Внеклассное мероприятие Игра-путешествие для учащихся V – VI классов «Путешествие в страну Энергосбережения»

 

Каменева Ольга Анатольевна

учитель русского языка и литературы

ГУО «Средняя школа № 12 г.Слуцка»

 

Аннотация

Данное внеклассное мероприятие проводится с целью формирования у учащихся активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию энергоресурсов и бережному отношению к окружающей среде, энергетическими природным ресурсам, повышения культуры обращения с энергоресурсами,  популяризации среди детей и молодёжи ценностей энергосбережения. Мероприятие разработано для проведения в  шестой школьный день. Сценарий представляет собой игру-путешествие, состоящую из разных этапов-станций, по которым участники путешествуют в определённой последовательности. В качестве судей-инструкторов на каждой станции выступают родители учащихся.  В процессе путешествия систематизируются знания учащихся и родителей  по экономии энергоресурсов, повышению эффективности использования энергоресурсов в быту. Проведение данного мероприятия позволяет обеспечить взаимосвязь семьи и школы,  более активно и целенаправленно привлекать родителей к организации и проведению шестого школьного дня. 

 

Цель: привлечение внимания учащихся, законных представителей к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.

 

Задачи:

-  развивать умения грамотного общения с энергетическими ресурсами;

-  способствовать воспитанию экологического сознания у обучающихся, навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению.

 

Подготовительная работа:

- продумать и написать сценарий проведения игры, проложить маршрут путешествия;

- поделить маршрут на этапы;

- нарисовать карту, где указываются названия этапов, порядок их прохождения, оценки;

- подготовить задания для команд;

-  красочно оформить интерьер станций;

- определить для каждой станции судей-инструкторов из числа родителей;

-  провести с родителями организационное собрание;

-  разработать критерии оценок;

-  подготовить награды, призы для победителей.

Количество участников: 4 команды по 6-7 человек.

 Продолжительность: 1 час.

 Оборудование:

- маршрутные листы;

- таблички с названиями станций;

- карточки с заданиями;

- музыкальный центр.

 

Правила игры: путешествие начинается в актовом зале с общего собрания всех участников, на котором сообщаются условия проведения мероприятия, названия станций, последовательность их прохождения, вручаются маршрутные листы, представляются судьи-инструкторы из числа родителей, объявляются критерии оценок. Далее экипажи отправляются в путешествие. На каждой станции команда находится около 10 минут. Судьи-инструкторы предлагают командам задания, оценивают их выполнение, выставляют оценки, следят за временными рамками нахождения на каждом этапе. После прохождения всех станций команды возвращаются в актовый зал, где подводятся итоги, награждаются победители.

Ход игры

Звучит музыка. Участники и болельщики занимают места в зале. Выходят ведущие

1-й ведущий. Здравствуйте!  Мы рады приветствовать всех в этом зрительном зале, в стенах нашей гостеприимной школы, двери которой всегда открыты и для ребят, и для уважаемых родителей.

 

2-й ведущий. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране Энергосбережения, а помогать в дороге нам будут ваши родители.

 

1-й ведущий. Известный писатель Константин Паустовский, который любил и понимал природу, сказал такие слова: «Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения».

 

2-й ведущий. Каждый человек должен обладать необходимым запасом знаний по энергосбережению, который поможет сохранить природу, сберечь её ресурсы. 

 

1-й ведущий. Наше сегодняшнее мероприятие поможет вам, ребята, пополнить этот запас. В ходе  путешествия вы узнаете много нового об экономии энергоресурсов,   эффективности использования энергоресурсов в быту.

 

2-й ведущий.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же навек объединимся,

Давайте наши души сохраним.

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!     Н. Старшинов

 

 1-й ведущий.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!      В. Берестов

 

2-й ведущий. Настала пора сформировать команды.  

Жеребьевка команд. Учащиеся вытягивают разноцветные жетоны, находят команды по цвету жетона, получают маршрутные листы и инструкции по прохождению станций. Родители отправляются на станции, расположенные в разных кабинетах школы, в качестве судей-инструкторов. Экипажи отправляются в путешествие.



Станция «Бережём электроэнергию вместе!»

Команду приветствует судья-инструктор, организующий работу на данной станции. Судья-инструктор задаёт участникам игры вопросы, за правильные ответы команда получает баллы. В случае затруднения судья-инструктор даёт правильный ответ, дополняет ответы детей.

 

Судья-инструктор. Сегодня нельзя представить нашу жизнь без электричества.  Осветительные приборы, бытовая техника и электроника  делают нашу жизнь комфортной. Однако производство электричества требует расхода большого количества природных ресурсов. Поэтому электричество нужно экономить, чтобы сохранить нашу планету. Сейчас вам нужно будет ответить на вопросы об  энергосбережении.

 

Вопросы:

  1. Какой самый экономичный класс бытовых приборов? (А. За счет более эффективного использования энергии, электропотребители класса А способствуют снижению энергопотребления и, следовательно, снижению затрат на электроэнергию. Также они могут сократить негативное воздействие на окружающую среду, связанное с производством электроэнергии и выбросами углекислого газа.)

 

  1. Какие электростанции наносят меньше вреда природе? (Ветряные электростанции экологически безопасны: ветроэнергия является чистым и экологически безопасным источником энергии. В процессе работы ветрогенераторов не выделяется углекислый газ, который может негативно влиять на окружающую среду. Благодаря этому использование ветровой энергии помогает снизить уровень загрязнения атмосферы и ликвидировать экологический след.)

 

  1. Во сколько раз энергосберегающие лампы могут снизить энергопотребление в квартире? (Замена ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы в среднем  может снизить потребление электроэнергии в квартире в 2 раза! Затраты на их приобретение окупаются менее чем за год.)

 

  1. Если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть, потребляется ли при этом электроэнергия? (Да. Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество. 95% энергии используется впустую, когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно.)

 

  1. У какого бытового прибора, который есть в каждой квартире, среднестатистический расход электроэнергии за месяц больше, чем у других? (В среднестатистической семье больше всего энергии расходует холодильник. Он работает непрерывно, поэтому можно не подсчитывать, сколько минут в день им пользуются. Но энергопотребление холодильника может быть очень разным. Старенькие советские тратят до 70 кВт*ч в месяц. Современные экономичные холодильники — от 20 кВт*ч. Холодильник с энергопотреблением класса А — около 25 кВт*ч. Тем не менее, есть ряд мер, которые помогут значительно сократить энергопотребление. Не ставьте холодильник близко к радиаторам отопления, вплотную к стене. Чем ниже температура теплообменника, расположенного на задней стенке холодильника, тем реже он включается. Регулярно размораживайте холодильник. Не ставьте в холодильник горячие или теплые продукты.)

 

  1. Для чего нужны датчики движения? (Установка датчиков движения может снизить расход электроэнергии на освещение на 30-80%)

 

  1. Какая лампочка служит дольше всего? Светодиодная, люминесцентная  или лампа накаливания? (Светодиодная. Современная энергосберегающая лампа служит 10 тысяч часов, в то время как лампа накаливания — в 6-7 раз меньше. Компактная люминесцентная лампа напряжением 11 Вт заменяет лампу накаливания напряжением в 60 Вт. Затраты окупаются менее чем за год, а служит она 3-4 года.)

 

  1. Экономим ли мы энергию, когда в холодильнике ледяная «шуба», охлаждает ли она холодильник дополнительно? (Нет, это повышает энергопотребление)

 

  1. Дает ли увеличение расхода электроэнергии заполненный мешок для сбора пыли в пылесосе? (При использовании пылесоса на треть заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание на 40%, соответственно, на эту же величину возрастает расход потребления электроэнергии.)

 

  1. В некоторых странах свет на лестничных пролётах и около лифта жильцы включают, нажимая на специальные выключатели, которые есть на каждом этаже. Экономия электричества заключается в том, что выключатели снабжены ЭТИМ. Это есть, например, и в некоторых телевизорах. Назовите это. (Таймер времени.)
Станция «Кроссвордная»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

  1. Процесс, который направлен на превращение использованных материалов в новые продукты с целью их повторного использования. 

 

  1. Бережливость, расчетливость при расходовании чего-либо.

 

  1. Общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи. 

 

По вертикали:

  1. Запас (источник, резерв) различных материальных и нематериальных средств для целевого использования человеком в своих интересах.

 

  1. Применение светак месту, объекту и окружающему их пространству так, чтобы они могли быть видимыми людьми.

 

  1. Горючее вещество, дающее тепло и выступающее источником энергии.

 

  1. Негативные изменения в человеческих или экологических делах, особенно когда они происходят внезапно, практически без предупреждения или вообще без него.

 

  1. Затраты, издержки.

 

  1. Наука, изучающая основные природные закономерности, взаимодействия живых и неживых организмов. 

 

  1. Остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

 

Станция «Правильных и ответственных поступков»

Судья-инструктор выдаёт участникам игры карточки с различными ситуациями. Необходимо определить, какие правила энергосбережения нарушены в каждом случае, и выстроить модель правильного поведения в каждой ситуации.

 

Ситуация №1

Пятиклассник Витя не выключает воду, когда чистит зубы. Он считает, что расход воды при этом небольшой. Прав ли Витя?

Нет. Виктор неправ. 10 литров воды  мы тратим на то, чтобы почистить зубы, при условии, что мы не выключаем воду и укладываемся в 1,5 минуты. При использовании стакана с водой во время чистки зубов тратится всего 300 миллилитров. Так за год можно сэкономить около 3,5 тысячи литров воды.

 

Ситуация №2

Таня и Аня  всегда принимают ванну, они считают, что так расходуют воды меньше, чем если бы принимали душ. Правы ли девочки? Нет, девочки ошибаются.  Согласно исследованиям, средний объем ванны составляет около 150-200 литров воды. Средний же фактический расход воды в душе составляет 25-35 литров за процедуру (из расчёта 7-11 л/мин).

 

Ситуация №3

 В семье Синицыных никогда  не выключают из розетки телевизор, компьютер, ноутбук, игровую приставку. Электроприборы всегда находятся в режиме ожидания. Родители считают, что в данном режиме электроэнергия не используется. Правы ли они? Нет, не правы. Суммарное потребление электроприборов в режиме ожидания может составлять от 2% до 5% от общего потребления электроэнергии в квартире или в частном доме. В отдельных случаях до 10%. 

 

Ситуация №4

Чтобы сохранить больше тепла в своей комнате, пятиклассник Вова накрывает батарею одеялом. Он считает, что так батарея производят больше тепла. Прав ли мальчик? Нет, Вова ошибается.  Одеяло будет забирать тепло, из-за чего температура в комнате понизится.

 

Станция «Пословицы и поговорки»

 На данной станции участники игры получают конверты, в которых находятся пословицы, разделенные на две части. Задача – соединить их по смыслу. Судья-инструктор за каждую правильную пословицу присуждает команде 1 балл.

 

Через край не лей,   / добра пожалей!

Что сегодня сбережёшь –  / завтра пригодится.

Не деньги богатство,  / а бережливость да разум.

Бережливость –  / те же деньги.

Час побережешься —  / век проживешь.

Запасливый и в дальнем пути  / нужды не терпит.

Труд обогащает,  / а бережливость сохраняет.

 

Станция «Творческая»

 

После прохождения четырёх станций команды встречаются на пятой станции – «Творческой». На данной станции для каждой команды оборудован стол, подобраны   газеты и журналы, приготовлен ватман, фломастеры, клей, ножницы. Учащимся предлагается создать коллаж на тему «Мы за энергосбережение!». На выполнение задания отводится 10 минут.

Жюри оценивает работу участников игры  и подсчитывает итоговый балл каждой команды. Объявляются результаты, команда-победительница  проходит награждение.

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов