Шкляр Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №12 г. Слуцка» |
Тема: Союз как часть речи. Разряды союзов
Цель: ознакомление учащихся с особенностями союза как части речи (в сравнении с предлогом), основными функциями союзов, разрядами союзов.
Задачи:
- образовательная: ознакомить учащихся с союзом как с частью речи, их функциями и разрядами;
- развивающая: формировать у учащихся умения распознавать союзы в предложении и тексте, различать сочинительные и подчинительные союзы, уместно употреблять их в речи в соответствии со значением;
- воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, уважение к историческому прошлому родной страны.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебное пособие, рабочие листы (индивидуально)
Ход урока
- Организационный этап.
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим постигать тайны русского языка и даже отправимся в гости. Да- да, гости пришли к нам на урок, а мы их возьмём с собой и познакомим с ещё одним жителем страны Морфологии. А что это за житель такой, узнаем чуть позже.
Но для начала проверим, как вы усвоили ранее изученный материал.
II. Этап проверки усвоения изученного материала.
- Тест-опрос по теории с последующей взаимопроверкой. Количество баллов записать за полями. ( Цена задания 1 балл, максимальная сумма - 6 баллов.) Учитель выбирает 6 вопросов из предложенных.
- Предлог - это самостоятельная или служебная часть речи? (служебная)
- Для чего служит предлог? (для связи слов в словосочетании; в выражении смысловых отношений)
- По строению предлоги бывают.... (простые и составные)
- По происхождению предлоги бывают....(производные и непроизводные)
- Предлоги вместо, вследствие, навстречу, наподобие, насчёт пишутся... (слитно)
- В выражении какого значения участвует предлог в словосочетании “встретимся после уроков” ? (временного)
- Проверка упражнения 412 (1-5 предложения). Коллективно проверяется правильность написания падежных форм существительных в сочетании с предлогами.
Согласно (Д.п.) данным античных авторов
По (П.п.)возвращении (когда?)= после
Вопреки (Д.п.) уставу
О (П.п.) своём пребывании
Об этом (П.п.)
По (Д.п.)всем отделениям судна
На доске слова из упр.412 с пропусками букв. Один из учащихся у доски вставляет орфограммы:
Прож..вало, по возвр..щении, (не)забве(н/нн)ые, “Ц..гана”, в исполнени.., что(нибудь), пр..думываете, кто(то), ра(с/сс)каз..вал, о пр..бывани.., коч..вать, о..делениям.
-Какие правила были использованы при выполнении домашнего упражнения? (Фронтальная работа - коллективное объяснение орфограмм)
III. Подведение учащихся к теме урока. Целеполагание.
1.На доске записано стихотворение , в котором отсутствует первая строка. Учащимся предлагается восстановить строку, опираясь на ранее изученный материал (поставить слова в форму И.п. мн.ч.):
........., .........., ....... -
Все встали в один хоровод,
Служебные важные лица -
На редкость серьёзный народ!
- Изучение какой служебной части речи мы только что закончили? (Предлог.)
- У нас осталось 2 служебные части речи. Чтобы понять, о какой из них пойдёт речь, я попрошу вас взяться за руки. Вы объединились, значит, вы вместе вы образовали своеобразный ......что? (Компания, группа, коллектив).
- Название какой служебной части речи может служить синонимом к этим словам?(Союз)
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Союз как часть речи.)
- Запишем тему урока в тетради ( Союз как часть речи. Разряды союзов.)
2.Пользуясь опорными словами, определите цели нашего урока:
Знать ...... (признаки союза как служебной части речи)
Находить ...... (союзы в предложении)
Использовать ...... (союзы в речи)
IV. Объяснение нового материала.
- Наблюдение: работа с учебником, упр.415 (фронтальная работа)
- Что обеспечивают предлоги?
Предлоги: 1) связь слов в словосочетании; 2) участвуют в выражении смысловых отношений.
- Что обеспечивают союзы?
Союзы: 1) связывают однородные члены предложения; 2) связывают части сложного предложения.
- Работа с текстом.
-Но это не все функции союзов. А какие они, сейчас вы мне расскажете сами. Ведь, оказывается, вы это уже знаете!
У вас на рабочих листах есть текст под №1. Внимательно его прочитайте, дайте ему заглавие и определите стиль и тип речи. (Стиль публицистический, тип речи - описание.)
Князь Всеслав Чародей
(1) Всеслав Чародей - самый известный из полоцких князей, живших в XI веке. (2) Легенда гласит, что он мог превращаться в волка или сокола, быстро преодолевать большие расстояния и неожиданно появляться в разных местах. (3) По его приказу в (П,п)олоцке был построен (С,с)офийский собор. (4) А город стал важным политическим и культурным центром (В,в)осточной (Е,е)вропы.
- Найдите и отметьте в тексте союзы. Определите их роль. Предварительно разберите 2 и 4 предложения по составу.
Союзы: что, или, и, а, и.
Роль союзов: 1) [ ],(что ). 4) [ ]. А [ ].
2) O или O (дополнения) 5) O и O (определения)
3) O, O и O (сказуемые)
- Объясните постановку знаков препинания во втором предложении текста.
- Какая функция союза встретилась впервые? ( Связь предложений в тексте)
- Назовите средства связи 3 и 4 предложений в тексте ( Союз и синонимическая замена: а, Полоцк - город)
В тексте следовало определиться с написанием строчной и прописной буквы. Дайте объяснение вашему выбору. (Собственные наименования.)
Физкультминутка.
- Мы читали небольшой текст о Всеславе Чародее, о том, что он мог превращаться в животных и птиц. Сейчас мы покажем фокус с исчезновением:
- В классе присутствуют все (все встают).
- В классе только девочки (мальчики приседают).
- В классе только мальчики (девочки приседают).
- В классе присутствуют все (все встают).
- В классе только ..... Ира.
- В классе только ..... Лев.
- В классе присутствуют все.
- В классе только Маша и Дима.
- В классе только девочки.
- В классе только ..... Виолетта.
- В классе все!
- Ну вот, все появились, и мы можем продолжить урок.
- Самостоятельная работа учащихся с правилом на стр.199, составление схемы-опоры (схема с пробелами на доске):
СОЮЗ
↓
................ часть речи
↓
Служит для связи
1).............................
2)............................
3)............................
↓ ↓
По строению По значению
↓ ↓ ↓ ↓
....................... ..................... ................... .....................
(одно слово) (несколько слов) 4 разряда 7 разрядов
- Выполнение упр.417, анализ таблицы. Устно дополните схему-опору. (Назвать 4 разряда сочинительных союзов.)
- Выполнение упр.418 (по 1 предложения каждому ряду учащихся). Дать характеристику союзам с опорой на схему.
1-й ряд 2 предложение.
[И O, и O, и O ]. (подлежащие однор.)(соч.,соед., простой)
Лексическая работа: пращ(а) - орудие для метания камней; лукавый - хитрый (здесь: эпитет метафорический).
2-й ряд 4 предложение.
[ ], зато [ ]. (соч., против., простой)
3-й ряд 6 предложение.
[... то O, то O]. (однор. сказуемые), (соч., разделит., простой) - Сделайте вывод, что могут связывать сочинительные союзы? (связывают однородные члены и части ССП).
-Найдите в таблице упр.417 пример, иллюстрирующий обеспечение союзами связи предложений в тексте. Используйте примеры для противительных союзов.
- Задание №2 на рабочем листе.
- Прочитайте предложения, подчеркните в них грамматические основы.
- В каком предложении можно поставить вопрос от одной части к другой? (А)
- Попробуйте это сделать (почему?). На что указывает вторая часть предложения? (на причину.)
- Такое предложение называется сложноподчинённым. Сложное оно, потому что в нём 2 грамматические основы, а подчинённое, потому что одна часть подчиняется другой. Такая структура отражается в схеме с разными скобками: [ ],(потому что ..... ). А предложение с равноправными частями называется сложносочинённым.
А) Князь Всеслав Чародей получил такое прозвище, потому что, по легенде, он мог превращаться в волка или сокола.
Б) Князь Всеслав получил прозвище Чародей, и , по легенде, он мог превращаться в волка или сокола.
- Постройте схемы обоих предложений.
- Как вы объясните наличие круглых скобок в схеме предложения №2 из текста о Всеславе Чародее? (СПП с придаточной, отвечающей на вопрос о чём?)
- А какие ещё бывают союзы в СПП? Анализ материалов таблицы упр.421.
- На основе примеров употребления союзов, представленных в таблице, сделайте вывод: какова функция подчинительных союзов? (Только связь частей СПП.)
- Сравните с функцией сочинительных союзов. (Однородные члены, части ССП, предложения в тексте.)
- На доске записаны слова:
Вокруг, потому что, через, под, если, или, в, над, а, и, хотя, в течение, так как.
- Выпишите союзы и охарактеризуйте их по схеме-опоре.
- Почему не все слова выписали? (Это предлоги).
- Какие из оставшихся слов могут быть другими частями речи? Какими? (Вокруг - наречие, в течение - предлог и существительное).
- Задание №3 на рабочем листе.
А) Всеслав Чародей, по легенде, не только превращался в волка, но и в сокола.
Б) Всеслав Чародей, по легенде, превращался не только в волка, но и в сокола.
- Одна из функций союза - обеспечение связи между однородными членами предложения. Прочитайте предложения, подчеркните в них грамматические основы. Опираясь на материал таблицы “Сочинительные союзы”, выделите союзы.
- Внимательно рассмотрите схему на стр. 201 и определите, какое из предложений построено правильно. (2)
не только O, но и O (однор. дополнения)
- Задание №4 на рабочем листе*. (Резервное задание)
А. Нас интересует не только музыка, но и литература. Б. Этот край не только богат лесами, но и реками. В. В саду гуляли не только дети, но и взрослые. Г. Склад был не только завален известью, но и цементом. Д. Я не только восхищался её знаниями, но и силой духа. |
1. Синтаксические нормы нарушены. 2. Синтаксические нормы не нарушены. |
Ответ: А2Б1В2Г1Д1
Сделайте вывод: в чём же состоит особенность употребления в речи союза не только..., но и? (Однородные члены должны стоять непосредственно после каждой части этого союза.)
V. Обобщение.
Выполнение кроссворда по ссылке при помощи мобильного телефона или на рабочем листе.
VI. Рефлексия.
- Вернёмся к нашим целям. Посмотрите на них и продолжите фразы:
- Сегодня на уроке я узнал (-ла).............
- Сегодня на уроке я научился (-лась)..........
- Сегодня на уроке мы вспомнили о ............
- Вы большие молодцы сегодня! И в конце занятия мне бы хотелось узнать, был ли урок для вас интересным и полезным. Если да, поднимите большой пальчик вверх, если нет, то опустите его вниз, если урок не оставил ярких впечатлений, то пальчик в сторону.
VII. Домашнее задание: §53, упр.422, дополнить схему-опору, *разгадать кроссворд
VIII. Оценивание.
- Ребята, посчитайте свои баллы, набранные за урок и добавьте баллы за работу у доски и за активность (по указанию учителя):
1) 6 баллов за тест-опрос;
2) 1/2 балла за работу у доски;
3) 1/2 балла за активность.
Полученный балл и будет вашей сегодняшней отметкой.
Рабочий лист