Самообразовательная деятельность педагогов как один из важных факторов образования через всю жизнь

Шуманская Наталия Ивановна,

методист ГУ "Учебно-методический кабинет Слуцкого района"

 

Актуальность самообразовательной деятельности взрослых обусловлена двумя взаимоважными факторами. Один из них – это государственные приоритеты в области образования, связанные с переходом экономики Республики Беларусь на инновационный путь развития и необходимостью в подготовке специалистов, которые обладают компетенциями, обеспечивающими разработку и внедрение инноваций. «В качестве ключевого элемента новой модели национальной экономики определена цифровизация, основанная на высоких технологиях и новых бизнесмоделях. Ядром белорусской экономики должны стать производственные инновации, а инструментом – интеграция информационных технологий нового поколения во все сферы жизнедеятельности. … В рамках цифровой экономики будут трансформированы существующие бизнес-модели и в социальной сфере: от электронной торговли и сервисов к развитию телемедицины, онлайн-обучения, интеллектуальных систем жилищно-коммунального обеспечения, интеллектуальной интеграции и онлайнкоординации городских служб, сервисов и инфраструктур.». [1. С.10-11] Другой важный фактор, обусловливающий актуальность самообразовательной деятельности взрослого, - это потребности самого взрослого в самореализации, что предполагает приобретение способности к непрерывному самообразованию и саморазвитию.

В настоящее время критерием образованности человека выступают не столько полученные знания, умения и навыки, сколько система личностно построенных и освоенных средств образования, способов и техник мышления и профессиональной деятельности. «Динамизм современной цивилизации, наращивание ее культурного слоя, усиление социальной роли личности, возрастающая гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии предполагают замену формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». [2] Для выражения сути непрерывного образования - «образование через всю жизнь» — «Life long learning» идеально подходит известная с давних времен поговорка «Век живи - век учись!». В мировой практике понятие «непрерывное образование» выражается рядом терминов, среди которых «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «пермаментное образование», «учение на протяжении всей жизни» (А.П.Владиславлев, И.К.Журавлев, С.И.Змеев, И.А.Колесникова и др.).

Современная концепция непрерывного образования провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни в любом возрасте. Общественная потребность в постоянном развитии является системообразующим фактором непрерывного образования. Для взрослого человека непрерывное образование становится процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов, развития задатков и способностей в различных учебных заведениях, на основе различных видов и форм обучения, а также путём самообразования и самовоспитания.

«Непрерывное образование – процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченной системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.» [3. С.15].  Непрерывное образование включает в себя специально организованное обучение в учебных заведениях (дополнительного образования взрослых в специальных формах: повышение квалификации, переподготовка и стажировка) и самообразование.

На понимание сущности самообразования в педагогической литературе существуют разные точки зрения. Сам термин «самообразование» появился в научной литературе более 100 лет назад, однако до сих пор его точное научное определение не сформулировано. Большинство источников используют его в разных контекстах без характеристики, как само собой разумеющееся. «Англоязычные исследователи и педагоги самообразование обозначают такими терминами, как autodidacticism, self-education, self-learning, self-teaching, self-study, self-directed learning. Термины «autodidacticism» (автодидактика, самостоятельное обучение), «self-education» (самообразование), «self-learning» (самообучение), «self-teaching» (самообучение) обычно рассматриваются как тождественные и определяются как самостоятельное получение образования без руководства со стороны мастеров, преподавателей, вне стен образовательных учреждений» [4, С.1].  Предлагаю опираться на определение, данное Е.С.Рапацевичем: «Самообразование – образование, приобретенное в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательных учреждениях. Наиболее распространенной формой самообразования является чтение и изучение учебной литературы. В системе непрерывного образования самообразование выполняет роль связующего звена между ступенями и стадиями организованной учебы, придавая образованию целостный восходящий характер.» [5, С.106].  Итак, самообразование в непрерывном образовании человека выполняет роль связующего звена между профессиональной подготовкой и последующим повышением квалификации.

Самообразование – это специфический вид учебной деятельности, которая имеет свои функции. К числу основных относятся следующие:

а) замещающая – курс учебного заведения осваивается методом самообразования;

б) дополняющая – приобретение знаний и умений, не предусмотренных учебной программой;

в) связующая – способствует установлению и упрочению межпредметных связей;

г) интегрирующая – соединяет дискретно идущие периоды организованной учебной деятельности в целостный поступательный процесс. [6]

В педагогической литературе выделяют также другие функции самообразования:

- компенсаторная – ликвидация пробелов в образовании педагога;

- адаптивная – оперативная подготовка педагога к динамично меняющимся условиям окружающей жизни;

- развивающая – обеспечение творческого роста личности и удовлетворение её духовных запросов;

- ориентировочная – определение себя в культуре и своего места в обществе;

- коммуникативная – установление связей между науками, профессиями, возрастами;

- методологическая – преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

- омолаживающая – преодоление инерции собственного мышления;

- психологическая – сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;

- экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний;

- оперативная – содействие творческой работе, непременное дополнение её;

- интегративная – совершенствование личной картины мира. [7, С 16-17].

Самообразовательная деятельность педагога нуждается в постоянной поддержке и сопровождении, поэтому в учреждениях образования необходимо создать соответствующие задачам управления развитием компетентности педагогов условия; привлекать людей, обладающих компетентностью обучения взрослых; развивать сетевое взаимодействие педагогов. Следует учитывать, что обучение взрослых требует от обучающего особого набора умений, навыков и способностей становиться на позицию образователя, или андрагога, создающего условия для самонаправляемого обучения педагогов. Такой обучающий исполняет роль организатора процессов, «в первую очередь способствующих обретению содержания знания, и лишь во вторую – роль источника знания, по существу, связывающего обучаемого с различными информационными ресурсами». [8, С. 19-20].

Эффективно решать задачу сопровождения процесса саморазвития компетентности педагогических кадров можно путём привлечения профессионалов (тренеров, консультантов, коучей, наставников и др.). Такими специалистами, занимающимися образованием взрослых на рабочем месте, могут быть:

- руководство, опытные педагоги-наставники внутри учреждений образования;

- представители управлений по образованию, специалисты ресурсных центров, опорных школ, руководители методических объединений педагогов района;

- опытные педагоги областных ресурсных центров;

- методисты АО, ИРО, и т.д.

- сетевые педагогические и профессиональные сообщества.

«Сетевое профессиональное сообщество — это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, позволяющая учителям общаться друг с другом, комментировать и задавать вопросы, не взирая на расстояния, решать профессиональные задачи, обмениваться опытом друг с другом на виртуальных мастер-классах, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень и ИК-компетентности в принципиально новом информационном пространстве; группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети». [9. С 16-17]   

Профессиональное сообщество призвано способствовать:

- созданию единого доступного информационного пространства региона;

- обеспечению возможности общения членов сообщества с целью обсуждения насущных педагогических проблем, актуальных вопросов развития сферы образования;

- методической поддержке и профессиональному росту членов сообщества за счет широкого использования средств Интернета и возможностей оперативного получения информации;

- проведению тематических консультаций, семинаров; формированию навыков сетевой работы;

- обмену информацией, опытом работы; распространению успешных практик;

- созданию базы инструментария и методических ресурсов.

Оказать помощь каждому педагогу в организации самообразования могут методисты, руководство учреждений образования, используя как инструмент официальные сайты учреждений образования, в частности, «Виртуальный методический кабинет», который может быть выделен как один из разделов сайта. На странице «Самообразование педагога» этого раздела можно разместить контент, который позволит оказывать помощь педагогам в организации деятельности по самообразованию, обобщать положительный педагогический опыт.

По мнению M. Hayden, образовательное взаимодействие, чтобы быть эффективным, «должно основываться на следующих положениях, что все взрослые:

- являются автономными и самонаправляемыми, и им необходимо предоставлять свободу в выборе направления развития;

- обладают аккумулированным жизненным опытом и знаниями, которые им необходимо связывать с новым знанием;

- являются ориентированными на достижение преследуемых целей и решение актуальных проблем, стремясь знать, как и в чем приобретаемое новое знание может помочь им в достижении целей и решении проблем;

- являются ориентированными на релевантность и стремятся понимать основания обучения чему-либо;

- являются практичными, фокусируясь на тех аспектах изучаемого, которые наиболее полезны для них, обладают установленной ценностью, соответствуют сформировавшимся представлениям и мнению;

- требуют учета индивидуальных и возрастных различий [8, С.19]. 

Диалогический характер образования взрослых должен найти свое воплощение в разработке процесса учебно-методического сопровождения. Он должен:

- учитывать возрастные, личностные и культурные особенности обучаемых;

- строиться на логике вписывания нового знания в уже сформировавшуюся систему знаний, формируя зону ближайшего и отдаленного развития;

- быть диалогичным, предполагая развитие систем обратных связей между обучаемыми и обучающими;

- быть информационно насыщенным за счет вооружения обучаемых средствами и критериями самостоятельного поиска и оценки информационных ресурсов, стимулируя инициативу обучаемых и обучающих;

- быть плюралистичным по своей сути, формируя осознанное принятие самой возможности альтернативных подходов и решений и собственное позиционирование в них, сопровождаемое уважительным отношением к инакомыслию;

- предполагать возможность обучаемому находить себя в богатстве существующих возможностей через узнавание своих биопсихологических особенностей, «примерять» к себе различные образовательные технологии и «образователей» с целью самоопределения наиболее приемлемых для себя. [8.  С 20].

Результатом диалогического образовательного процесса должна быть культурная, самостоятельная личность, которая обладает способностью к саморазвитию и сочетает личные и общественные интересы.

Новые потребности педагогов, связанные с непрерывным самообразованием, новыми формами профессионального общения и сотрудничества, имеют большое значение для формирования и развития единого открытого образовательного пространства учреждения образования, района, области, республики. В свою очередь для обеспечения устойчивого и поступательного развития образовательного сектора следует понимать специфику природы образования взрослых, что наиболее доступно может быть представлено через описание многообразия форм, тематики и потребителей данных услуг. И наконец, необходимо постоянное наращивание научных исследований, развитие теории обучения взрослых и обеспечение системы профессиональными кадрами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года.
  2. Корытов В.А. Генезис проблемы управления качеством дополнительного профессионально-технического образования в ситуации модернизации российского образования// Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1008 - Дата доступа: 05.10.2020.
  3. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика. Курс лекций: учебно-методическое пособие./ И.И. Цыркун, А.И. Андарало, Е.Н. Артеменок, А.Р. Борисевич и др. Под общ. Ред. И.И. Цыркуна. - Минск:
  4. Самообразование: подходы к определению понятия// Международный научно-популярный журнал «Мастерство online» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=2883 - Дата доступа: 05.10.2020.
  5. Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е.С. Минск: Современное слово, 2006. 928 с.
  6. Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев. – СПб.: ИОВ РАО, 1995. – 109 с.
  7. Тулькибаева, Н. Основы самообразования в условиях дистанционного обучения/. Н.Тулькибаева, И.Медведев . – LAP LAMBERT Acadenic Publishing VDM Verlagsservicegesellschaft mbH С 16-17
  8. Кошель, Н.Н. Модельная программа подготовки андрагогов/ Н.Н. Кошель // Учебно-методическое пособие «Модельная программа подготовки андрагогов».- 2011 С.19-20. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dvv-international.org.ua/fileadmin/files/eastern-neighbors/Belarus/Publications/Model_program_on_andragogues_training.compressed.pdf - Дата доступа: 27.10.2020
  9. Воронцова, И. В. Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя / И. В. Воронцова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 444-449. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/98/21994/ - Дата доступа: 27.10.2020
поделиться в:
Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов