Адаптационная группа кратковременного пребывания «Малышкина школа». Секреты успеха.


 

Ельницкая Наталья Михайловна,

воспитатель дошкольного образования 

ГУО «Детский сад № 11 г.Слуцка»

 

 

 

В каждой семье, где растет ребёнок, неизбежно возникают вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым и физически закаленным, обогащено духовно и нравственно. Сегодня, когда наше общество предоставляет всё более широкие возможности для развития всех сторон человеческой личности, очень важно раскрытие её духовности и нравственного потенциала. В этой связи проблемы семейной педагогики волнуют и педагогов, и родителей.

Кодекс Республики Беларусь об образовании ориентирует педагогических работников и родителей на совместную партнёрскую деятельность по воспитанию личности ребёнка на всех уровнях образования с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании родители являются субъектами общественных отношений в сфере образования, участниками образовательного процесса.

Учебная программа дошкольного образования, которая определяет содержание дошкольного образования в Республике Беларусь, ориентирует педагогов на партнёрские отношения с родителями, сотрудничество и сотворчество. Именно в процессе такого взаимодействия совершенствуется педагогическая позиция родителей и педагогов, формируется единство взглядов на ребёнка как на самоценность, неповторимую уникальность.

Поступление ребенка 2-3-х летнего возраста в учреждение дошкольного образования представляет значительную трудность. Ребенок попадает в новую и непривычную для него среду: ребенка окружает все чужое, меняется распорядок дня, в окружении появляются незнакомые люди, отсутствие родителей в течение длительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Ребенка охватывает беспокойство. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к негативным последствиям.

Для того, чтобы новое превратилось в привычное, необходимо время помочь ребенку привыкнуть к учреждению дошкольного образования – серьезная и ответственная задача, требующая знаний, умений, терпения и веры.

 

Прекрасную возможность в удовлетворении образовательных потребностей родителям предоставляет наш детский сад, активно развивающий актуальную форму работы с семьей — адаптационную группу кратковременного пребывания «Малышкина школа», которая функционирует и успешно развивается с 2014 года на базе ГУО «Детский сад №11 г. Слуцка».  

 

 

Отличительной особенностью этой группы является активное вовлечение семьи в образовательный процесс учреждения дошкольного образования, совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечение развитие личности ребёнка и гармоничных отношений с ним взрослых.

Коллективом нашего учреждения было проведено мини-исследование по изучению востребованности группы кратковременного пребывания в близлежащем микрорайоне. Результаты показали, что такая группа необходима (83 %). Сокращенное по времени пребывание в учреждении дошкольного образования и игровые формы специально организованной деятельности позволяют обеспечить наиболее комфортную для ребенка обстановку, дают ему возможность получить первый положительный опыт в новых социальных условиях, что решает многие проблемы коммуникативного характера.

Мы хотим познакомить со своим алгоритмом организации деятельности адаптационной группы кратковременного пребывания «Малышкина школа». Прежде всего, мы изучили нормативную правовую базу, оценили возможности нашего учреждения: материально-техническую базу; наличие помещений; соблюдение условий СанПин; методическое обеспечение образовательного процесса; профессионализм и творческий потенциал педагогов. Создали адвент-календарь, где расписаны задания на каждый день по созданию адаптационной группы кратковременного пребывания.

 

 

 

"Малышкина школа" функционирует 2 раза в неделю, продолжительностью 1,5 часа.  С родителями и детьми проводятся совместные занятия, а также создаются условия для самостоятельной работы родителей и игр детей, вступления их в контакт с другими детьми и взрослым.

Родителям предоставляется уникальная возможность наблюдать за действиями педагогов с детьми, за взаимодействием и общением малышей друг с другом, а также получить своевременную и компетентную помощь специалистов, связанную с укреплением здоровья, познавательным, социально-личностным, художественно-эстетическим развитием детей в процессе общения, занятий и игр. Играя, дети знакомятся друг с другом, с педагогами, с помещением и развиваются, выполняя несложные познавательные задания и физические упражнения вместе с мамами. Танцуют, поют песни, лепят, рисуют. На занятиях дети чувствуют себя безопасно, учатся доверять миру, ощущая физическую мамину помощь и близость. Родители тоже общаются друг с другом, получают огромный багаж знаний о развитии и обучении детей младшего возраста. Так мама и ребенок постепенно привыкают к дошкольному учреждению, знакомятся с педагогом первой младшей группы, с людьми которым доверят самое дорогое и любимое свое сокровище - своего малыша.

Каждое занятие проходит на основе интеграции образовательных областей и содержит различные виды деятельности: приветствие детей, новых героев; развитие мелкой моторики и сенсорики (пирамидки, шнуровки, грибные полянки, мозаика (крупная), вкладыши (дикие и домашние животные, транспорт, игрушки, овощи, фрукты и др.), предметные картинки, разрезные картинки; продуктивная деятельность (конструирование, лепка, аппликация, рисование); развитие движений, музыкальное развитие.

С родителями и детьми проводятся игровые комплексы, которые были разработаны в ходе реализации областного педагогического проекта "Адаптация детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания" (2020-2022), а также создаются условия для самостоятельной работы родителей и игр детей, вступления их в контакт с другими детьми и взрослыми. К работе с детьми и родителями привлекаются воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель - дефектолог, руководители физического воспитания.

Родители не сразу подключились к работе с детьми. Также как и дети, адаптировались к новым образовательным условиям, постигая содержание и формы работы, стиль общения с малышами. Во время игр, занятий родителям предлагалось помочь своему ребенку принять игровую роль, совместно нарисовать или слепить. Подобные поручения не только помогали родителям узнать возможности своего ребёнка, но и освоить способы организации игр и занятий дома. Большое значение для взаимодействия семьи и детского сада приобрело общение родителей друг с другом и со специалистами дошкольного учреждения, участие в совместных мероприятиях.

Работая с адаптационной группой кратковременного пребывания «Малышкина школа» мы получаем огромный опыт взаимодействия, сотрудничества с родителями. Включение родителей в образовательный процесс не только облегчает процесс адаптации ребёнка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребёнка как к сложному и кропотливому процессу приобщения малыша к ценностям культуры. За несколько лет работы в этом направлении мы получили положительные отзывы от родителей, они отмечают необходимость этой группы не только для своего ребёнка, но и для себя самих. За период 2014–2024 годов адаптационную группу кратковременного пребывания «Малышкина школа» посетил 191 ребёнок.

Надеемся, что данная форма организация работы заинтересует педагогов, работающих с детьми раннего возраста. Информацию о работе данной группы можно найти на сайте учреждения образования   du11.slutsk.edu.by .

 

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов