Слава хлебу на столе!

Рубрика: Начальные классы

 

Долбик Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов

ГУО «Октябрьская базовая

школа имени В. Витки»

 

Цели: обобщить и дополнить знания учащихся об истории происхождения хлеба, труде людей, народных традициях и обычаях, раскрыть значение хлеба для народа.

Задачи:

- уточнить и укрепить представления детей о последовательности выращивания хлеба;

- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве;

- развивать у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, интереса к ее истории.

                                              Ход мероприятия

Ведущий 1. Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Много разных продуктов бывает у нас на столе, но главное место занимает хлеб. Много нужных профессий есть на земле, но самая важная и почётная – профессия хлебороба. Хлебные колосья украшают герб нашей страны, хлеб мы едим каждый день. А сколько пословиц и поговорок дошли до нас с давних времён. Люди всегда знали цену хлебу. И сегодняшний праздник будет тоже посвящен хлебу.

Ученики.

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром.

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Кто-то любит белый,

Кто-то любит черный,

Кто-то любит с маком

Или запеченный.

Он бывает клином,

Он бывает узким,

Кто-то любит с тмином,

Или же французский.

Он зерно, он колос,

Он мука  и тесто.

И за праздничным столом

Знает свое место.

Посмотри на землю.

Посмотри на небо,

Ничего на свете

Нет важнее хлеба.

Ведущий 2. Первые люди на Земле появились около полутора миллионов лет назад. А вот первый каравай на Земле появился значительно позже. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения. Чтобы не умереть с голоду, они бродили по дремучим лесам и полям в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. И вот однажды они нашли семена. Какими вкусными они показались людям! Учёные предполагают, что это был дикорастущий ячмень.

Ведущий 1. Когда человек научился добывать огонь, он стал поджаривать раздробленные зёрна диких злаков. Затем смешивал их с водой. Позже люди стали выпекать хлеб в виде лепешки. Они мало напоминали современный хлеб, но именно с появлением этих лепешек, выпекающихся на горячих камнях, началось на земле хлебопечение.

Ученик.

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлебный,

Нужен труд десятков рук.

Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю,

Тем, кто трудится на ней.

Ведущий 2. Прежде чем из семян будет получено зерно, надо землю подкормить удобрениями, вспахать, пробороновать, затем засеять ее с помощью тракторов, плугов и других машин. После посева надо постоянно обрабатывать почву, бороться с сорняками, но выращенные в поле колосья – ещё не хлеб. Их надо сжать, обмолотить. Этот труд очень тяжелый, хоть человеку и приходит на помощь современная техника. На полях разворачивается настоящая битва за урожай.

Ведущий 1. Затем зерно просеивают, просушивают, перевозят на зерносклады, перемалывают и превращают в муку. А уже из муки готовят тесто и выпекают хлеб. «Лаваш»,  «пыня», «дуона», «нон» - по-разному звучат слова, обозначающие хлеб. Он сопровождает нас от первых шагов до последних дней – добрый наш друг, имя которого люди произносят на всех языках с любовью и уважением. Хлеб не только один из ценнейших продуктов питания. Это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства. Хлеб каждого народа имеет свои особенности, свои неповторимые национальные черты. Пекут его не только из муки, а из пшеницы и риса, из кукурузы и сои. Хлеб – это труд, умение, мастерство и секреты пекаря. Хлеб никогда не приедается и хорошо усваивается.

Ученики.

Хлеб печёт сегодня мама,

Повязав платочек,

Сковородки подавать

Просит она дочек.

На дубовый стол муки

Мамочка насыплет

И скатает колобки,

Мягкие такие.

И растут, растут, растут

Под льняной тряпицей,

Силу хлебную берут,

Надо торопиться.

Хлеб посадит мама, вслух

Скажет: «Слава Богу».

И весёлый хлебный дух

Потечёт к порогу.

Ведущий 2. Хлеб у белорусов выпекали в виде круглого каравая. Приготовление хлеба было связано с множеством поверьев. Прежде чем замесить тесто, женщина должна была умыться и перекреститься, призвав Бога в свидетели, чтобы хлеб получился хороший. Нельзя было месить тесто в плохом настроении, потому что это отражалось на качестве хлеба. Когда хлеб выпекался в печи, нельзя было в доме громко разговаривать, ссориться, принимать случайных прохожих. Когда хлеб садили в печь, нельзя было никому находиться на печи, дети должны были с нее слезть. Ставили хлеб в горячую, чисто выметенную сосновым помелом печь, положив под хлеб капустные или кленовые листья. 

Ведущий 1. Трудные годы Великой Отечественной войны – годы испытания на стойкость, выдержку. Ваши прадедушки и прабабушки знали цену каждой крошке хлеба. Как дорог был каждый кусок хлеба! В блокадном Ленинграде выдавали 125 граммов хлеба в день на человека. Какой вкусной тогда казалась крошечная ржаная горбушка, выпеченная из теста, в которое подмешивали траву, мякину и даже опилки.

Ученица.

Хлеба кусочек обычный

В наших ладонях лежит.

Многое-многое в жизни

Сделать ему предстоит.

Он в Ленинграде блокадном

Сколько людей поддержал,

В голод и лютую стужу

Он умереть не давал.

Ведущий 2. Хлеб для наших предков был дороже драгоценных металлов. Издревле святотатством считалось бросить его на землю. А если случайно роняли, то тут же поднимали каждую крошку и, поцеловав её, просили у хлеба прощение.

Ученики.

Говорила бабушка,

Мама говорила:

- Хлеб – наше богатство,

В хлебе наша сила!

Но мальчишки в школе

С этим не считаются

И в столовой крошками

Хлебными бросаются.

А я крошку хлеба

Ни за что не брошу,

Потому что хлеб наш

Вкусный и хороший.

Потому что много

Стоило труда,

Чтобы хлеб наш вкусный

Был у нас всегда.

Режь да ешь от всей души,

Силы набирайся.

Лишь напрасно не кроши,

Хлебом не швыряйся!

Ведущий 1. А ведь случается, что люди порой забывают о том, что в хлебе воплощен труд миллионов людей, отражена история народа, заключены его мечты. И видим мы с вами иногда брошенный на землю хлеб, недоеденные батоны и булочки в мусоросборниках, школьников, бросающих друг в друга оставшийся после обеда хлеб. А знаете, если каждый человек за 1 день не доест и выбросит 50 граммов хлеба, это составит по нашей школе 4 кг хлеб, то есть окажутся выброшенными 4-5 буханок хлеба.

(Появляется девочка Сластёна в костюме конфеты.)

Сластёна.

Я – Сластёна! Я – Сластёна!

Очень сладкое люблю!

Мне не надо каш и макарон.

Хлеба тоже не хочу!

Хочу халвы! Хочу пирожных!

Хочу мороженого! Хочу конфет!

Хочу! Хочу! Хочу!

Подумаешь – хлеб!

Ведущий 2. Может быть, кто из вас думает, так же, как и Сластёна! Учёные провели опыт: несколько дней подряд кормили человека одними сладостями. Сначала он посмеивался: «Вот как мне повезло!». Через три дня аппетит его начинал идти на убыль. Через шесть дней он уже не мог смотреть на лакомства.

А ведь хлеб богат белками, жирами, углеводами и витаминами. Без него не обойтись даже в космосе. Хлеб, который берут в полёт космонавты, по виду напоминает плитку шоколада. Но в безбрежных просторах Вселенной он во сто раз вкуснее шоколада.

Ведущий 1. Послушайте  одну историю: «Это было в годы Великой Отечественной войны. В один небольшой посёлок привезли детей из Ленинграда, который в то время был в окружении фашистских войск. Взрослые решили устроить детям настоящий новогодний праздник. Принесли и украсили ёлку. Приготовили огромное блюдо картошки, ведь дети были такие истощенные. А ещё раздобыли где-то коробку настоящих шоколадных конфет. Посреди стола стояло блюдо с горячей картошкой, на тарелке  лежал нарезанный хлеб и главная радость – конфеты. Детские ручонки потянулись к картошке и хлебу. И довольно быстро блюдо и тарелка оказались пустыми. Только конфеты лежали нетронутыми. Дети спросили: «А у вас хлеба больше нет?».

Сластёна.

Простите меня, я всё поняла.

Хлеб… Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда!

Ведущий 2. Ребята, а сейчас я вам расскажу сказку о девочке, которая наступила на хлеб.

     Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Ещё совсем маленькой она ловила мух и жуков и отрывала им крылышки. Её забавляло, какими они становились жалкими и беспомощными.

Однажды мать Инге испекла большой каравай хлеба и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке».

Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Недолго думая, она бросила хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти лужу. Но едва Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото, только черные пузырьки пошли по воде.

И оказалась Инге в зловонном подземелье старухи - болотницы.

  - Эге, - зашипела болотница. – Эта девочка с задатками. Из нее выйдет отличный истукан для моей прихожей.

И стала Инге истуканом. Руки и ноги ее окаменели, и жирные пауки оплели их своей паутиной. А по лицу ползали мухи с оторванными крыльями.

Пастухи видели, что случилось на болоте. И вскоре бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Однажды горячая слеза упала на голову Инге. «Ах, Инге! Спесь сгубила тебя! Спесь до добра не доводит!» - это плакала мать Инге.

 «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне», - думала Инге. И ее душа становилась все грубее и ожесточеннее.

Однажды эту историю услышала одна маленькая девочка. «Бедная Инге!» - заплакала девочка. – «Как бы я хотела, чтобы она попросила прощенья, и ей позволили вернуться на землю!»

Слова эти дошли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на свою недолгую жизнь и зашлась слезами раскаяния.

В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Инге вернулась в родительский дом. И не было в тот день на земле человека счастливее, чем мать Инге.

Ведущий 1. Ребята,  когда вы берете в руки свежий хлеб, вдыхаете тончайший аромат, вспомните  всё то, о чем мы сегодня с вами говорили. И пусть никогда не покидает вас бережное, уважительное отношение к этому замечательному продукту.

Ведущий 2. А сейчас, ребята, давайте проведем конкурс загадок.

Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

 

Была белым порошком,

Стала вкусным пирожком. (Мука)

 

Богатырь идет железный.

Нам работник он полезный.

Тащит плуг он за собой,

Разговор ведёт с Весной;

- Помоги. Весна-красна,

Согрей землю для зерна. (Трактор)

 

За железным конём

Ящик тащится с зерном.

Сквозь дырявое дно

Высыпается зерно. (Сеялка)

 

Жёлтенькое, сдобное

Колечко съедобное.

Я одна тебя не съем, -

Разделю подружкам всем. (Бублик)

 

В булочной колечки к чаю

Очень часто покупаю. (Баранки)

 

Маленький, горбатенький.

Всё поле избегал.

Домой прибежал,

Всю зиму пролежал. (Серп)

 

Не море, не река,

А волнуется слегка. (Колосья)

 

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят.

А как хлеб убирать

Семерым не догнать. (Комбайн)

 

Он бывает с толокном,

Рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо. (Пирог)

 

Ведущий 1. Ребята, теперь пришло время сыграть в игру «Доскажи словечко».

В мельницу льются зёрна рекой.

Там они станут белой …. (мукой).

 

Потеплей найдите место,

Поднялось быстрей чтоб … (тесто).

 

Нужна она в каши, нужна и в супы.

Десятки есть блюд из различной … (крупы).

 

Не жалей, малыш, ты рублик –

Покупай горячий … (бублик).

 

Каждый день я спозаранку

С молоком жую … (баранку).

 

Знает твердо с детства Глеб:

На столе главней всех … (хлеб).

 

В наш магазин помчался Антон.

С маком он купит свежий … (батон).

 

Только ступим на порог –

Чуем мамин мы …(пирог).

 

Жарят внукам бабушки

Пышные …(оладушки).

 

Отложил я все игрушки –

Ем я с творогом … (ватрушки).

 

Даже Лондон и Берлин

Любят вкусный, пышный …(блин).

 

Обожаю с детских лет

Мамин маковый …(рулет).

 

Печка из сказки вех просит:

«Дружок, съешь мой горячий ржаной …(пирожок)».

 

Очень занятый народ

На ходу ест …(бутерброд).

 

Для тонюсеньких ребят

Лучшее леченье –

Всевозможнейших сортов

Вкусное …(печенье).

 

Ведущий 2. Ребята, а сейчас проведем игру «Собери пословицу».

Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.

     1.У кого хлеб родился, тот всегда веселится.

  1. Без хлебасыт не будешь.
  2. У кого хлебушко,у того и счастье.
  3. Плох обед,коль хлеба нет.
  4. Хлебушко – от земли,силушка – от хлеба.
  5. Не красна изба углами,а красна хлебом и пирогами.
  6. Сколько не думай –лучше хлеба не придумаешь.

Ведущий 1. А теперь пришло время спеть частушки.

Самоваром Вас встречаем,

Пироги на стол несем,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

На столе у нас пирог.

Пышки и ватрушки,

Так споем же под чаек

Хлебные частушки.

Хлеб я ем с утра до ночи

Булки с ночи до утра.

Очень весело проходят

У нас с мамой вечера.

Хороши к обеду плюшки

Хлеб, батоны и ватрушки.

Всех накормит теплый хлеб,

Лучше в мире хлеба нет.

Хлеб и каша – хорошо,

Будешь прыгать высоко,

А конфеты, пироги –

Шевелят наши мозги.

Предпочтенье отдаю

Я молочной каше

Чтобы с каждым новым днем

Становиться краше.

Ешьте кашу на здоровье

Очень много в ней белка

А еще поешьте хлеба

И попейте молока.

Дождик, дождик , поливай –

Будет славный урожай:

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю!

Тем, кто трудится на ней.

 

Ведущий 2. Мы узнали, как длинен и труден путь хлеба к нашему столу, узнали истинную цену хлебу, поэтому нам всем надо бережно относиться к нему, любить родную землю и уважать труд хлебороба.

Ученики.

Вот он - хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он – тёплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём – здоровье наше, сила.

В нём – чудесное тепло;

Столько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щеки –

Вырастай богатырём!

Ведущий 1. Сколько людей растит хлеб! Сколько машин трудится на полях! В куске хлеба – солёный пот тракториста, тяжёлый труд комбайнёра. Разве можно оскорбить труд этих людей? Неужели можно пройти по колосьям? Кто сможет бросить даже маленький кусочек хлеба? Берегите каждое зёрнышко! Берегите хлеб!

Ученик.

Хлеб в трудах добывается,

Сам собой не родясь.

Хлеб – не просто богатство,

Хлеб – опора для нас.

«Будет хлеб – будет песня!»-

Правда в этих словах.

Будет хлеб полновесный –

Будет радость в глазах.

Каждый к хлебу причастен.

Будем бережны все.

Будет хлеб – будет счастье,

Будет жизнь на Земле!

Меню раздела
Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов