Цифровые технологии в изучении этнокультурных региональных традиций малой родины

 

 

Шейко Ольга Валентиновна,

методист

высшей квалификационной категории

 государственного учреждения образования

«Слуцкий Центр детского творчества»

 

Согласно Концепции непрерывного воспитания одной из задач воспитания является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии. Формирование национального самосознания, активной гражданской позиции невозможно без приобщения обучающихся к культурному наследию своих предков, самобытности и неповторимости народных традиций и обычаев.

Перспективным направлением в формировании интереса у обучающихся к этнокультурным региональным традиция малой родины в современных реалиях является использование цифровых технологий. Сегодня на смену традиционной дидактике, приходит так называемая «электронная» (е-дидактика) либо «цифровая» дидактика XXI века [3]. В государственном учреждении образования «Слуцкий Центр детского творчества» при реализации областного педагогического проекта «Творческое развитие обучающихся посредством изучения региональных этнокультурных традиций  в образовательном процессе» (2018/2021 гг.) широко используются цифровые технологии. Цифровые образовательные ресурсы обладают уникальной возможностью знакомства с культурой, традициями и бытом белорусского народа, включая посещение этнографических музеев, участие в народных праздниках, знакомство с местными народными промыслами, прикладным искусством. Проведение учебных занятий, воспитательных и культурно-массовых мероприятий с использованием цифровых технологий позволяет сделать организуемое событие более ярким и привлекательным для обучающихся, способствует повышению мотивации к изучению родного края. Образность подачи информации иллюстрирует этнокультурные региональные традиции, показывает их новые смыслы и грани, оживляет их, позволяет почувствовать себя непосредственным участником событий.

 

Реализация современной программы объединения по интересам сегодня невозможна без использования слайд-шоу, виртуальных экскурсий и путешествий, интерактивных плакатов (рис.1), которые способствуют более глубокому усвоению материала посредством полисенсорной активности обучающегося, увеличению степени визуализации и реализации принципа наглядности в учебной деятельности.

 

 

 

В народной изостудии «Вытокі», народной студии декоративно-прикладного творчества «Спадчына», образцовом ансамбле танца «Папараць-кветка», объединениях по интересам «Слуцкі сувенір», «Берегиня», «Волшебная шкатулка», «Веселая кисточка», «Цимбалы» учащиеся осваивают содержание образовательных областей, знакомятся с традиционной культурой белорусов при помощи слайд-шоу: «Лен – северный шелк», «Слуцкий строй   на старых фотоснимках» мультимедийных презентаций «Народный костюм – живая традиция», «Региональные особенности ткачества на Слутчине», «Ткачество как вид декоративно-прикладного искусства», «Художники-пейзажисты», «Художники-анималисты», «Декоративное искусство Беларуси», «Утраченные памятники Слутчины», «Развитие музыки по эпохам». В качестве способов оценивания результатов освоения программы используются онлайн-тесты, онлайн-викторины, созданные при помощи форм Google: онлайн-викторины «Слуцкий пояс», онлайн-тесты «Культура и быт белорусов», «Исторические памятники города Слуцка».

Неподдельный интерес у обучающихся вызывают компьютерные дидактические игры, которые представляют собой вид электронного образовательного ресурса, функционирующий на базе цифровых технологий и состоящий из цепочки заданий, построенных на основе развивающего обучения. Использование звука, движения, цвета в играх повышают мотивацию и помогают передать информацию в доступной, понятной и привлекательной форме обучающимся. Компьютерная  игра путем практической манипуляции способствует процессу познания и запоминания, увеличению уровня познавательных возможностей, развитию у обучающихся познавательной активности, исследовательских способностей, талантов, приобретению знаний, умений и навыков. Конечно, создать масштабную компьютерную игру с 3d графикой, объемным звуком уровня  World of Tanks без специальных знаний невозможно, но любой педагог, владеющий компьютером на пользовательском уровне, в состоянии разработать анимированную дидактическую игру на базе Microsoft Power Point. На сегодняшний день у нас в учреждении разработаны    и применяются следующие электронные дидактические игры: «Своя игра «Мой Слуцк», «Знатоки Слутчины», «Своя игра «ВНИМАНИЕ – дорога», «Нормативно-правовая компетентность педагога», «Дорога Победы».

Book titled 'Слуцкая бэра'Read this book made on StoryJumper

Перспективное направление в «цифровой» дидактике – электронные книги, пособия, учебники с мультимедийным контентом, которые педагог может создавать сам в соответствии с содержанием образовательной программы,  целью и задачами занятия, что особенно актуально для дополнительного образования детей и молодежи, ввиду недостаточного наличия подобных материалов. Реалистичное перелистывание страниц, яркие иллюстрации к тексту позволяют максимально интересно представить информацию. 


Среди сервисов по созданию электронных книг можно рекомендовать Storyjumper, iSpringSuite. Электронная книга «Слуцкая бэра» (рис. 2) https://www.storyjumper.com/book/index/75672285/5ddbe8b4c61d5  создана в Storyjumper.

Цифровые технологии помогают обучаться быстро, удобно и качественно, они делают процесс обретения новых знаний простым и доступным. Цифровая реальность, с одной стороны, создает серьезную конкуренцию традиционной форме получения образования, а с другой стороны, побуждает педагогов искать новые организационные формы, оживлять образовательные программы, переосмысливать методы обучения и налаживать более эффективную обратную связь с обучающимися. 

Таким образом, цифровые технологии позволяют вывести деятельность по приобщению подрастающего поколения к этнокультурным региональным традициям малой родины на качественно новый уровень.

 

Список использованных источников

  1. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. – [Электронный научный журнал «Наука и перспективы» №2, 2017] – Режим доступа : http://nip.esrae.ru/ru/14-r115 . – Дата доступа: 14.11.2019.
  2. Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения [Электронный ресурс] / Т.Н. Губина // Молодой ученый. – 2012. – № 3. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/38/4465 . – Дата доступа : 28.11.2019.
  3. Симчера, М. И. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики [электронный ресурс] / М. И. Симчера //  Молодой ученый. – 2020. –      №    –  Режим доступа : https://moluch.ru/archive/306/68987 . ­– Дата доступа : 27.07.2020.

 

 

 

 

 

 

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов