Зарицкая

Рубрика: Искусство (отечественная и мировая  художественная культура)

Зарицкая Ирина Васильевна,

учитель предмета «Искусство (отечественная и мировая  художественная культура)»        высшей квалификационной категории

 ГУО «Гимназия № 1 г. Слуцка»

 

ТЕМА УРОКА: ИГРЫ-СОСТЯЗАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (7 класс)

ЦЕЛЬ: формирование у учащихся общего представления об играх-состязаниях в Древней Греции.

ЗАДАЧИ:

- актуализировать представления учащихся о Пифийских и Олимпийских спортивных играх-состязаниях;

- развивать интерес и уважение к художественной культуре Древней Греции;

- ознакомить учащихся с архитектурными сооружениями в Древней Греции (храм Зевса в Олимпии), произведениями декоративно-прикладного искусства (роспись на вазах) и скульптуре;

- показать взаимосвязь образа жизни древнегреческого общества с играми-состязаниями;

- проследить сохранение древнегреческих традиций игр-состязаний и значение олимпийского спортивного движения в современном обществе.

ТИП  УРОКА: комбинированный.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: учебное пособие, рабочая тетрадь, художественно-иллюстративный материал, видеоматериал.

 

ХОД УРОКА:

1.Организованное начало урока.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы продолжаем путешествие по античной Греции, изучая её культуру. Принцип состязательности играл огромную роль в жизни Эллады и пронизывал многие сферы деятельности древних греков: политику, торговлю, спорт, искусство, и религию. Особое значение имели агоны- общегреческие игры-состязания, которые содействовали усилению национального самосознания эллинов. Широкую известность получили четыре древнегреческих праздника: Пифийские игры, Античные Олимпийские, Истмийские и Немейские игры. Сегодня на уроке мы познакомимся с  историей  проведения Пифийских и Олимпийских игр.

СЛАЙД: «Пифийские игры».

УЧИТЕЛЬ: Что вам, ребята, известно о них? В каком городе они проводились и в честь какого олимпийского бога? На каких инструментах играли участники состязаний? (ответы учащихся) Какое значение для эллинов имела музыка? Предлагаю девочкам  прочесть  мудрое изречение философа Плутарха (рабочая тетрадь: стр. 90 задание 6) и прочесть в учебнике: стр. 137 «Считалось, что с помощью музыки….

УЧИТЕЛЬ: Какая главная мысль заложена в этих высказываниях?

 (ответы учащихся).

УЧИТЕЛЬ: Большое значение для греков имело декоративно-прикладное искусство, то с чем они соприкасались каждый день,  а именно, создание керамических изделий из глины (ваз) и их художественное оформление. Каждая греческая ваза - это результат работы двух мастеров: горшечник её вылепил, а художник расписал. Иногда имена обоих мастеров наносили прямо на стенки сосуда. По желто-красному фону глины чёрным лаком наносили рисунок или  наоборот: краснофигурная роспись и чернофигурная роспись. Благодаря этим произведениям  искусства,  мы можем увидеть, какие события для греков были наиболее важными в их жизни.

2 СЛАЙДА:  Вазы:  «Состязания на  лире» (1) и на авлосе» (2).

               

УЧИТЕЛЬ: Что интересного вы увидели на этих рисунках? (ответы учащихся).

Предлагаю послушать фрагмент звучания  кифары и увидеть скульптуру музыканта-кифареда. (музыкальный фрагмент)

УЧИТЕЛЬ: Понравилась ли вам музыка? На звучание какого современного  инструмента похоже это  звучание? (ответы учащихся). Проводились  такие состязания в амфитеатрах, где была хорошая акустика. И победителя  в Пифийских играх увенчивали лавровым венком, который считался особенно почетной наградой.

СЛАЙД: Мудрое изречение: «Кто счастлив? Тот кто здоров телом, одарён спокойствием духа и развивает свои дарования». (Сократ)

УЧИТЕЛЬ: Как вы понимаете слова древнегреческого философа? Какое значение в жизни эллинов имел спорт? (ответы учащихся).

Предлагаю мальчикам прочесть  в учебнике (стр. 136) интересную информацию о значении спорта в Древней  Греции. Какова главная мысль?

Что бы вы хотели узнать об Олимпийских играх? (ответы учащихся).

СЛАЙД: «Олимпийские спортивные игры-состязания».

УЧИТЕЛЬ: (выразительно) «Во всей Греции царит необычное оживление: совсем недавно во всех городах побывали специальные послы. Всюду, где они появлялись, огромные толпы народа слушали их с радостным возбуждением. Что же они сообщали? – Приближается день великого праздника – Олимпийские игры, которые проводятся в честь верховного бога Зевса каждые 4 года в день летнего солнцестояния (конец июня - начало июля). На время празднеств устанавливается священный мир – экехейра. Все военные действия немедленно прекращаются! В играх принимают участие только мужчины, женщинам, рабам и чужеземцам запрещается участвовать в играх. Все свободные греки съезжались в маленький город Олимпия на полуострове Пелопонес. До этого - 11 месяцев тренировок у себя на родине и 1 месяц - в Олимпии».

Как начиналась история Олимпийских игр? Предлагаю посмотреть видеофрагмент « Из истории Олимпизма» (1 минута) Что нового вы узнали из этого материала? Что вас удивило? (ответы учащихся)

Всего 5 дней длились Олимпийские игры-состязания. В первый день ещё до зари все собираются у храма Зевса, чтобы принести жертвоприношения богам.

Как выглядел этот храм?

СЛАЙД: «Храм Зевса в Олимпии».

Один из самых почитаемых храмов Олимпии, типичный греческий храм дорического ордера с шестью колоннами по ширине храма и двенадцатью по его длине, высота храма - 22 метра, ширина - 27 метров, длина - 64 метра. В этом храме находилось одно из чудес света. Кто может назвать его? (статуя Зевса)

 

 

СЛАЙД: «Статуя Зевса».

Статуя создана скульптором Фидием в V веке до н.э. Высота статуи была около 15 метров (высота четырёхэтажного дома). Трон был изготовлен из чёрного кедрового дерева, богато украшен драгоценными камнями и золотом. Лицо, руки и грудь выполнены из слоновой кости, туника, сандалии и борода - из золота, в глазницах - драгоценные камни, алмазы. Перед этой прекрасной статуей спортсмены дают клятву состязаться честно и приложить все усилия для достижения победы. Предлагаю и вам прочесть клятву спортсменов и судей. Кто желает почувствовать себя древнегреческим спортсменом? (2 ученика).

ФАНФАРЫ: (Чтение клятвы спортсмена и клятвы судей)

  1. «Я, Кореб, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду применять недостойных приёмов». 2. Клятва судей: «Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно».

За этим следовало зажжение священного олимпийского огня.

СЛАЙД: «Жрицы храма зажигают священный огонь».

На второй день соревнований все отправляются на стадион, где проходили игры-состязания. Пятиборье. В простом беге участвуют 20 человек. Перед соревнованиями нам необходима небольшая разминка.

 

РАЗМИНКА: (муз. фрагмент греческого танца Сиртаки - 1 минута) Спасибо, мы готовы к состязаниям!

СЛАЙД: «Бег»  (на античной вазе). Как вы считаете, какими навыками должен обладать спортсмен в беге? (ответы учащихся)

Следующий этап состязаний – метание диска.

 

СЛАЙД: «Дискобол», скульптор Мирон. Перед вами самая известная скульптура спортсмена в этом виде спорта

Обратите внимание, что скульптура выполнена из белого мрамора, очень чётко прорисована каждая мышца спортсмена.  Какие навыки были необходимы спортсмену для метания диска? (ответы учащихся).

 

УЧИТЕЛЬ:  «Друг за другом выстраиваются дискоболы. Они берут в руки тяжёлый бронзовый диск, несколько раз вращают его в воздухе, наклоняются вперёд и опираются левой рукой о правое колено. В момент броска тело атлета выпрямляется и диск со свистом рассекает воздух».

В третий день соревнований – борьба. Побеждал тот, кто трижды повалил соперника.

 

СЛАЙД: «Борьба»

скульптура

Опишите эту скульптуру (ответы учащихся).

Далее следовали соревнования по метанию копья,  прыжки с гирями в руках и кулачный бой. Борцы обматывали  кулаки кожаными ремнями с металлическими шишками. Это очень жёсткий вид спорта.

 

СЛАЙД: «Борец кулачного боя» скульптура в бронзе. Знаменитый математик Пифагор был могучим кулачным борцом.

 Четвёртый день соревнований - на ипподроме – состязания на колесницах, запряженных четвёркой лошадей (квадригой).

 

Необходимо было 12 раз обогнуть столб у старта. Это состязание требовало от спортсменов большой силы и ловкости.

СЛАЙД: Соревнования на колесницах (древнегреческая ваза).

Все состязания закончены. В пятый день - награждение победителей у храма Зевса.

 

СЛАЙД: «Победители»

Какой венок одевали на голову победителей? (ответ: венок из веток дикой оливы)

Эта простая  награда была дороже золота. Она давала его обладателю вечную славу и почёт. Затем – торжественное шествие победителей под звуки флейт и пение гимнов. Каждый победитель мог воздвигнуть свою статую в Олимпии. В честь победителей чеканилась монета. Многие известные древнегреческие  философы были великими атлетами.

СЛАЙД: «Пифагор, Гиппократ, Сократ, Платон, Софокл, Еврипид».

«Древние мудрецы полагали, что люди должны быть совершенны не только духовно, но и физически».

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Класс делится на две части. По 4-5 вопросов по теме урока учащиеся задают друг другу: «пресс-конференция» правая сторона – левой и меняются: левая сторона задаёт вопросы правой.

После запрета императора Феодосия Олимпийские игры надолго были забыты, и только в конце XIX века во Франции барон Пьер де Кубертен, большой любитель спорта, соревнований, решил сделать всё для возрождения Олимпийских игр.

ВИДЕОФРАГМЕНТ «Из истории Олимпизма» (о Пьере де Кубертене - 1 минута).

Благодаря его беспредельному энтузиазму первые Олимпийские игры были открыты в Афинах в 1896 году. В них участвовало всего 245 спортсменов из 14-ти стран. И также, как в Древней Греции, очередные Олимпийские игры проводятся каждые 4 года по зимним и летним видам спорта.

 

ВОПРОС-ОТВЕТ:

А в какой стране будет проведена очередная Олимпиада? (Япония, 2020г.) Какие традиции древнегреческих игр сохраняются и в наше время? (зажжение олимпийского огня, клятва спортсменов и судей, торжественное открытие и закрытие Олимпийских игр). Соревнования по каким видам спорта остались со времён античности и во время проведения современных олимпийских игр? (бег, прыжки в длину, метание диска, копья, бокс, конный спорт, греко-римская борьба). И конечно, за это время появилось много новых видов спорта!

Какое важное международное событие, связанное со спортивными соревнованиями, произошло у нас в Беларуси  в конце июня 2019 года?

 (Вторые Европейские  спортивные игры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙДЫ:   Команда Беларуси(1),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соревнование по бегу(2).

Какое место в общекомандном зачёте завоевала команда Беларуси? (2-ое) Сколько золотых медалей? (24), серебряных? (16), бронзовых? (29)  завоевали наши спортсмены? Мы гордимся успехами наших спортсменов!

Какое растение стало символом Вторых Европейских игр? («Папараць-кветка»).

СЛАЙД: «Закрытие  Вторых Европейских игр в Минске».

Давайте подведём итог урока, посвящённого играм-состязаниям в Древней Греции и в современном мире.

 

Ответить кратко по цепочке:  что  даёт  всему миру олимпийское движение?

(ответы учащихся) Произнесите все вместе самое известное высказывание о спорте («О, спорт , ты Мир!»)

Призываю вас на уроке физической культуры и здоровья стать победителем  в вашем классе в беге, прыжках и других видах спорта!  Участвовать и побеждать в районных, областных и республиканских  соревнованиях!

ВИДЕО на песню «Темп» (Олимпиада 1980г.) (1 минута)

 

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов