Занятие с элементами тренинга «Путь к гармонии»

Новикова-Барановская Екатерина Михайловна,

директор

ГУО «Слуцкий центр технического и прикладного

творчества учащейся молодежи»

Введение

Добро пожаловать на занятие. Это занятие с элементами тренинга призвано помочь вам лучше понять и оценить роль гендера и семьи в вашей жизни. Мы живем в мире, где гендерные стереотипы и неравенство до сих пор существуют, и семья играет ключевую роль в формировании наших представлений о них.

«Путь к гармонии» предлагает вам уникальную возможность осмыслить, как гендерное и семейное воспитание влияют на нашу жизнь и взаимоотношения с окружающим миром. Мы будем исследовать различия и сходства между мужчинами и женщинами, обсуждать роли и ответственности внутри семьи, и стремиться к созданию более справедливого и гармоничного общества.

В ходе занятия мы будем обмениваться мнениями, задавать вопросы и искать ответы вместе. Приготовьтесь к увлекательному путешествию по теме гендерного и семейного воспитания, которое, мы уверены, приведет нас к новым открытиям и пониманию.

Давайте начнем наше путешествие по «Пути к гармонии» и стремиться к созданию более справедливого и гармоничного мира вместе!

Цель – создание условий для развития навыков коммуникации и взаимодействия внутри семьи.

Задачи:

развитие навыков эффективного общения;

преодоление гендерных стереотипов;

разработка стратегий семейного воспитания;

содействие осознанному родительству.

Участники: учащиеся старших классов (9-11 классы).

 

Ход занятия

  1. Упражнение на знакомство «Семейные ценности».
  2. Упражнение на осознание гендерных стереотипов «Ролевая игра».
  3. Упражнение на развитие навыков коммуникации «Семейное совещание».
  4. Упражнение на преодоление гендерных стереотипов «Мои правила».
  5. Упражнение на разработку стратегий семейного воспитания «Семейный план действий».
  6. Упражнение на рефлексию «Зеркало семьи».

 

  1. Упражнение на знакомство «Семейные ценности»

Цель: познакомить участников  и создать доверительную атмосферу в группе.

Задача: подчеркнуть значимость семейных ценностей в жизни каждого человека.

Инструкция: участникам предлагается в парах или небольших группах обсудить и составить список самых важных семейных ценностей для каждого из них. Затем каждая пара или группа представляет свой список остальной группе, обсуждая, почему они выбрали именно эти ценности.

Примерный список самых важных семейных ценностей:

  1. Любовь и забота. Взаимное уважение, забота и поддержка друг друга являются основными аспектами семейной жизни.
  2. Доверие и честность. Открытость и честность в общении создают основу для доверия и укрепляют связь между членами семьи.
  3. Уважение и толерантность. Уважение к различиям в мнениях, убеждениях и интересах каждого члена семьи способствует гармонии и пониманию.
  4. Семейные традиции и общие ценности. Сохранение и передача семейных традиций и ценностей помогают укрепить единство и связь поколений.
  5. Взаимопомощь и солидарность. Готовность прийти на помощь и поддержать друг друга в трудные моменты создает сильные узы в семье.
  6. Развитие и самореализация. Поддержка в развитии и самореализации каждого члена семьи помогает создать атмосферу взаимной поддержки и поощрения.

 

  1. Упражнение на осознание гендерных стереотипов «Ролевая игра»

Цель: помочь участникам осознать существующие гендерные стереотипы и их влияние на поведение.

Задача: разобрать типичные гендерные роли и действия в контексте семейных ситуаций.

Инструкция. Участникам предлагается сыграть короткие сценки из семейной жизни, где гендерные роли могут быть явными или неочевидными. После каждой сценки группа обсуждает, какие стереотипы присутствуют в сцене и как они влияют на отношения внутри семьи.

Сценки из семейной жизни на осознание гендерных стереотипов:

Завтрак в семье.

Сценка:

Мать готовит завтрак, откладывая каждому члену семьи их любимую еду, при этом она несколько раз обращается к мужу, чтобы он помог ей с детьми, тогда как отец, читая газету, игнорирует ее просьбы.

Покупка игрушек

Сценка:

Родители идут в магазин игрушек, чтобы купить подарок для своего ребенка. Мать предлагает выбрать игрушку мальчику, которая развивает его логическое мышление, тогда как отец настаивает на покупке куклы для девочки, утверждая, что это «для девочек».

Подготовка к ужину

Сценка:

Семья готовит ужин, и мать приглашает детей помочь ей в кухне. Дочь помогает маме нарезать овощи, а сыну предлагают помыть посуду, при этом отец комментирует, что это «не для мальчиков».

Гендерные стереотипы присутствующие в каждой из сценок:

  1. Завтрак в семье. Стереотипы:

Мужчины не участвуют в бытовых делах и не помогают женам в кулинарии.

Женщины должны заботиться о домашних обязанностях и обеспечивать комфорт семьи, в то время как мужчины игнорируют эти обязанности.

  1. Покупка игрушек. Стереотипы:

Игрушки имеют гендерную принадлежность: куклы для девочек, игры-строительные наборы для мальчиков.

Мужчины должны выбирать игрушки для мальчиков, а женщины – для девочек, в соответствии с предполагаемыми интересами каждого пола.

  1. Подготовка к ужину. Стереотипы:

Женщины занимаются кулинарией и бытовыми делами, в то время как мужчины отвечают за тяжелый труд и зарабатывают деньги.

Домашние обязанности, такие как помощь на кухне или мытье посуды, не соответствуют мужской роли, и их выполнение считается «не для мальчиков».

Эти стереотипы могут ограничивать свободу выбора и самовыражения для каждого пола, формируя неравные и несправедливые ожидания относительно их ролей и функций в семейной среде.

3. Упражнение на развитие навыков коммуникации «Семейное совещание»

Цель: повысить навыки эффективного общения и решения конфликтов в семейной среде.

Задача: разработать стратегии для конструктивного обсуждения семейных вопросов и принятия решений.

Инструкция. Участникам предлагается в ролях членов семьи провести семейное совещание по решению определенного вопроса или проблемы. Группа обсуждает, какие методы общения были наиболее эффективными, и как можно применить их в реальной жизни.

Для упражнения «Семейное совещание» участники будут играть роли членов семьи, собирающихся провести обсуждение определенной семейной проблемы или принять важное решение.

Примеры ролей и сценария:

Роли:

  1. Родитель 1: Представляет одного из родителей семьи.
  2. Родитель 2: Представляет второго родителя семьи.
  3. Дети (2-3 человека): Представляют детей семьи разного возраста.

 

Сценарий: Семья собирается провести семейное совещание, чтобы обсудить проблему с распределением семейных обязанностей и времени. Родители хотят найти баланс между работой, учебой и домашними делами, а также вовлечь детей в обсуждение и поиск решений.

Вопросы/проблемы:

  1. Распределение обязанностей. Как можно более справедливо распределить домашние обязанности между родителями и детьми с учетом их возраста и возможностей?
  2. Учеба и досуг. Как сбалансировать время между учебой, работой и свободным временем, чтобы все члены семьи могли находить время для отдыха и развлечений?
  3. Взаимодействие и общение. Как можно улучшить взаимодействие и общение между членами семьи, чтобы каждый чувствовал себя поддержанным и услышанным?

 

Эти вопросы помогут участникам сосредоточиться на ключевых аспектах семейных отношений и совместной деятельности, а также помогут найти конструктивные решения для улучшения семейной атмосферы и эффективности совместного функционирования.

Еще один пример ролей и сценария:

Роли:

  1. Родитель 1: Представляет мать семьи.
  2. Родитель 2: Представляет отца семьи.
  3. Подросток: Представляет старшего ребенка семьи.
  4. Ребенок: Представляет младшего ребенка семьи.

Сценарий: Семья собирается на семейное совещание, чтобы обсудить проблему с тем, что младший ребенок чувствует себя забытым и неуважаемым в семье из-за большого внимания, уделяемого старшему ребенку. Родители хотят найти способы улучшить ситуацию и создать более справедливые и поддерживающие отношения в семье.

Вопросы/проблемы:

  1. Распределение внимания и времени. Как можно более равномерно распределить внимание и время между старшим и младшим ребенком, чтобы оба чувствовали себя любимыми и уважаемыми?
  2. Поддержка и включение: Как можно поддерживать младшего ребенка и включать его в семейные активности, чтобы он не чувствовал себя отторгнутым или незначимым?
  3. Роли и ответственности: Какие роли и ответственности могут быть поручены старшему ребенку, чтобы он мог чувствовать себя более взрослым и участвовать в заботе о младшем брате/сестре?

Эти вопросы позволят семье проанализировать и рассмотреть различные аспекты проблемы, а также совместно найти пути решения, способствующие улучшению семейных отношений и поддержке каждого члена семьи.

 

Еще один пример ролей и сценария:

Роли:

  1. Родитель 1: Представляет отца семьи.
  2. Родитель 2: Представляет мать семьи.
  3. Дочь (подросток): Представляет дочь семьи.
  4. Другой ребенок (младший ребенок): Представляет сына/другого ребенка семьи.

Сценарий: Семья собирается на семейное совещание, чтобы обсудить проблему с тем, что старший ребенок (дочь) ощущает неравенство в правах и возможностях по сравнению со своим братом/другим ребенком. Родители хотят найти способы поддержать старшего ребенка и создать более справедливые условия для всех членов семьи.

Вопросы/проблемы:

  1. Неравенство в правах и возможностях. Как можно обеспечить равенство в правах и возможностях между старшим и младшим ребенком, чтобы никто не чувствовал себя пренебреженным или лишенным внимания?
  2. Поддержка и внимание. Какие действия могут быть предприняты, чтобы поддержать старшего ребенка и обеспечить ему чувство уважения и ценности?
  3. Справедливое распределение ресурсов. Какие ресурсы (время, внимание, финансы и т.д.) могут быть распределены более справедливо между детьми, чтобы удовлетворить их потребности и интересы?

Эти вопросы помогут семье обсудить проблему и искать конструктивные решения, которые будут способствовать укреплению семейных отношений и поддержке каждого ребенка в их индивидуальном развитии.

4. Упражнение на преодоление гендерных стереотипов «Мои правила»

Цель: помочь участникам осознать и преодолеть гендерные стереотипы в семейной жизни.

Задача: повысить осведомленность о своих собственных ожиданиях и предубеждениях.

Инструкция: Участникам предлагается написать список ожиданий или правил, которые они предъявляют к себе или своим членам семьи на основе гендерных стереотипов. Затем они рассматривают свои списки и обсуждают, какие из них могут быть нереалистичными или несправедливыми.

Примерный список ожиданий и правил для разных членов семьи:

Ожидания и правила для отца:

  1. Быть главой семьи и принимать решения по важным вопросам.
  2. Обеспечивать финансовую стабильность семьи.
  3. Быть защитником и обеспечивать безопасность членов семьи.
  4. Показывать силу и уверенность в себе.
  5. Участвовать в семейных мероприятиях и поддерживать общение с детьми.

 

Ожидания и правила для матери:

  1. Заботиться о детях и семье, обеспечивая им уход и внимание.
  2. Создавать уют и комфорт в доме.
  3. Приготовление пищи и забота о домашнем хозяйстве.
  4. Поддерживать эмоциональную поддержку и внимание к членам семьи.
  5. Воспитывать детей и обучать их жизненным навыкам.

Ожидания и правила для детей:

  1. Выполнять обязанности по учебе и домашним делам.
  2. Повиноваться родителям и уважать их авторитет.
  3. Участвовать в семейных мероприятиях и помогать по хозяйству.
  4. Соблюдать правила поведения и порядка в доме.
  5. Помогать и поддерживать друг друга, особенно младших родных.

Этот список ожиданий и правил поможет участникам осознать, какие стереотипы могут присутствовать в семейной динамике, и как они могут повлиять на роли и ответственности каждого члена семьи. Обсуждение этих правил также может помочь выявить потенциальные проблемы и неравенства в семейных отношениях и найти способы их преодоления.

 5. Упражнение на разработку стратегий семейного воспитания «Семейный план действий»

Цель: помочь участникам разработать конкретные шаги для улучшения семейных отношений и воспитания.

Задача: создать план действий для улучшения семейной атмосферы и взаимопонимания.

Инструкция: Участникам предлагается в парах или группах разработать семейный план действий, включающий конкретные шаги для улучшения коммуникации, решения конфликтов и поддержки друг друга в семье. Группы представляют свои планы и обсуждают, как они могут быть реализованы.

Для упражнения «План действий» предположим следующую проблему:

Проблема. Недостаток времени на семейные занятия из-за загруженности каждого члена семьи своими делами.

План действий:

  1. Идентификация временных ресурсов. Разобраться, какое время свободно у каждого члена семьи и как оно может быть использовано для семейных занятий.
  2. Приоритизация семейных активностей. Выявить самые важные и приятные для всех семейные занятия.
  3. Создание графика семейных мероприятий. Разработать график семейных мероприятий на неделю, включая время для каждой активности.
  4. Включение в расписание обязательных семейных встреч. Уделить время на обязательные семейные обеды, выходные прогулки и игры.
  5. Оптимизация времени. Изучить возможные способы оптимизации времени, такие как делегирование обязанностей, уменьшение времени, проводимого на социальных сетях и т. д.
  6. Обсуждение и адаптация плана. Провести обсуждение семейного плана действий и адаптировать его с учетом пожеланий и обязанностей каждого члена семьи.

Пути решения проблемы:

  1. Общение и совместное планирование. Регулярные семейные совещания для обсуждения графика и плана действий, а также распределения обязанностей.
  2. Гибкость и компромисс. Учитывать индивидуальные потребности и желания каждого члена семьи и готовность идти на компромиссы для нахождения оптимального решения.
  3. Поддержка и взаимопонимание. Создание атмосферы взаимной поддержки и понимания, где каждый член семьи чувствует себя важным и включенным в общие дела.

 

  1. Упражнение на рефлексию «Зеркало семьи»

Цель: помочь участникам проанализировать свои семейные отношения и роли.

Задача: способствовать осмыслению собственного вклада в семейную динамику и отношения.

Инструкция. Участникам предлагается провести саморефлексию, ответив на вопросы о своих ролях и взаимоотношениях в семье. После этого они обсуждают свои выводы в группе и делятся своими наблюдениями и идеями для улучшения семейной жизни.

 

Заключение

В ходе нашего занятия мы изучили различные аспекты гендерного и семейного воспитания, рассмотрели влияние гендерных стереотипов на семейные роли и динамику, а также обсудили значимость семейных ценностей для создания поддерживающей и эмоционально здоровой семейной среды.

Мы осознали, что гендерные стереотипы могут ограничивать наше мышление и поведение, создавая неравенства и конфликты в семейных отношениях. Однако, благодаря нашему обсуждению и анализу, мы также пришли к выводу о том, что осознание этих стереотипов и усилия по их преодолению могут привести к более справедливым, равноправным и гармоничным отношениям в семье.

Важно помнить, что семейные ценности и образ жизни каждой семьи могут быть уникальными, и важно найти те подходы, которые наилучшим образом соответствуют потребностям и ценностям каждого члена семьи. Мы убеждены, что наши участники готовы применить полученные знания и навыки для улучшения собственных семейных отношений и создания поддерживающей семейной обстановки.

Благодарим всех участников за активное участие и за важный вклад в наше общее понимание гендерного и семейного воспитания. Пусть наши семьи становятся все более радостными, поддерживающими и наполненными любовью и гармонией.

 

Литература

  1. Багнюк, И. В. Гендерное воспитание как подготовка юношей и девушек к семейной жизни / И. В. Багнюк // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. – N 2. – С. 19-22.
  2. Данильченко, А. В. Гендерные аспекты воспитания / А. В. Данильченко, А. В. Савельев // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. – N 12. – С. 42-48.
Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов