![]() |
Красуцкая Наталья Владимировна, учитель немецкого языка ГУО "Гимназия №2 г.Слуцка" |
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в информационном обществе в настоящее время является закономерное повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Общеустановлено, что предпосылкой развития любой компетентности является изначальное существование у индивида определённого уровня функциональной грамотности. Вследствие расширения хронологических границ усвоения человеком компонентов функциональной грамотности, порог функциональной грамотности имеет тенденцию к постоянному повышению. В настоящее время проблема формирования функциональной грамотности, способствующей развитию компетентностей учащихся не нашла разрешения в педагогической науке и практике.
Функциональная грамотность является социально-экономическим явлением, связанным с благосостоянием населения и современного государства в целом. Закономерно, что с середины ХХ века проблема функциональной грамотности попала в поле зрения международных организаций, 1990 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом грамотности, ООН объявила 2003 - 2012 годы Десятилетием грамотности в широкой интерпретации этого понятия.
Согласно основным концептуальным положениям ООН, впервые очертившим данную проблему как проблему десятилетия, низкая грамотность отнимает у людей возможность, ограничивает их потенциал, сокращает как политическую, так и экономическую активность. В мире существует несколько авторитетных международных организаций, проводящих независимую интернациональную оценку образовательных результатов, к ним относятся такие структуры как Программа Организации Экономического сотрудничества и развития по Международной Студенческой Оценке (ПИЗА), Международная Ассоциация Оценки Достижения Образования (ИЕА), Международный Обзор Взрослой Грамотности (ИАЛС), Обзор Взрослой Грамотности и Жизненно необходимых Навыков (АЛЛ), «Прогресс в Международном Изучении Грамотности при Чтении» (ПИРЛС). Все вышеперечисленные организации в своих исследованиях выдвигают на первый план проблемы, которые вызваны низкой грамотностью не в развивающихся экономически отсталых странах, а в развитом современном мире.
Результаты исследований Международного Обзора Взрослой Грамотности показывают, что более 20 % взрослого населения (пятая часть жителей страны!) из 20 стран, участвующих в Обзоре, включая самые богатые, экономически стабильные и наиболее продвинутые страны, имели только элементарные навыки грамотности. При этом также в ходе исследования было установлено, что в среднем навыки грамотности других 20 % взрослого населения являются ниже того уровня, который, по мнению, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, необходим для полного участия взрослых граждан в жизни данных обществ и их экономик. Международная статистика демонстрирует, что каждая нация, каждое государство озабочено проблемой грамотности собственного населения, начиная от беднейших из бедных стран до технологически развитых и экономически мощных государств.
Современные исследования и представления о грамотности значительно расширились, так что теперь грамотность связывают со способностью использовать различные уровни анализа, степени абстракции, более сложные игры символами, применение теоретических знаний и других навыков, которые лежат вне простого умения читать и писать. Осознание грамотности в постиндустриальном обществе не может являться ответом на простой вопрос: «Умеет ли данный человек читать и писать?».
Концепция грамотности стала чрезвычайно сложной, и она демонстрирует, как соотносится грамотность с индивидуальным и национальным благосостоянием. Грамотность стала существенной частью ткани современных обществ, нитью, связывающей все аспекты жизни и живущего в современном мире человека. Проще говоря, грамотность - это возможность передавать свои идеи и влиять на людей. Однако, грамотность играет важную роль во многих других областях жизни. Грамотность обеспечивает доступ к возможностям образования, позволяет найти лучшую работу и достичь более высоких финансовых результатов.
Согласно концепции ООН, достижение грамотности в современном обществе подразумевает нечто большее, чем приобретение основных ее навыков. Основные навыки являются предпосылкой для дальнейшего развития, а следующей задачей является гарантия того, что индивидуумы способны, насколько это возможно в условиях их жизнедеятельности, полноценно и эффективно функционировать как граждане, как родители, как члены общества и работники. Речь идет о функциональной грамотности, в противоположность основной элементарной грамотности, о навыках, включающих в себя навыки жизни, которые превосходят умение просто читать и писать, это то, чему люди должны научиться, чтобы выполнять требования современной жизни.
В современных педагогических исследованиях понятие «функциональная грамотность» рассматривается в рамках компетентностного подхода, на основе которого в настоящее время осуществляется модернизация образования. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у обучаемого развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных. Ученые отмечают, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности обучаемого, но не ограничиваются только ими.
Проведя анализ теоретических и практических работ ученых, занимающихся исследованием компетентности и компетенций в современных образовательных условиях в контексте рассмотрения функциональной грамотности учащихся как уровня образованности, являющегося необходимой составляющей современного профессионального образования, представляющего совокупность предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются обучаемыми в процессе деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения типовых учебных задач, а также задач взаимодействия с обществом, приходим к выводу, что чаще всего составляющие функциональной грамотности рассматриваются как компонент учебно-познавательной, коммуникативной и социальной компетентности [3,с.85].
Учебно-познавательная компетентность - умение организовывать целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности (А.В. Хуторской), умение учиться (В.Д. Шадриков) - владение типовыми навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в стандартных ситуациях (А.В. Хуторской) - умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания (А.В. Хуторской) - определенный уровень развития интеллектуальных и мыслительных действий, таких как анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение, прогнозирование, соотнесение результата действия с выдвигаемой целью (И.А. Зимняя).
Коммуникативная компетентность - способность к взаимодействию с другими людьми - умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, уметь выступать и публично представлять результаты работы (в том числе в сопровождении «презентации»), делать ясным смысл своих высказываний для других (речевые умения), уметь работать с письменной информацией, читать и анализировать информацию, писать тексты различного рода.
Социальная компетентность (социально-трудовая компетентность) - уместность высказываний, отсутствие трудностей в письменной речи, вариативность интерпретации информации - общаться в устной и письменной форме на родном и иностранном языках - знание норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, этика трудовых и гражданских взаимоотношений, экономические представления, включающие поведение на рынке труда, ориентация в коммуникативных средствах, свойственных разной социальной среде, знания и опыт в социально-трудовой сфере, минимально необходимые для жизни в современном обществе навыки социальной активности и функциональной грамотности (принимать, сохранять, обрабатывать, распространять и преобразовывать информацию (библиотечные каталоги, информационные системы, Интернет, электронная почта)), деятельностная составляющая, основанная на системных междисциплинарных, структурированных знаниях, множестве разноуровневых умений, саморегулируемых по их применению на практике, например, умений проектировать, диагностировать, исследовать, рассчитывать, конструировать.
Подвергнув рассмотрению два взаимосвязанных понятия «функциональная грамотность» и «компетентность», можно сделать вывод, что среди исследователей нет единого мнения относительно того, какая компетентность может быть ведущей (основной) в процессе формирования функциональной грамотности, но, очевидно, что в каждой из рассмотренных компетентностей содержатся определённые компоненты функциональной грамотности, при этом надо особо отметить такой факт, как наличие аналогичных компонентов функциональной грамотности в разных видах компетентности.
Следовательно, в рамках компетентностного подхода функциональная грамотность учащихся основана на сочетании четырех основных видов компетентности и может быть представлена в виде базовой составляющей, находящейся в области пересечения ареалов учебно-познавательной, коммуникативной и социальной компетентности, и вариантной составляющей, имеющей собственное содержательное наполнение в каждой из названных выше компетентностей: креативность, командный дух, коммуникации, критическое мышление.
Успешность учебной деятельности в период обучения обусловливает в будущем эффективность профессиональной деятельности специалиста и, следовательно, достижение высокого уровня самореализации в жизни, следовательно, формирование функциональной грамотности в качестве основы развития учебно-познавательной компетентности в настоящее время становится одним из актуальных вопросов среднего образования.
Таким образом, в современных условиях процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается практически всю жизнь. Понятие «функциональная грамотность» рассматривается в педагогической науке в рамках компетентностного подхода, что определяет значимость рассматриваемой проблемы.
Что такое 4К
Концепция 4К - четырёх навыков, которые помогают успешно действовать в любой сфере, появилась в 1950-х годах в США. Её придумали специалисты, которые занимались подготовкой кадров для вооружённых сил. Они поняли, что для высоких результатов ученикам недостаточно того, чтобы отлично обращаться с механизмами и развивать основные навыки для работы — hard skills. Не менее важным является умение взаимодействовать с коллегами и клиентами. Их также называют мягкими или дополнительными навыками — soft skills. Сами термины пришли из IT, а концепция в 1960-х годах сформировалась полностью.
Сейчас soft skills становятся все важнее. В 2016-м году на Всемирном экономическом форуме в Давосе все самые важные профессиональные навыки будущего поделили на три категории: грамотность, компетенции, черты характера. И в числе главных компетенций были названы 4К: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация.
Зачем развивать 4К?
Эти навыки востребованы в любой профессии
Атлас новых профессий называет системное мышление одним из самых востребованных навыков будущего, а оно во многом связано с концепцией 4К. Оно невозможно без креативности и умения критически оценивать информацию. Современные работодатели говорят, что развитые soft skills для них важнее, чем навыки, которые непосредственно связаны с их основной деятельностью.
Эти навыки становятся частью образовательного процесса
Разработчики образовательных технологий отлично понимают важность развития soft skills. Они работают над созданием новых моделей обучения этим навыкам, над разработкой критериев их оценки. Уже сейчас эти навыки помогут ребёнку делать школьные проекты: доклады, презентации, рефераты.
Эти навыки помогут развить личностный потенциал
Умения творчески мыслить, критически воспринимать информацию и общаться с людьми важны не только в учёбе и на работе, но и в жизни. Они помогают выстраивать стратегию достижения целей, решать самые разные проблемы и задачи.
4К - это важнейшие навыки, необходимые для формирования функциональной грамотности. Таким образом, задания по функциональной грамотности должны быть связаны с интересными ситуациями и одновременно решать учебные задачи, которые помогут выявить степень сформированности этих навыков 21 века.
Это - 4 навыка будущего
Знаний и умений, которые формировала школа в прошлом веке, недостаточно для того, чтобы стать успешным в наше время. Развитие технологий, глобализация, демографические проблемы активно меняют общество. Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы. Система образования также переосмысливает свои цели и включает в образовательные программы все более широкий перечень навыков. Школа берет на себя ответственность и за когнитивное, и за социально-эмоциональное развитие детей, понимая, что они неотделимы друг от друга.
- Der Einstieg in den Unterricht.
- S S _ _ _ _ (super)
L L
U U
Z Z
K K
Assoziationen
die Kornblume |
das Feld |
das Getreide |
blau |
kein offizielles Symbol |
vergleichen mit Dat. |
b)
c)+ sein + Nom. Ordnen Sie zu und setzen Sie den richtigen Artikel ein.
- Belarus a. ... Kleidungsstück.
- Minsk b. ... Berg.
- Die Tracht c. ... Hauptstadt.
- Die Fichte d. ... Nationalbaum/Nadelbaum.
- Brest ist e. ....Fluss
- Der Luchs f. .... Gebietsstadt.
- Das Leinen g. ... Getränk.
- Die Straßenbahn h. ... See.
- Das Wappen i. ... ein Stoff.
- Der Dsershynskaja j. ... Raubtier.
- Der Narotsch k. ....eine Republik.
- Der Swislotsch l. ... Verkehrsmittel.
- Kwas m … Staatssymbol.
1k 2c 3a 4d 5f 6j 7i 8l 9o 10b 11h 12 13 g
d) Spiel „Wörter definieren“
- Arbeiten Sie in Kleingruppen und erstellen Sie 3 Definitionen, gebrauchen Sie dabei Attributsätze.
- Schreiben Sie Ihre Definitionen auf ein Blatt Papier und tauschen Sie es mit einer anderen Gruppe. Nun geht es darum, zu den Definitionen die richtigen Begriffe zu finden.
- Gewonnen hat die Gruppe, die die meisten Definitionen erraten hat.
e) Der Nationalcharakter
a) Formulieren Sie Attributsätze nach dem Muster.
Mu s t e r : Ich suche eine Belorussin/einen Belorussen, … . – eine Strohpuppe schenken: Ich suche eine Belorussin/einen Belorussen, die/der mir – eine Strohpuppe schenkt.
f) Geographische Namen
a) Ergänzen Sie passende Ländernamen, beachten Sie den Artikelgebrauch.
- Minsk ist die Hauptstadt … . 2. Grodno liegt in … . 3. In … sind die Staatssprachen Belorussisch und Russisch. 4. In …spricht man Russisch. 5. … grenzt an Belarus. 6. Die BSSR war die Abkürzung für … die … . 7. Pinsk ist eine Stadt in … .
b) Ergänzen Sie passende Unika (Seen, Meere, Flüsse, Berge), beachten Sie den Artikelgebrauch.
- … ist der größte See in Belarus.c) Schreiben zu jeder Gruppe Sie 2–3 Substantive mit dem bestimmten Artikel. See Meer Fluss Berg
- d) Bilden Sie mit einigen Substantiven aus der Übung 4 c) eine kurze Erzählung, antworten Sie dabei auf die folgenden Fragen.
– Wo waren Sie schon?
– Was möchten Sie besuchen?
– Wohin würden Sie nie fahren?
g) Substantive im nominalen Prädikat (hervorragende Menschen von Belarus)
- Michael Sawizki ist … . 2. Ksenia Sitnik ist … . 3. Shores Alfjorow ist … .
- Nikolei Jeremenko ist … . 5. Wladimir Muljjawin ist … . 6. Ich bin … . !!!
h) Etwas ohne etwas/Jemand ohne etwas
Der Maler Chruzkij ohne Sluzk ohne Sluzker Gürtel
i) Oder und warum? Das Kupala-Theater oder das Puppentheater
j) Dali-Dali k) Elfchen (Draniki) l) Platzdeckchen
Wenn jemand „Guten Tag“ sagt, steh auf und nenne 5 große Belorussen. |
Wenn jemand aufsteht und 5 große Belorussen nennt, geh zu der Lehrerin und schüttle ihr die Hand. |
Wenn jemand zu der Lehrerin geht und ihr die Hand schüttelt, steh auf und konjugiere das Verb ernten. |
Wenn jemand aufsteht und das Verb ernten konjugiert, geh zu der Tafel und nenne 5 Nutztiere in unseren Dörfern. |
Wenn jemand zu der Tafel geht und 5 Nutztiere in unseren Dörfern nennt, steh auf und zeige auf der Karte belorussische Seen. |
Wenn jemand aufsteht und zeigt auf der Karte belorussische Seen zeigt, steh auf und frage Wlad: „Was für Nationalgerichte hast du heute gegessen?“ |
Wenn jemand aufsteht und Wlad: „Was für Nationalgerichte hast du heute gegessen?“ fragt, steh auf, klatsche Beifall und sag: „Alles hat gut geklappt!“ |
a) Intellektuelles Kasino
b) Hörverstehen über die Straße (Einkäufe)
c) Quadro Diskussion (1. Die belorussischen Waren haben ihren Weltruf. 2. Die Belorussen gelten als faul.)
d) Mülldetektive
Das Viereckspiel – Игра на четыре угла
Es gibt in Belarus Berufe, die ich (nie) / unbedingt erlernen könnte.
Der Lehrerberuf ist das richtige für mich.
Sofort nach der Schule möchte ich arbeiten, vielleicht in meiner Heimatstadt.
Ich entscheide mich für den Beruf, zu dem mich meine Eltern raten.