![]() |
Пятигор Ирина Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГУО «Весейская средняя школа» |
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения.
Воспитательная деятельность позволяет выработать у обучающихся:
определенную систему отношений к окружающей действительности;
формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;
влияет на общественное мнение;
приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.
Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы и её постоянной модернизации. Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий.
Подготовительная часть
Определяются цели и задачи мероприятия.
Выбираются формы, методы и приёмы с учётом возрастных особенностей воспитанников.
Продумывается оптимальная занятости воспитанников в подготовке и проведении мероприятия.
Планируется всё необходимое для успешного его проведения (место проведения (школьный двор или помещение учреждения образования) в зависимости от погодных условий, костюмы участников и необходимое оборудование).
Необходимо правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников (все временные рамки устанавливаются, исходя из особенности мероприятия, сложности смены действующих лиц, ситуации и способностей учащихся к запоминанию большого текста и последовательности действий).
Определяется возможность участия родителей, других педагогов и специалистов.
Организационная часть
Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности.
Использование простых и сложных средств.
Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия.
Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.
Основная часть мероприятия
В ней отражаются современные воспитательные технологии.
Выделяются элементы неожиданности, «изюминки» мероприятия.
Мероприятие должно иметь творческий характер.
Устраняется как переизбыток, так и недостаток информации для восприятия обучающимися содержания мероприятия, которое должно было быть доступно для детей в соответствии с их возрастом.
Заключительная часть
Имеет важное организационно-педагогическое значение.
Позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.
Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее.
На этом этапе мероприятия важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении.
Организуя с детьми любую форму проведения мероприятий, важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ т.е. «изюминку» мероприятия.
Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя.
Необходимость введения новых форм развития воспитания стала очевидной: без изменений воспитательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня воспитания.
Приёмы взаимодействия:
создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы (работа объединений по интересам «Калейдоскоп», «Натхненне» (театральное и ораторское искусство);
коллективное творческое дело (КТД) (оформление места проведения мероприятия, изготовление сувенирной продукции);
нестандартные подходы (импровизация при участии в конкурсной программе);
технология исследовательской деятельности (изучение этнографии и этнологии местности).
В результате совместной работы педагогического коллектива и родительской общественности нам удалось достигнуть успеха в проделанной работе. Совместные мероприятия помогли выстроить более тесное взаимодействие семьи и школы.
В результате работы появилась заинтересованность в более глубоком изучении истории родного края на основе материалов школьного музея, неопубликованных записей воспоминаний местных жителей.
С 2021 года государственное учреждение образования «Весейская средняя школа» в рамках совместных планов сотрудничества УО и БПЦ, взаимодействия школы с другими государственными учреждениями образования, школьных объединений по интересам творческой направленности и исходя из программы изучения учебных предметов "История Беларуси", "Белорусский язык" и "Белорусская литература", направило свою работу на воспитание культуры, милосердия и толерантности школьников через традиции и обряды белорусского народа. Так же способствовало реализации данной задумки и тематические годы Республики Беларусь: «Год народного единства», «Год исторической памяти», а продолжением начатого стал 2023 год – Год мира и созидания, 2024 – Год Качества и начало «Пятилетки качества», 2025 год - «Год благоустройства страны».
Главной целью в реализации задуманного стало приобщение детей через историю, культуру своих земляков к общечеловеческим ценностям, необходимость знать свои корни, свое прошлое и настоящее, приобщение учащихся к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за край, в котором живёшь.
Выделены главные задачи:
приобщение учащихся к духовным ценностям Беларуси - стимулирование интереса к народным традициям, обычаям;
повышение уровня патриотического воспитания;
воспитание у школьников бережного отношения к природному и культурному наследию родного края и сохранение исторической памяти;
развитие чувства толерантности и милосердия к окружающему миру.
Тесное сотрудничество с БПЦ началось с момента открытия в аг. Весея Покровского храма. Протоиерей Геннадий присутствовал на важных школьных мероприятиях, проводил с родителями и учащимися беседы и разъяснял многие жизненные ситуации с позиции веры.
Первым результатом данных встреч стало проведение совместного Рождественского утренника, который подготовили учащиеся начальных классов для учащихся 5-11 классов. Театрализованная постановка рождения Иисуса Христа и его жизненный путь, рассказ святого отца о ценности и важности жизни, впечатлили ребят и стали отправной точкой, чтобы действовать дальше.
|
|
С 2021 года, в канун Рождества, стало доброй традицией проведение совместных выставок-продаж декоративно-прикладного искусства, благодаря которым происходит передача традиций народного ремесла и творчества от родителей к детям. Вырученные средства были направлены на приобретение канцелярских товаров, настольных игры и средств личной гигиены в рамках проведения благотворительной акции «Наши дети» и фестиваля-марафона «Крылья Ангела».
Работа ребят в объединениях по интересам «Калейдоскоп» и «Вдохновение» под руководством педагогов, преподающих белорусский и русский языки и литературу, тесное сотрудничество с государственным учреждением образования «Весейская детская школой искусств» и государственным учреждением культуры «Весейский сельский дом культуры» позволило подготовить и провести праздник «Коледа» и «Масленица». Данное мероприятие прошло не только в рамках учреждения образования, но и в рамках агрогородка. Народные песни, Колядные и масленичные обряды и хороводы, соревнования, игры, благотворительная ярмарка, в которой принимали участие не только учащиеся и педагоги, но и родители. На масленичной ярмарке местные рукодельницы, мамы наших учащихся, провели мастер-классы по изготовлению сувенирной продукции из соломки и бумаги, создали куклу-мотанку.
![]() |
Для детей доступными и интересными являются жанры народного творчества, такие как пословицы и поговорки, загадки, песни, танцы, игры. Все эти жанры подвижного и поэтического творчества выполняют важную морально-воспитательную функцию и активно используются в проведении мероприятий.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Большую роль в приобщении учащихся к национальной культуре Беларуси занимает работа в новой экспозиции школьного музея «Этнография и быт белорусов», открывшаяся в 2022 году после реэкспозиции к 110-летию открытия школы в аг. Весея. Используется она не только в рамках образовательного процесса, но и является импровизированной сценой для театрализованных постановок и литературных вечеров в рамках празднования Рождества и Пасхи.
Постановка праздников Рождество и Пасха, сотрудничество с БПЦ в лице отца Геннадия, изучение культуры и традиций белорусского народа, творческая натура учащихся и плодотворная работа школьных объединений по интересам, а также сотрудничество с государственным учреждением образования «Весейская детская школой искусств» и государственным учреждением культуры «Весейский сельский дом культуры» позволили нам ярко реализовать свою задумку и привести учащихся к тому, чтобы они через историю, культуру своих земляков, приобщение к общечеловеческим ценностям узнавали свои корни, свое прошлое и настоящее, приобщались к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за край, в котором живёшь и подталкивает к самостоятельному желанию помогать, сострадать и быть чуткими к чужой беде, не оставаться безучастными и отстаивать свою позицию.