Лагун Ольга Ивановна, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 12 г.Слуцка» |
Кем бы ни был современный человек, какой бы вид деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, который не только усваивает содержание, но и умеет находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно – вот важная задача. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании «целями образования являются формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности обучающегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций».
Образовательный процесс на I ступени общего среднего образования ориентирован на формирование у учащихся ключевой интегративной компетенции «умение учиться», обеспечивающей личностное и познавательное развитие человека на протяжении всей жизни.
Действительно, полученные в школе знания, умения, навыки и компетенции должны помочь молодому поколению адаптироваться к постоянным переменам, научиться решать важнейшие жизненные проблемы.
Один из главных путей формирования функционально грамотной личности – это читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Под читательской грамотностью подразумевается «способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида» (PIRLS); «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» (PISA) .
Формирование читательской грамотности базируется не только на овладении навыком и техникой чтения, но и на создании условий для того, чтобы учащиеся начальных классов приобрели необходимые умения для полноценной читательской деятельности при работе с любым видом текста. А именно:
- умением находить и извлекать информацию из текста;
- умением интегрировать и интерпретировать информацию;
- умением осмыслить и оценить содержание текста;
- умением ориентироваться в различных источниках информации;
- увеличить темп чтения.
Чтение является одним из основных навыков, которые необходимо формировать у учащихся начальной школы. Однако не всегда детям легко уделять должное внимание чтению и анализу текстов. В таких случаях можно применять различные технологии, направленные на развитие читательской грамотности.
Одной из таких технологий является "Текстографика". Авторами технологии являются Тихоновецкая Инга Петровна, магистр педагогики, учитель-методист ГУО «Средняя школа № 111 имени Михаила Каснерика г. Минска», Республика Беларусь, и Вьюн Наталья Дмитриевна, магистр педагогики, заместитель директора «Школа самоопределения № 734 имени А.Н. Тубельского» г. Москва, (рис. 1).
Рис. 1 Авторы технологии «Текстографика» Тихоновецкая И.П., Вьюн Н.Д. |
Данная технология позволяет привлечь внимание учащихся к чтению и анализу текстов с помощью сочетания текстовых единиц и графических элементов.
В рамках использования технологии "Текстографика" учащиеся могут выполнять различные задания, такие как:
- поиск ключевых слов и фраз в тексте;
- составление схемы текста;
- анализ персонажей и сюжета;
- создание своих текстов на основе прочитанного.
Использование технологии на уроках позволяет структурировать информацию и сделать ее более наглядной и понятной для учащихся; заинтересовать учащихся, облегчить восприятие и запоминание текстовой информации. А это, в свою очередь, способствует развитию навыков чтения, понимания прочитанного и читательской грамотности.
Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровье-сберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Технология «Текстографика» наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, предполагает смену видов деятельности на уроке, которая позволяет учащимся преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.
Применение технологии «Текстографика» подразумевает проведение личностно-ориентированных уроков. Учителем предоставляет возможность каждому учащемуся самостоятельно проявить себя. Работая с шаблонами-опорами, ребята могут задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. На уроке происходит обмен мыслями, мнениями, оценками, стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
Технология «Текстографика» подразумевает использование на уроках при работе с различными произведениями и текстами шаблонов-опор, комплексных шаблонов, которые повышают вовлеченность и активность учащихся в процессе чтения и переработки информации (рис. 2).
|
|
Рис. 2 Примеры шаблонов-опор
Важно отметить, что работа с приемами ведётся не после анализа текста, а в течение всего урока: и на этапе прогнозирования содержания, и при чтении с остановками, и после первичного прочтения (рис. 3).
Рис. 3 Работа учащихся с шаблоном «Фаэтон»
Выбор шаблона-опоры зависит от тех аспектов произведения, которые необходимо проанализировать на уроке. Также при выборе шаблона учитель должен определить, какие умения и навыки при работе с текстом будет развивать и формировать у своих учащихся на данном уроке. Ингой Петровной Тихоновецкой был разработан чек-лист по выбору шаблона-опоры (рис. 4).
Рис. 4 Чек-лист выбора шаблона-опоры |
Работая по технологии визуальных опор "Текстографика", можно условно выделить три этапа, каждый из которых играет важную роль в развитии творческого потенциала учеников.
Первый этап посвящен формированию предпосылок для творческой деятельности. Здесь особое внимание уделяется развитию таких качеств, как наблюдательность, общительность, речевая активность, память, сообразительность и умение анализировать и осмысливать факты. Все эти навыки развиваются на уроках литературного чтения, которые становятся настоящей площадкой для дальнейшего использования технологии визуальных опор.
Второй этап связан с исследовательской деятельностью учащихся и их коллективной работой. Здесь ученики занимаются исследованиями, решают задачи в группах, обмениваются идеями и выводами. Это помогает им не только расширять свои знания, но и развивать творческое мышление и умение работать в коллективе. Совместное выполнение поставленных литературоведческих задач способствует созданию атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.
На третьем этапе приходит время для самовыражения индивидуальности и личности каждого ученика через творчество.
Преимущества использования шаблонов: идет смысловая переработка текста, делается краткая и рациональная запись, происходит выделение в материале исходных, главных идей и т.п.
Таким образом, технология "Текстографика" позволяет сделать процесс обучения более интересным и увлекательным для учащихся начальной школы, а также способствует формированию у них читательской грамотности.
Используемые источники:
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1090499