Методическое сопровождение как фактор профессионального роста и развития педагога дополнительного образования

Зверуго Полина Николаевна,

методист государственного учреждения образования «Слуцкий Центр детского творчества»

 

Сегодня как никогда общество предъявляет все больше запросов к современному образованию как ведущему фактору развития человеческого потенциала. Ключевую роль в этом процессе играет педагог, что вызывает необходимость создания системы для его непрерывного профессионального  развития.

Актуальность вопроса профессионального развития педагогов дополнительного образования обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире.

Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа.

Методическое сопровождение на современном этапе заключается в актуализации и исследовании существующих профессиональных проблем, удовлетворении актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечении условий для включения в творческий поиск.

Методическое сопровождение педагогов в учреждении дополнительного образования детей и молодежи необходимо рассматривать как часть системы непрерывного повышения квалификации педагогов учреждения в межкурсовой период и включать содержательные и организационные формы оказания им методической помощи.

Главная направленность программы методической работы с начинающими педагогами: развитие профессиональных компетенций по реализации образовательного процесса и взаимодействие с учащимися объединения по интересам, выстраивание внутренней образовательной среды учреждения дополнительного образования, реализация воспитательного потенциала дополнительного образования, формирование детско-взрослого коллектива, организация межличностного взаимодействия «дети – педагоги – родители», «педагоги – родители», «дети – родители».

Для целевых групп опытных педагогов сфера профессионально-педагогической деятельности расширяется. Их профессиональная компетентность имеет выход на внешнюю среду: распространение опыта работы через научно-практические конференции, семинары, интернет-сайты.

Важным является обеспечение эффективного совершенствования профессиональной компетентности педагогов через использование различных форм методической работы.

На уровне учреждения: самообразовательная деятельность педагогов, единые методические дни, наставничество, диалоговые площадки, школы педагогического опыта, методические объединения, инновационные площадки, защиты педагогических идей, творческие группы педагогов, педагогические мастерские, педагогические чтения, педагогический аудит, методическая декада, индивидуальные консультации.

На уровне региона: сетевые сообщества, образовательные сессии, постоянно действующие семинары, стажерские площадки, образовательные проекты, конкурсы профессионально-педагогического мастерства.

На республиканском уровне: научно-практические конференции, форумы и фестивали, профессионально-педагогические конкурсы, республиканские методические объединения, мастер-классы. Непрерывное самообразование является обязательным для всех целевых групп педагогов как основная форма повышения профессионализма, развития педагогического мастерства.

Совершенствование профессиональной компетентности каждым педагогом должно восприниматься как личностно-значимая деятельность. Созданная система поощрений должна в полной мере отвечать потребностям педагога, своевременно реагировать на изменения, быть открытой и мобильной, ориентированной на личность. Поощрения могут быть финансовые, заключаться в переходе в более значимую для педагога целевую группу, в возможности повышения квалификации и новизны деятельности, осуществления экспериментального поиска новых идей, участия в конкурсах профессионального мастерства различного уровня. Мотивом к повышению квалификации могут служить признание, уважение среди коллег и родителей, карьерный рост.

Образовательная среда педагога дополнительного образования должна быть информационно доступной, обеспечена новыми компьютерными средствами, позволяющими находить информацию в интернет-пространстве, проектировать презентации различного формата, изучать современные образовательные технологии ресурсами веб-образования.

Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов дополнительного образования.

В государственном учреждении образования «Слуцкий Центр детского творчества» наработан определенный опыт по созданию особой развивающей среды педагогического коллектива, обеспечивающей условия для совершенствования педагогического мастерства, реализации творческого потенциала каждого педагога.

Важную роль в повышении педагогического мастерства педагогов играют профессиональные методические объединения педагогов. Все педагоги ГУО «Слуцкий Центр детского творчества» объединены в 2 методических объединения: методическое объединение педагогов отделения художественного творчества, методическое обьединение педагогов отделения декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. Методические объединения вместе с методической службой решают вопросы, нацеленные на совершенствование образовательного процесса и рост профессионализма педагогов, создание здоровьесберегающей среды в объединениях по интересам, организацию проектной и исследовательской деятельности. Педагогами дополнительного образования рассматриваются: актуальные проблемы современной образовательной практики учреждения дополнительного образования детей и молодежи, инновационные подходы к гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, закономерности формирования безопасной цифровой среды, PR-технологии как средство формирования единого коммуникативного пространства учреждения, медиаресурсы в практике работы современного педагога. 

В форме творческих лабораторий, педагогических студий, деловых игр, методических интенсивов, воркшопов, проблемно-ориентированных семинаров проходят заседания методических объединений. В ходе таких мероприятий каждый педагог выступает в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать мнение коллег.

В ходе проведения методических обьединений организуется систематический обзор материалов из периодической печати, в частности, научно-методического журнала «Выхаванне і дадатковая адукацыя», научно-теоретического и научно-методического журнала «Адукацыя і выхаванне», что служит повышению информированности педагогов и развитию их в профессиональном плане, стимулируя потребность в самообразовании.

Для реализации  приоритетных  направлений инновационной  деятельности,  поддержки  и  развития  инновационных методических кластеров, внедрения современных моделей диссеминации – интерактивных  технологий,  виртуальных  коммуникаций  и  различных информационных банков передового педагогического опыта предусмотрена опорная методическая площадка.

С 2018 года на базе ГУО «Слуцкий ЦДТ» функционирует опорная методическая площадка по теме: «Интерактивные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов учреждения дополнительного образования». Целевое назначение деятельности опорной методической площадки – мотивация педагогов к педагогическому поиску и инновациям, к профессиональному росту и личностной самореализации. Информация о работе опорной площадки размещена на официальном сайте учреждения в закладке «Опорная методическая площадка».

Приоритетным направлением деятельности ГУО «Слуцкий ЦДТ» в рамках республиканского методического кластера является совершенствование информационной среды учреждения. Информационно-методическая деятельность направлена на развитие информационно-образовательных ресурсов, внедрение ЭОР, мультимедийных средств обучения, организацию сетевого взаимодействия. Одно из средств информатизации – это официальный сайт ГУО «Слуцкий ЦДТ». Методический раздел сайта является активным ресурсом повышения компетентности педагогов. Страницы раздела отражают деятельность методической службы, содержат информацию для подготовки педагогов к аттестации, ссылки на образовательные порталы и профессиональные издания.

Материалы работы опорной методической площадки регулярно представляются в журнале «Выхаванне і дадатковая адукацыя», «Образование Минщины»,  на страницах электронного педагогического журнала «Вести образования Слутчины».

Опыт педагогов дополнительного образования широко освещается в региональных и республиканских СМИ: газете «Слуцкі край», «Настаўніцкая газета», «Мінская праўда», телеканале «Слуцк-ТВ».

В коллективе, благодаря использованию интерактивных форм, постоянно поддерживается благоприятный психологический климат, и на основе общей методической работы создается содружество единомышленников. Таким образом, система методической работы начинает двигаться вперед с ускорением, постепенно становясь саморазвивающейся системой.

Проблема профессионального становления начинающих педагогов всегда была и остается актуальной, а в настоящее время, на современном этапе социально-экономического реформирования, к педагогу предъявляются особые требования как в профессиональном, так и в личностном плане.

В государственном учреждении образования «Слуцкий Центр детского творчества» для начинающих педагогов создана школа профессионального становления «Путь к вершинам мастерства», где осуществляется процесс подготовки по вопросам психолого-педагогического, программно-методического и организационно-нормативного сопровождения образовательного процесса. Составление молодым педагогом календарно-тематического плана, создание программы обьединения по интересам осуществляются при методической поддержке. В это период проводятся консультации для педагогов, оказывается помощь в подборе литературы, в разработке дидактических материалов.

Деятельность школы профессионального становления «Путь к вершинам мастерства» педагогов государственного учреждения образования «Слуцкий Центр детского творчества» осуществляется на основе программы, сроком реализации – 2 года. Основные идеи программы: мотивация педагогов к самообразованию, саморазвитию и творчеству; развитие интеллекта, кругозора, системности мышления; учет социально-психологических особенностей педагогов; создание системы методических услуг в соответствии с потребностями педагогов; учет особенностей учебно-воспитательного процесса Центра, профессиональной квалификации педагогических работников. Занятия для педагогов осуществляются один раз в месяц. Помимо этого составляются графики посещения занятий, проводится первичная, промежуточная и итоговая диагностика, организована работа консультационного пункта в методическом кабинете.

В организации работы школы профессионального становления «Путь к вершинам мастерства» применяются разнообразные формы – фронтальные, индивидуальные, очные и заочные, дистанционные формы работы: на сайте учреждения в разделе «Методическая работа» размещены методические материалы, представлен опыт практической деятельности коллег. В работе с молодыми педагогами применяются активные методы работы, в частности эвристические беседы.

Особое внимание в работе начинающего педагога уделяется планированию воспитательной работы, изучению личностных качеств учащихся, организации разнообразных видов коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, установлению педагогически целесообразных отношений с родителями. Совершенствованию профессионального мастерства способствует участие молодых педагогов в декаде педагогического мастерства «Педагогический дебют», в рамках которой начинающие  педагоги посещают занятия, мастер-классы  опытных коллег, проводят открытые занятия. Такая форма позволяет педагогам проанализировать опыт коллег, осмыслить общие проблемы, приблизиться к решению частных вопросов собственной педагогической практики.

Начинающие педагогические работники, прошедшие обучение в школе профессионального становления «Путь к вершинам мастерства», отмечают значительное снижение затруднений в организации образовательного процесса, составлении и оформлении документации, в повышении собственного профессионального уровня в процессе самообразования, успешную адаптацию в профессии и коллективе.

Таким образом, благодаря использованию интерактивных форм методической поддержки педагогов дополнительного образования по профессиональному развитию поддерживается благоприятный психологический климат, создается содружество единомышленников.

На примере деятельности государственного учреждения образования «Слуцкий Центр детского творчества» показано, через какие мероприятия могут реализовываться направления по методическому сопровождению педагога дополнительного образования.

 

Литература:

  1. Кузнецова, Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. Пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова. – М. : Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2004. – 94 с.
  2. Никипорчик, И. Ю. Деятельность методической службы по созданию условий для профессионального роста педагогов / И. Ю. Никипорчик // Адукацыя і выхаванне. – №12 (300). – 2016. – С. 16–20.
  3. Сидорова, А. В. Методическая поддержка педагогов: опыт построения эффективной модели повышения квалификации / А. В. Сидорова // Народное образование. – № 6-7. – 2017. – С. 69-75.
  4. Фопель, К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов, семинаров, мастер-классов. – М. : Генезис, 2010. – 360 с.

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов