Внеклассное мероприятие для младших школьников «В ГОСТЯХ У ЛЕСА»

Рубрика: Начальные классы

Шилович Инна Владимировна,

учитель начальных классов ГУО «Средняя школа №10 имени С.Ф.Рубанова г.Слуцка», педагог дополнительного образования, руководитель районного учебно-методического объединения учителей начальных классов.

Сегодня все чаще и чаще мы слышим призывы о необходимости экологического воспитания подрастающего поколения. Начиная с 3-4 лет, ребенок активно знакомиться с окружающей средой – животными, растениями. Ключевая роль в экологическом воспитании ребенка возлагается на родителей. А младший школьный возраст – это лучший период для того, чтобы прививать учащимся навыки бережного отношения ко всему живому. В этом велика роль учителя и его желания учить этому детей. Новые знания об окружающем мире и процессах, происходящих в нем, способствуют развитию интеллекта и аналитических способностей учащихся. Человек, получивший экологическое воспитание, осознает ценность природных ресурсов и всего живого на земле, понимает силу и возможности природы, но также знает, что они небезграничные и требуют бережного обращения. В помощь учителям начальных классов предлагается внеклассное мероприятие «В гостях у леса», которое поможет учащимся на ступеньку стать ближе к природе.

Цели: привлечение внимания учащихся к животным, занесенным в Красную книгу Республики Беларусь.

Задачи:

познакомить учащихся с некоторыми животными, занесенными в Красную книгу Республики Беларусь, обитающими на территории национального парка «Браславские озера», сообщить о причинах исчезновения этих животных;

создать условия для формирования познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

способствовать воспитанию бережного отношения к природе, поощрять природоохранную деятельность в любом ее проявлении.

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, смартфоны, телевизор или мультимедийная установка, презентация «В гостях у леса», картинки животных, видеоролики, карточки с заданиями, QR-коды, репродукция картины Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», карандаши, ручки, аудиозапись «В мире животных».

Целевая аудитория: младшие школьники (8-10 лет).

(Эпиграф на доске)                                

Разбежались грибы по лесному откосу.

Перестал врачевать умный дятел березу.

Шаловливый ручей что-то быстро лепечет.

На ладонь мне отчаянно прыгнул кузнечик.

Совещаются тихо о чем-то травинки.

Муравей, как разведчик, изучает ботинки.

И захлопали радостно листья в ладоши:

- К нам пришел человек, и не злой, а хороший!

Борис Голованов

 

Ход мероприятия

Учитель. Ребята, приветствую вас и приглашаю в увлекательное заочное путешествие по нашей стране в то место, где животный и растительный мир находятся под охраной. В национальных парках и заповедниках вся природа особо охраняема и сохраняется в ее естественном состоянии. Это, пожалуй, единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира. Наше путешествие – это лишь попытка заглянуть в таинственный и разнообразный мир белорусской природы. На территории Республики Беларусь находится четыре национальных парка: Беловежская пуща, Нарочанский, Браславские озера, Припятский; и два государственных заповедника: Березинский биосферный и Полесский радиационно-экологический заповедник. А вот куда именно мы попадем, вы узнаете, когда ответите на мои вопросы.

  • Как называется наука, которая изучает взаимодействия живых организмов с окружающей средой и друг с другом? (экология)
  • Как вы думаете, что обозначает слово «фауна»? (Под фауной понимают всё разнообразие животных на определённой территории.)
  • Как вы думаете, что обозначает слово «флора»? (Под флорой понимают все растения, приспособившиеся к обитанию на определённой территории.)
  • Какие вы знаете озера, расположенные на территории нашей страны? (Нарочь, Свитязь, Глубокое, Долгое, Дривяты, Браславские.)

(После каждого правильного ответа учитель вывешивает на доску по одному пазлу.)

Учитель. Давайте сейчас из этих пазлов составим картинку и узнаем, куда же мы «отправимся». (К доске выходит учащийся и составляет картинку, на которой написано «Национальный парк «Браславские озера». См. приложение.)

Учитель. (Слайды 2-3) Одно из самых прекрасных и уникальных мест Беларуси – Национальный парк «Браславские озера», который находится в 250 километрах от Минска, на территории Браславского района Витебской области (на границе с Латвией). Его площадь составляет 64500 га. Он был создан в 1995 году. Главное богатство национального парка – озера (более 200 озер). На территории Национального парка «Браславские озера» обитает огромное количество видов насекомых, рыб, птиц, млекопитающих. 82 вида животных включены в Красную книгу Республики Беларусь.

Учитель. Как вы думаете, а для чего нужна Красная книга? (Красная книга информирует нас, какие растения и животные в опасности. Их надо охранять.)

Учитель. А почему Красная книга периодически переиздается? (Появляются новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.)

Учитель. Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем, меры, которые принимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения.

Учитель. Давайте вспомним, как нужно себя вести в природе. Казалось бы, чего проще: ходи себе по лесу, гуляй, любуйся его красотой, свежим воздухом дыши, песни птиц слушай, ягоды собирай. Но в лесу существуют определенные правила поведения. Знаете ли вы их? Сейчас я каждому ученику дам карточку с красным кругом, перечеркнутым наискосок. Вы должны нарисовать, чего нельзя делать в лесу и сформулировать правило. Например, нельзя разорять птичьи гнезда. Нельзя включать громкую музыку и т.д. (Выслушиваются ответы детей.)

 

 

 

 

(Звучит пение птиц: кукушки, соловья, дятла, сороки.)

Учитель. Пение каких птиц вы узнали? Предлагаю вам познакомить еще с одной очень удивительной, красивой и редкой птицей, обитающей в национальном парке «Браславские озера». А как ее зовут, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. (Слайды 4-5)

  1. Самая большая в мире птица? (Страус)

2.Самая маленькая птица? (Колибри)

  1. Эта птичка очень подвижна. Даже отдыхая, ежеминутно помахивает своим длинным хвостом. (Трясогузка)
  2. Какая птица прыгает по земле, а не ходит? (Воробей.)
  3. Как называется птица, которая охотится за мухами? (Мухоловка)
  4. Хвост у этой птички раздвоен на конце, как вилочка. (Ласточка)
  5. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
  6. Какая птица умеет подражать голосам многих птиц? (Скворец)
  7. Сильная, большая птица даже кошки не боится!.. Очень важная персона – чёрно-серая… (Ворона)
  8. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

11.Птица, живущая по берегам рек, морей, с короткими ножками, длинными крыльями. (Чайка).

 

 

Учитель. Прочитайте, какое слово получилось в нашем кроссворде по вертикали. (Сизоворонка). Вы когда-нибудь слышали такое название птицы? Сегодня мы с ней и познакомимся. (Слайд 6) Посмотрите, как она выглядит. Рассмотрите ее внимательно и подумайте, на какую птицу она похожа? Какого цвета у нее перышки? Какой у нее клюв? (Ответы детей.)

Учитель. Больше всего сизоворонка внешне похожа на сойку, но у сизоворонки более короткий хвост и более длинные и широкие крылья. (Слайды 7-8) Окраска оперения вызывает особый интерес: голова, крылья и хвост окрашены в насыщенный бирюзовый цвет, перья на спине имеют ржавчато-коричневый оттенок, а концы крыльев сверху кажутся чёрными, снизу — тёмно-синими. В углах хвоста выделяются два небольших тёмно-синих пятна.

(Дети смотрят видеоролик о сизоворонке – 1.26 мин.) 

Учитель. (Слайд 9) Сизоворонка встречается по опушкам лесов, граничащих с открытыми пространствами – лугами, полями, осушенными торфяниками. Главное – наличие открытых пространств, необходимых для охоты, и наличие хотя бы единичных старых дуплистых деревьев. Птица сама дупла не выдалбливает, а занимает старые жилища других птиц, например, желны или черного дятла.

Учитель. (Слайд 10) Сизоворонки абсолютно не прихотливы в еде, однако предпочтение все-таки отдают не растительной, а животной пище. У вас на партах лежат карточки под № 1. Прочитайте слова, вычеркните среди них ягоды, и вы сами узнаете, чем питаются сизоворонки.

 

Малина, ящерицы, клюква, лягушки,

земляника, сороконожки, черника, мелкие грызуны,

саранча, голубика, кузнечики, бабочки,

брусника, пчелы и осы, крушина, мухи, муравьи.

 

Учитель. У этих птиц замечательная реакция – увидев добычу, птица мгновенно срывается с ветки и молниеносно атакует жертву. Например, заметив мышь на земле, сизоворонка бросается на нее с дерева, хватает клювом за хвост и ударяет головой несколько раз о землю, после чего кладет мышь на землю и следит за ней. Если мышь зашевелится, сизоворонка повторяет удары до тех пор, пока жертва не станет мертвой, после чего глотает ее целиком.

А вы хотите послушать, как поет сизоворонка? (Дети смотрят видеоролик и слушают звуки птицы – 1-2 мин.)

 

Учитель. Сизоворонки не отличаются красивыми трелями, их голос напоминает карканье, а именно крики грача или галки – «Крак» «Рак» «Рак-как», именно такая особенность «пения» и дала птице второе название. А вот как ее называли раньше, вам предстоит узнать самим. Разгадайте ребус, и вы узнаете ее второе название.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ракша)

Учитель. Перед вами, ребята, 4 конверта с числами. В них записаны интересные факты о сизоворонке. Мы будем открывать их в той очередности, в которой вы будете давать правильные ответы.

 

 

 

 

 

 

-Как вы думаете, сколько в среднем яиц высиживает сизоворонка? (3-5 яиц)

-На ваш взгляд, сколько дней сизоворонка высиживает яйца? (18-19 суток)

-Как вы думаете, сколько весит одно яйцо сизоворонки? (15 граммов)

-Предположите, какой зарегистрирован максимальный возраст птицы? (9 лет)

К доске выходят учащиеся, по одному открывают конверты и зачитывают интересные факты о сизоворонке. (Слайды 11-12)

1 конверт (3-5) В некоторых азиатских странах сизоворонка считается «нечистой» птицей, поэтому ее гнезда специально разоряют.

2 конверт (18-19) Птица обладает некоторым свойством: во время опасности сизоворонка выделяет секрет из желудка, с дурным запахом. Это отпугивает многих хищников. А птица, таким образом, спасается сама и сохраняет свое гнездовье с птенцами от нападения.

3 конверт (15) Обыкновенная сизоворонка обладает уникальной способностью переносить яйца и птенцов из гнезда в гнездо, если ее потомству грозит опасность. Ученые констатировали этот факт, но, к сожалению, узнать, как именно она это делает, пока не удалось.

4 конверт (9) Сизоворонка поедает в большом количестве тех насекомых, которые приносят большой вред культурным растениям. За это она достойна уважения, так как тем самым приносит огромную пользу, спасая посевы, урожаи от напасти вредителей.

(Входит «лесник».) Лесник. Здравствуйте, ребята. Я слежу за порядком в этом лесу, знаю все укромные уголки леса и узнал, что вы интересуетесь сизоворонкой. Это правда? (Ответы детей.)

Лесник. Это очень редкий гнездящийся, перелетный вид. В 1993 году сизоворонка внесена в I категорию Красной книги Беларуси, которая представляет наивысшую национальную природоохранную значимость. Сюда относятся виды, имеющие очень низкую или быстро сокращающуюся численность. Их сохранение невозможно без проведения специальных мероприятий. (Слайд 13)

Примерно до 1980-х годов сизоворонка была сравнительно обычной птицей Беларуси, но затем произошло резкое сокращение численности этого вида. К 2009 году численность этой птицы у нас составляла не более 20-50 пар. А в 2016 году было известно только 2 гнездящиеся пары сизоворонки на территории Беларуси.

Существует несколько причин исчезновения сизоворонок. Я предлагаю вам посмотреть на условные знаки и по ним определить предполагаемые факторы угрозы жизни птицам. (Лесник поочередно показывает детям знаки, те с его подсказками делают предположения.) (Слайд 14)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Становится меньше еды. Осушение болот, уборка старой древесины ведет к исчезновению крупных насекомых — основного корма сизоворонки.

2.Нет места для гнезда. Сизоворонке для гнездования нужны дуплистые деревья, а таких из-за вырубок лесов становится все меньше и меньше.

3.Поражение электрическим током. Птицы часто гибнут, садясь на воздушные линии передач, не оборудованные птицезащитными устройствами.

4.Отравление. Применение пестицидов на полях может приводить к гибели птиц.

5.Хищники. Наибольшую угрозу представляет куница или горностай, которые поедают яйца и птенцов.

6.Миграции. Во время миграции сизоворонки встречаются со значительно большими опасностями, приводящими к гибели птиц.

7.Гибель под колесами автомобиля. Птицы часто охотятся у дорог.

Учитель. Как вы думаете, можно ли помочь этим исчезающим птицам? (Дети дают ответы. Учитель помогает им, демонстрируя на экране подсказки.) (Слайды 15-16)

1.Создать условия для гнездования. В местах, подходящих для гнездования, необходимо установить дуплянки, так как сама сизоворонка дупла не выдалбливает, а занимает старые жилища других птиц.

2.Улучшить возможность питания птиц. Для этого надо привлечь крупных насекомых. Если оставить на лесной вырубке кучи веток, гниющие опилки или навоз, то там появится много жуков и другой живности, мимо которой не пролетит сизоворонка.

3.Установить искусственные присады, чтобы обеспечить птице удобное место для охоты. Добычу сизоворонка высматривает, как правило, на открытых территориях, сидя неподвижно на присаде. В качестве искусственных присад используются вкопанные в землю шесты высотой около 3 метров.

4.Установить на деревья пластиковые кольца, препятствующие проникновению в дупло хищников. Пластиковое полотно оборачивается вокруг дерева на высоте от 3 метров под дуплом сизоворонки.

Физкультминутка для глаз. Найдите на плакате как можно больше животных и дайте мне ответ, сколько их. (Ответ: 15) (Слайд 17)

 

Учитель. Кроме сизоворонки в Красную книгу занесены и другие животные. А вот кто это, вы должны угадать. Перед вами 6 силуэтов млекопитающих, которые занесены в Красную книгу Беларуси. Попробуйте их распознать. Если не получится, я буду давать подсказки. (Слайд 18)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. Какой зверек вызвал у вас разногласия? Название этого животного спрятано в ребусе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. (Слайды 19-20) Горностай – это небольшой пушной зверёк, относящийся к отряду хищных семейству куньих. Именно он является одним из факторов угрозы жизни сизоворонок, но в то же время и сам занесен в Красную книгу. Когда-то горностай был обычным видом, его добывали ради роскошного меха, а сейчас он находится на грани исчезновения. В 2014 году его внесли в Красную книгу Беларуси, категорию охраны II – это животные, в настоящее время не находящиеся под непосредственной угрозой исчезновения, но имеющие тенденцию к сокращению численности.

Вместе с горностаем к семейству куньих относятся и другие животные. Я предлагаю вам найти их в филворде (карточка № 2) и назвать. (Учащиеся работают в парах.)

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. Кто же у вас получился? (Ответ: ласка, куница, хорёк, барсук, росомаха, горностай, норка, соболь, медоед.)

Учитель. А сейчас посмотрите, как они выглядят. (Учитель демонстрирует каждое животное на экране.) (Слайды 21-25) Правда, они похожи? А у кого из них наибольшая схожесть с горностаем? (Ответ: у ласки)

Учитель. И ласка, и горностай действительно очень похожи друг на друга. А как же отличить ласку от горностая? (Ответы детей.)

Учитель. (Слайды 26-27) Если вы видите мелкое кунье создание с большим хвостом, то это горностай, а если с куцым отросточком – ласка. Но самое главное отличие горностая – это черный кончик хвоста, хорошо заметный как летом, так и зимой. А если вы увидите двух зверей рядом, то точно не ошибетесь: горностай значительно крупнее ласки. 

Учитель. А теперь послушайте загадки и отгадайте, про кого будет идти речь горностая или ласку?

 

Я родня хорька и ласки — Остры зубки, зорки глазки.

От любых врагов в снегу Ловко спрятаться могу

Иль тайком подкрасться к дичи,

Чтоб застать врасплох добычу,

Ведь до кончика хвоста Бел зимою … (горностай).

 

Хищник ловкий, грациозный, Превосходный рыболов

И охотник виртуозный — Ловит птиц и грызунов.

В тёплой шубке щеголяет, От лисицы удирает.

Кто же это, угадай. Белоснежный — … (горностай).

Ты на слово мне поверь, Это - очень хищный зверь.

Он пушист, увёртлив, ловок, Он - охотник на полёвок.

Слух отличный, острый глаз,

В узкий он пролезет лаз, Рыжеватая окраска.

А зовут зверушку ...(ласка).

Шерстка у него густая, Тело как у горностая,

И гнездо своё зимой Устилает мхом, травой.

Вижу Вам нужна подсказка,

Это не хорек, а ... (ласка).

 

Учитель. (Слайд 28) Как правило, горностай предпочитает селиться неподалёку от воды: это заросшие высокой травой и кустарником поймы рек и озер, вырубки леса, где обитает сизоворонка, либо лесные опушки, пустыри и придорожные лесопосадки. Часто горностая можно встретить недалеко от людских селений в самых неожиданных местах— например, в стогах сена, кучах камней, в развалинах покинутых зданий или в брёвнах, сложенных у стены жилого дома. Самостоятельно горностай нор не роет, а занимает норы или дупла убитых им грызунов, птиц. Зимой постоянных убежищ не имеет и пользуется случайными укрытиями — под камнями, корнями деревьев, брёвнами.

Минутка творчества. Учитель. Давайте мы с вами возьмем карточки № 3, соединим цифры от 1 до 45 и «нарисуем» горностая. (Дети берут листочки с силуэтами животного и выполняют задание.)

 

Учитель. (Слайды 29-30) Что же ест горностай?

 

 

В поисках добычи зверек обегает большую территорию: от 10 до 20 км. В его рационе преобладают мышевидные грызуны, но может охотится и на более крупных грызунов — водяную полёвку, хомяка, бурундука. Способен нападать и на животных крупнее себя, таких как глухарей, рябчиков, белых куропаток, зайцев. При недостатке основных кормов горностай может поедать птиц и их яйца, рыбу, земноводных, ящериц и насекомых. Но у горностая есть и враги, к ним относятся рыжая и серая лисицы, куницы, соболь, хищные птицы; изредка его ловят обычные кошки. Средняя продолжительность жизни горностая – 1-2 года, максимальная – 7 лет.

Учитель. На доске расположены QR-коды. Отсканировав их, вы прочтете интересные факты о горностаях. (Несколько ребят по очереди выходят к доске, сканируют код и зачитываю информацию.) (Слайды 31-34)

 

 

 

 

 

 

  • Горностай может тащить ношу в 10 раз превышающую его собственный вес.
  • Норы горностаи выстилают шкурками и шерстью своих жертв, изредка – сухой травой.
  • Среди приёмов охоты горностая есть так называемый «гипнотический танец смерти» – когда зверек не преследует свою жертву, а производя разнообразные внешне бессмысленные акробатические трюки медленно приближается к недоумевающей жертве на расстояние броска, а потом резко хватает добычу.
  • Интересная особенность есть и у маленьких горностаев: «эффект сцепления» – это когда еще слепые и глухие звереныши сцепляются в гнезде в плотный клубок, который довольно сложно расцепить. Так маленькие зверята сохраняют тепло, которое им в этом возрасте очень нужно.
  • У горностая присутствует так называемый феномен «отложенной беременности». Это когда покрытая самцом самка каким-то образом «консервирует» внутри себя семя самца, допуская оплодотворение яйцеклеток лишь в том случае, если все складывается нормально: есть достаточно еды и погода (Входит «лесник»). Лесник. Помните, что я вам рассказывал про сизоворонку. Несмотря на то, что горностай является угрозой для сизоворонки, он и сам подвержен угрозе исчезновения. Перед вами несколько рисунков. На них изображены причины, из-за которых горностай попал в Красную книгу. Попытайтесь по рисункам узнать причины исчезновения горностаев. (Слайд 35)

 

  • Один из первых факторов угрозы исчезновения горностаев – это колебание численности мышевидных грызунов, которые являются основой корма горностая.
  • Вторым фактором угрозы является исчезновение пригодных мест обитания в связи с неконтролируемой деятельностью человека.
  • Горностаю мешает жить сильно расплодившаяся енотовидная собака, которая лишает зверька основной пищи. Норка также вредит горностаю, агрессивно выдавливая его с мест обитания, особенно более мелких самок и их выводки.
  • Многие горностаи погибают от рук охотников, а также умирают от различных болезней, переносчиками которых являются землеройки и другие мелкие животные.

Учитель. (Слайд 36) Изображения горностая раньше можно было видеть в королевских дворцах Франции. Щит с горностаями изображён на современном гербе и флаге Бретани, которая находится на самом северо-западе Франции. Также горностая изобразил в своей картине Леонардо да Винчи под названием «Дама с горностаем», хотя некоторые поговаривают, что на руках у девушки фретка или домашний хорек, а не  горностай. Но это тоже представитель куньих. Изображение горностая есть на почтовых марках Беларуси и других стран.

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Какое животное вас больше всего впечатлило? Каждый вид по-своему уникален и обладает только ему присущими особенностями. Жаль, что многие животные находятся на грани исчезновения, и отчасти это происходит от рук человека. Расскажите своим друзьям и близким, что только от человека зависит, каким будет мир в будущем. Давайте будем ценить, беречь и охранять уникальную природу нашей родной Беларуси. Жизнь в гармонии с природой – необходимое условие для устойчивого будущего человека и планеты в целом. А сейчас давайте в группах составим про горностая и сизоворонку синквейны. Звучит музыка «В мире животных». Дети работают в группах по 4 человека, в завершение зачитывают свои синквейны.

ГОРНОСТАЙ

проворный, отважный

охотится, преследует, выслеживает

Горностай занесен в Красную книгу Республики Беларусь.

хищник

СИЗОВОРОНКА

необычная, яркая

выслеживает, охотится, атакует

Сизоворонка уничтожает вредных насекомых.

санитар

(Слайды 37-38) Учитель заканчивает мероприятие, читая стихотворение Н. Красильникова «Путь в лесу».   Я на кусте у родника

Не тронул сети паука,

Я поглазел на муравьев:

У них домище – будь здоров!

Я долго по лесу шагал

И никого не напугал,

Нигде воды не намутил…

В лесу я просто погостил!

 

Список использованных источников

Презентация к мероприятию https://clck.ru/oBDDo

 

 

Статья «Проблемы сизоворонки в Беларуси» https://clck.ru/oAJNM



 

 

Места обитания сизоворонки https://clck.ru/oA7Fx

Пение сизоворонки https://clck.ru/TKCbb

Фауна Беларуси. Горностай https://clck.ru/oAVvq

Питание горностая https://clck.ru/oAE6m

 

  

 

 

Приложение

перейти по ссылке

 

поделиться в:
Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов