца и пингвина, про детёныша тюленя и про маленькую рыбку, которая светится в глубине холодного моря таинственными синими огоньками. 

Рассказы Снегирёва очень короткие – в одну-две книжные страницы. Но, несмотря на краткость, читатель получает множество впечатлений и сам может путешествовать по разным краям, не покидая дома.

Послушайте его рассказ «Бобренок». (слайд 18)

 

5.Первичное восприятие

(Произведение читает учитель.)

-Понравилось ли вам это произведение?

-Какие слова вам были непонятны?

Словарная работа. (слайды 19-22)

-Что значит стружки, столяр и столярная мастерская?

Столя́р — профессиональный рабочий, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на основе дерева. Столяр занимается столярными работами: изготовлением сложной мебелидверейоконароклестниц и других изделий из массива древесины.

Стружка — небольшой кусочек дерева или другого материала, представляющий собой тонкий и узкий слой, срезанный ножом или строгательным инструментом, например рубанком.

 

6.Вторичное чтение произведения

(Дети читают рассказ вслух по логически законченным частям.) (слайд 23)

7.Первая ступень анализа

Тест-опрос (слайд 24)

-Проверим, насколько вы были внимательны. Нужно выбрать правильный ответ среди предложенных. (https://learningapps.org/display?v=pzj5ec8rn18) - кликнуть по стрелке в презентации!!!

1.В какую беду попали бобры?

-у них пропал бобренок

-вода затопила хатку

-прорвало плотину

  1. С кем перепутал охотник бобренка?

-с водяной крысой

-с барсуком

-с енотом

3.Что сделал бобренок после еды?

-стал бегать по дому

-уснул

-сидел тихонько в углу

  1. Куда ушел хозяин дома?

-в магазин

-в лес

-в деревню

  1. Что подгрыз бобренок?

-ножку кровати

-ножку стола

-ножки стула

  1. Куда спрятался бобренок?

-пол стол

-под кровать

-за печку

  1. Куда охотник дел бобренка?

-отдал в зоопарк

-выпустил в лес

-отнес к реке

 

Физкультминутка

8.Вторая ступень анализа

(Выборочное чтение.) (слайд 25)

-Прочитайте, что делал бобренок, когда обсушился.

-Найдите, что подумал охотник, глядя на спящего бобренка.

-Зачитайте, что увидел охотник по возвращении с охоты.

-Разгадайте кроссворд. (Подбор синонимов.) (слайд 26)

сопит - (пыхтит, храпит)

вернулся - (пришёл)

бродил - (ходил)

выбился из сил - (устал)

спрятался - (притаился)

перетащили - (перетянули)

запер - (закрыл)

-Какое ключевое слово у вас получилось?  (плотина)

-Как вы думаете, для чего бобры строят плотины? (слайды 27-28)

(Видеосюжет.) (слайд 29)

 

-Бобровая плотинаплотина, возводимая бобрами на реке или ручье для защиты от хищников и с целью облегчения добычи пищи в зимний период. Материалами для устройства плотины служат дерево, сучья, листья, трава, ил, грязь, камни и прочие природные материалы.

Занимаются строительством бобры и для того, чтобы облегчить себе дорогу к дому - хаткам, расположенным у водоемов с быстрым течением. Перегородив воду высокой стеной, образованной из нескольких деревьев и большого количества ветвей, бобры ослабляют течение (создают заводь) и, в результате, совершенно незаметно для многих охотящихся на них хищников могут подплывать к собственному домику, где также удобно хранить запасы пищи.

Также создавая такие искусственные пруды с помощью плотин, они создают условия для появления в заводях зарослей водно-болотной растительности. Плантации сочной зелёной пищи скоро становятся хорошим подспорьем в кормовом рационе и балансе зверя.

Упражнение «Бегущая строка». (слайды 30-31)

-На экране  появляются скороговорки, нужно успеть их прочитать. А потом повторить самостоятельно.

  1. Все бобры добры для своих бобрят.
  2. У нас в реке живу бобры, бобры бодры, бобры добры!

-Кроме бобров есть и другие животные, которые также обитают на суше, в реках и озерах или чем-то на них похожи. Я предлагаю проверить, знаете ли вы их. (https://learningapps.org/display?v=pww33wf4c18) - (слайд 32), кликнуть по стрелке в презентации!!!

Работа в парах (слайд 33)

-Нужно найти и исправить ошибки. (Детям раздаются листочки с написанными предложениями.)

  • Самый старший бобрёнок выбился из сил и стал тонуть.
  • После еды бобрёнок собрал все палочки и листики, подгрёб их за печку и уснул.
  • «Вот, — думаю, — какой ласковый зверёк — можно его одного оставить, ничего не случится!»
  • Всю ночь я бродил по лесу с рюкзаком, а утром вернулся домой, открыл дверь и…
  • Посадил я бобрёнка в корзинку и поскорее отнёс к реке.
  • С тех пор как встречу в лесу поваленное бобрами дерево, так сразу подумаю про бобрёнка, который подгрыз мой стул.

(Дети работают в парах, исправляя ошибки.)

-Зачитайте исправленные предложения.

 

9.Обобщение прочитанного

-Правильно ли поступил охотник?

-Что было бы, если бы он оставил бобренка у себя?

-Что вы можете сказать об этом человеке?

-Прочитайте четверостишие, как вы понимаете его смысл? (слайд 34)

Дари добро, что так необходимо.  Ему любой безмерно будет рад…  Не забывай, что наша жизнь взаимна  И всё к тебе вернётся во сто крат!

 

10.Рефлексия

Упражнение «Благодарю»

-В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. (Благодарственное слово педагога является завершающим.)

11.Домашнее задание (слайд 35)

С.50-51, пересказывать.

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов