Методическая разработка урока географии в 11 классе по теме «Влияние деятельности человека на литосферу»

 

 

Меркульева Татьяна Николаевна,

учитель географии ГУО «Средняя школа №6 г.Слуцка»

 

Тема урока: «Влияние деятельности человека на литосферу»       

Место урока: тема «Геоэкологические функции литосферы», урок 3.       

Цель урока: планируется, что к концу урока учащиеся будут уметь называть и объяснять экологические и социально- экономические последствия нерационального использования природных ресурсов литосферы, понимать необходимость уменьшения влияния человека на литосферу, находить решения для рекультивации земель.        

Задачи:       

1. изучить геоэкологические изменения окружающей среды при разведке, добыче, транспортировке и использовании полезных ископаемых и других антропогенных причинах изменения литосферы;

2. узнать понятие «рекультивация», её виды;

3. совершенствовать умения сравнивать, анализировать материалы, пользоваться web-ресурсами, делать выводы; 4. Способствовать воспитанию экологической культуры; содействовать совершенствованию коммуникативных умений, творческому мышлению;

5. повышать экологической культуры подрастающего поколения.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование,презентация

Тип урока: комбинированный

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая.

Ход урока

 

1. Организационный момент. Приветствие учащихся, определение их готовности к работе.

2. Проверка домашнего задания.

Задание.

Учащиеся определяют, верно ли утверждение, ответ краткий: да или нет.

1) большая часть крупных землетрясений приурочена к областям альпийской складчатости  - (да)

2) в сейсмически опасных районах проживает более половины населения Японии -  (да)

3) землетрясение – бедствие только с прямым воздействием (нет)

4) землетрясения относят к быстродействующим геологическим процессам (да)

5) деятельность вулканов более локальна и вызывает изменения небольших территорий (нет)

6) вулканическая деятельность оказывает и положительное влияние на жизнедеятельность человека (да)

7) большинство случаев цунами приходится на Тихоокеанское побережье (да)

8) Эрозионные процессы, заболачивание, многолетняя мерзлота – менее значимые причины природных нарушений геоэкологических функций литосферы (да)

Учащиеся меняются попарно ответами, сверяют с правильными ответами. При необходимости спорные моменты обсуждаются в парах и с учителем.

 

  1. Изучение новой темы

Только ли природные причины вызывают трансформацию литосферы?

Обращение к облаку слов (презентация слайд 1)

 

Учащиеся формулируют тему урока, ставят цели, которые хотят достигнуть. Учитель корректирует и озвучивает тему и цель.

 

3.1 Слово учителя о способах добычи полезных ископаемых (презентация слайд 3)

3.2 Работа с учебным пособием по вариантам, §3

Учащиеся определяют плюсы и минусы каждого способа добычи полезных ископаемых.

Представление выполненных заданий

Учитель комментирует и дополняет ответы учеников

 

3.3 Работа с учебным пособием по вариантам, §3

Учащиеся определяют влияние горных работ на атмосферу и гидросферу и готовят вопросы для интервью со специалистом – экологом.

Примерные вопросы:

-При добыче каких полезных ископаемых больше всего загрязняется атмосфера?

- Влияет ли на атмосферу работа обогатительных фабрик?

-Какая связь между добычей полезных ископаемых и повышением уровня грунтовых вод? К чему это приводит? И т.д.

3.4 Учитель рассказывает о рекультивации и её этапах. Озвучивает и показывает примеры рекультивации. (презентация слайд 4-10).

 

  1. Закрепление полученных знаний

Проектная работа

Учащиеся выбирают район добычи полезный ископаемых (презентация слайд 11-13), разбиваются и готовят проект – защиту, включающий в себя:

а. причины, вызвавшие изменение ландшафта в данной местности;

б. способ рекультивации данной территории;

Можно использовать материал учебника, а также QR коды на с.32

 

Защита проектов

Учитель задаёт вопросы для того, чтобы выяснить глубину понятия материала.

-Какой способ добычи полезных ископаемых принялся на данной территории?

-К каким проблемам привела добыча полезных ископаемых на данной территории? И т.д.

 

Примечание.

При условии высокой подготовки учащихся, наличии свободного времени на уроке, можно использовать дополнительную информацию по загрязнению оболочек земли твёрдыми бытовыми отходами.

(Приложение 1)

  1. Подведение итогов работ, выставление отметок.

 

  1. Домашнее задание. §3, с 32 задания «подведём итоги» и ответы на вопросы устно, закончить оформление проектов по рекультивации территории.

В случае изучения темы «твердые бытовые отходы», подготовить простые шаги для себя, для уменьшения нагрузки на природу из-за твёрдых бытовых отходов.

 

  1. Рефлексия. Достигнуты ли цели, которые ребята ставили в начале урока?

Продолжите предложения:

Мне понравилось….

Меня заинтересовало

Мне было скучно, когда….

Вызвало наибольшие трудности…..

Я хотел бы в следующий раз….

 

 

Приложение 1

Фрагмент урока

«Твёрдые бытовые отходы»

 

Мы изучали глобальные проблемы человечества, и так или иначе у вас возникал вопрос об отходах или, проще говоря, о мусоре.  Действительно, мусор загрязняет все оболочки нашей планеты. Сейчас мы попробуем изучить влияние мусора на оболочки планеты, способы обращения с отходами и постараемся ответить на вопрос, что зависит от нас.

Вынося из дома мусор, мы редко задумываемся о том, что же с ним происходит дальше. А происходит вот что: бытовые отходы свозятся на специальные полигоны, или идут в печь мусоросжигательных заводов.

Оба способа наносят большой вред окружающей среде.

В печи мусоросжигательного завода даже безобидные на первый взгляд бытовые отходы превращаются в смесь опасных ядов. Мусоросжигательные заводы считаются главными источниками загрязнения самыми ядовитыми веществами, известными человеку. Они вызывают смертельные заболевания и влияют на иммунитет человека.

Рассказ

Первобытное общество производило только растительные отходы. Они моментально включались в оборот природы.

Появление первых городов привело к образованию свалок. Первая была обнаружена археологами в Афинах. Ей более 5 тыс. лет.

В средние века считали, что, выбросив мусор из дома, от него избавились. Помои выливали прямо в окна, выбрасывали мусор прямо на улицы. Естественно, всё это со сточными водами попадало в водоёмы. Отсюда жуткая антисанитария и инфекционные заболевания. Никаких свалок не было. В 19 века с развитием науки были изучены инфекционные заболевания. Стали появляться первые свалки.

В современном обществе появилось огромное количество новых материалов, но вот кардинально новых способов утилизации мусора нет. Есть много проектов, но по-прежнему основной способ утилизации – свалка.

Знакомство с законодательно-принятой во многих странах иерархии обращения с отходами от приоритетных до нежелательных (Слайд 16)

Проблема утилизации отходов актуально во всех странах. Как развитых так и развивающихся. Вашему вниманию выборочные акции отдельных стран.

  • В Японии за незаконно выброшенный мусор можно угодить в тюрьму.
  • В Норвегии сдал бутылку — принял участие в лотерее.
  • Участие в переработке мусора в Барселоне.
  • Бег трусцой с мусорным пакетом в Швеции.
  • Плоггинг зародился в Швеции. Это сочетание бега трусцой и сбора мусора. Чтобы заняться плоггингом, достаточно взять с собой на пробежку мусорный пакет и собрать весь мусор, который встретится на пути. Это течение стало популярным сначала во всей Скандинавии, а затем и по всему миру. А по завершении плоггинга нужно не забыть сделать селфи.
  • Высокое искусство — деньги за мусор в Нью-Йорке. Инсталляции, привлекающие внимание.

(Слайды 17-21)

Существуют большие решения, требующие финансовой и законодательной поддержки. Но посильные для каждого из вас шаги, вы тоже можете сделать.

 

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов