Семинар-практикум «Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия»

 

Новикова Екатерина Михайловна,

заведующий отделом по основной деятельности

ГУО «Слуцкий Центр детского творчества»

 

Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.

Далай-лама XIV

 

Цель – содействовать созданию в учреждении дополнительного образования необходимых условий для формирования толерантных установок у педагогов и учащихся.

Задачи:

познакомить педагогов с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью;

содействовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга;

сформировать правильное представление о толерантном поведении;

повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

 

  1. Упражнение «Сходство»

Цель: создание благоприятной рабочей атмосферы, сплочение участников семинара-практикума.

Порядок проведения: Участники семинара сидят в кругу, ведущий приглашает в круг участника, который имеет сходство с ведущим. (Пример: «Я прошу выйти в круг человека, у которого голубые глаза как у меня», «Я прошу выйти в круг человека, у которого рубашка такого же цвета как моя», «Выйдите те, кто любит классическую музыку», и т.д.). Упражнение продолжается до тех пор, пока все участники семинара не попадут в круг.

 

  1. Упражнение «Грани толерантной личности»

Цель: помочь педагогам дать оценку степени своей толерантности.

Необходимые материалы: шариковые ручки, опросник для каждого участника семинара.

Порядок проведения: Каждый участник заполняет свой бланк в соответствии с инструкцией. По окончанию бланки остаются у участников, поэтому необходимо отвечать максимально честно.

Колонка «А».

Поставьте «+» напротив трех черт характера, которые, на Ваш взгляд, у Вас выражены в большей степени.  

Поставьте «0» напротив трех черт, которые у Вас наименее выражены;

Колонка «В».

Поставьте «+» напротив трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности;

На заполнение опросника отводится 3 минуты.

Опросник «Черты толерантной личности»

 

А

В

1.       Расположенность к другим

 

 

2.       Снисходительность

 

 

3.       Терпение

 

 

4.       Чувство юмора

 

 

5.       Чуткость

 

 

6.       Доверие

 

 

7.       Альтруизм

 

 

8.       Терпимость к различиям

 

 

9.       Умение владеть собой

 

 

10.   Доброжелательность

 

 

11.   Умение не осуждать других

 

 

12.   Гуманизм

 

 

13.   Умение слушать

 

 

14.   Любознательность

 

 

15.  Способность к сопереживанию

 

 

Когда все участники семинара заполнят свой опросник, ведущий предлагает заполнить такой же опросник совместными усилиями всех участников. На доске изображен такой же опросник, ведущий зачитывает первую черту и просит поднять руки тех, кто отметил в колонке «В» это качество, ведущий записывает в колонку «В» количество участников. Так подсчитывается число ответов по остальным качествам. Ответы, которые набрали больше всего баллов, являются «Ядром» толерантной личности (с точки зрения этой группы).

 

  1. Упражнение «Азбука толерантности»

Цель: способствовать развитию творческого мышления, фантазии.

Необходимые материалы: поднос, буквы алфавита.

Порядок проведения: Ведущий подходит к каждому участнику семинара и просит его выбрать любые буквы, которые ему нравятся в любом количестве. После того как все выберут себе буквы ведущий предлагает придумать ассоциацию к слову толерантность на те буквы, которые выбрали участники.

  1. Упражнение «Эмблема толерантности»

Цель: способствовать развитию экспрессивных способов самовыражения.

Необходимые материалы: бумага белая и цветная, краски, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, скотч.

Порядок проведения: перед каждым участником стоит задача создать свою собственную эмблему толерантности из предложенных материалов. На создание эмблемы отводится 6-7 минут. По окончанию работы участникам семинара знакомятся с эмблемами коллег, после этого объединиться в группы на основе сходства эмблем. Важным этапом является то, что каждый участник должен самостоятельно выбрать группу, к которой он хочет присоединиться. Далее каждой группе нужно объяснить по какой причине они объединились, а также придумать лозунг, который раскроет сущность эмблемы. На обсуждение отводится 7 минут. По окончанию отведенного времени каждая группа презентует свою эмблему.

  1. Упражнение «Стая»

Цель: сплочение коллектива.

Процедура проведения: Участника становятся в круг, ведущий каждому на ухо говорит любое животное. Необходимо выбирать животных одного вида (Пример: ведущий называет участникам животных: «Вы – кот, Вы – кролик, Вы – хомяк, Вы – собака», а потом с начала «Кот, кролик, хомяк, собака»). Когда все получили свои «роли», задачей участников становится поиск «своих сородичей». Но сделать это необходимо без слов и звуков, можно использовать жесты или продемонстрировать повадки животных, задача каждого найти свою стаю.  Когда все участники образовали стаи происходит обсуждение.

  1. Рефлексия «Легко, сложно, невозможно»

Цель: осознание участниками семинара пройденного пути, собственного эмоционального настроя и поведения.

Порядок проведения: участники по очереди делятся впечатлениями о семинаре, так же отмечают что им было легко, сложно, невозможно.

По окончанию ведущий дает рекомендации для педагогов. (приложение)

  

Литература

  1. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования/ Б.С.Гершунский// ЛУЧШИЕ СТРАНИЦЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРЕССЫ.-2002.-№5.-С.3-9.
  2. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции/ В.М.Соколов// СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.-2003.-№8.-С.54-63.
  3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. «Жить в мире с собой и другими» - М: «Генезис», 2001.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: «Генезис», в 4-х томах, 2003-2004.

Приложение

Упражнения для учащихся

Упражнение «Волшебные очки»

Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками.

Процедура проведения: Ведущий объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные.» Подходя к каждому ученику, ведущий называет какое-либо его хорошее качество. «А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может вы заметите то, чего раньше не замечали».

 

Упражнение «Это здорово!»

Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу. Ведущий: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, «я обожаю танцевать», «я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец.

В круг участники выходят по очереди.

 

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

 

 

Упражнение «Комплименты»

Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч тому, кому хочет сказать комплимент (например: «Ты добрая» и др.). Затем комплимент говорит тот участник, у кого оказался мяч. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не скажут комплимент.

 

Упражнение «Цветок моей толерантности»

Цель: повышение самооценки, развитие доверия в группе.

Что мне помогает быть толерантным?

На листе нарисовать цветок с лепестками по количеству человек. В центре пишется имя. На одном из лепестков человек сам себе пишет то качество, которое, на его взгляд, помогает ему быть толерантным.

Далее листы передаются по кругу.

 

Упражнение «Толерантная личность»

Цель: оценка собственной толерантности.

Процедура проведения: Ведущий распространяет среди участников группы раздаточный материал, который представляет собой лист формата А4, разбитый на три колонки: в первой перечислены черты толерантной личности (дружелюбие, умение прощать обидчика, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, способность помочь товарищу в трудную минуту, терпимость к «образу другого», умение контролировать свои слова и поступки, доброжелательность, любовь к животным, любовь к людям, умение слушать, любознательность, способность сочувствовать другому человеку) вторая и третья – пустые. Далее участники в колонке «А» ставят «+» напротив тех трех черт, которые, по их мнению, у них наиболее выражены; «-» напротив тех трех черт, которые у них наименее выражены. Затем в колонке «В» ставят «+» напротив тех трех черт, которые наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у участников, (о чем заранее сообщается). Обсуждение.

 

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов