Гаврильчик Дмитрий Эдуардович, учитель физической культуры и здоровья ГУО «Средняя школа № 12 г.Слуцка» |
Тема: «Передвижение на лыжах»
Цель урока:
Сформировать у учащихся интерес к занятиям по передвижению на лыжах
Задачи урока:
- Разучить технику попеременный двухшажный ход.
- Закрепить технику подъёмов «лесенкой» и «ёлочкой».
- Развивать координационных способностей.
- Формировать интерес к лыжным гонкам.
Класс: 4 «В»
Время проведения: 45мин.
Место проведения: стадион ГУО «Средняя школа №12 г. Слуцка»
Дата проведения: 19.01.2024
Инвентарь: лыжи, конусы, свисток, секундомер.
Содержание учебного материала
|
Дозиров-ка |
Организационно-методические указания |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: |
10-12 мин |
|
1.Построение, сообщение задач урока |
1′ |
По команде «Равняйсь!» лыжи прижимаются к плечу, голова поворачивается направо по команде «Смирно!», верхние концы лыж слегка подаются вперед. Напоминать о правилах безопасного поведения. Узнать о самочувствие учащихся.
|
2.Вопросы на лыжную тематику |
1′ |
Целеполагание. Загадки (мультфильмы), название зимних видов спорта. Выход на тему и задачи урока |
3. Пройти на лыжах разминочный круг |
1 круг |
Дистанция даётся дифференцированно (в зависимости от физической подготовки) |
4.ОРУ с лыжными палками |
5′ |
Применяются подготовительные и подводящие упражнения для дальнейшего изучения технических элементов
|
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: |
28-30 мин |
|
1.Повторить повороты на месте вокруг пяток и носков
|
1′ |
Переносимую лыжу от снега не отрывать, лыжи не перекрещивать, движения выполнять свободно, без напряжения, на согнутых ногах. |
2.Демонстрация лыжных ходов учителем |
2′ |
Учащиеся отвечаю на вопросы.
|
5. Передвижение и перестроение к лыжне |
1′ |
Напоминать о правилах безопасного поведения.
|
Разучить технику попеременно двухшажного хода.
-имитация попеременного двушшажного хода; -передвижение скользящим шагом; -передвижение без лыжных палок;
-передвижение попеременным двухшажным ходом по дистанции,
|
1′ 40м 40м
40м
|
Показ на разных скоростях, объяснение техники Приложение №1 Учащиеся выполняют упражнения каждый по своей лыжне (лыжни находятся в интервале 2м параллельно друг от друга). Дойдя до конуса учащееся выполняют поворот перешагиванием на месте или в движении.
Скользя на двух лыжах, ученик поочередно выносит палку рукой вперед, ставит ее на снег под углом кольцом назад и, нажимая на нее движением туловища и руки, заканчивает отталкивание. После выполнения этого движения одной рукой выполняется то же самое другой.
Обратить внимание на ошибки учащихся |
Закрепить технику подъёма «лесенкой».
-ходьба приставными шагами с подниманием лыж без палок и с палками.
Закрепить технику подъёма и «ёлочкой». - передвижение на равнине «ёлочкой» без палок и с палками.
|
20м
20м |
- показ рассказ техники подъёма «лесенкой»;
Применяется для преодоления очень крутых склонов. Ученик стоит боком к склону. Лыжи располагаются поперек склона так, чтобы верхняя часть (по подъему) лыжа была на наружном, а нижняя - на внутреннем ребре. Палки переставляются поочередно. Опора на обе палки. Ошибки: недостаточный наклон голени к склону, что ведет к неполному кантованию лыж с последующим их проскальзыванием; постановка палок далеко от лыж; слишком мелкие шаги. Объяснение начинать с показа и объяснения на пологом склоне, обращая внимание на постановку ближайшей к склону лыжи на ребро и жесткую постановку палок.
-показ рассказ техники подъёма «ёлочкой»; Подъем "елочкой" применяется на довольно крутых склонах (до 35°), когда школьники не в состоянии преодолеть подъем ступающим шагом. Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивают сцепление их со снегом и предотвращают скатывание. Название этого способа происходит от следа на снегу, который оставляет лыжник, и напоминает ветви елочки. Лыжник, преодолевая подъем этим способом, также передвигается ступающим шагом с разведением носков лыж и постановкой их на ребро. Важное значение при этом способе подъема имеет опора на палки, которые ставятся сзади лыж. С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед. При передвижении этим способом могут быть различные варианты работы рук: одновременно с лыжей выносится одноименная или противоположная (разноименная) палка. |
11.Эстафеты: -пройти одновременно попеременным двухшажным ходом до конуса и обратно; -пройти дистанцию приставным шагом (имитируя подъём «лесенкой») до конуса и обратно; - пройти дистанцию, имитируя подъём «ёлочкой» до конуса и обратно. |
7′ |
Перестроение на 4 команды Напомнить о правилах безопасного поведения.
|
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: |
5 мин |
|
1.С помощью воды, окрашенной гуашью нарисовать олимпийские кольца |
3′ |
С учащимися вспомнить какие цвета относятся к какому континенту |
2.Рефлексия |
1′ |
Смайлы настроения |
3.Подведение итогов, словесное оценивание |
1′ |
Переход в школу, сдача инвентаря |
Приложение
Анализ техники:
1.Начало первой фазы свободного скольжения. Закончен толчок правой ногой, лыжа отрывается от снега. Лыжник переходит к одноопорному скольжению на левой лыже, голень левой ноги в момент окончания толчка правой и начала скольжения находится в вертикальном положении. Толчок направлен по прямой линии - туловище и правая нога. Правая рука выносит палку вперед.
2-3. Скольжение на левой лыже, правая нога расслаблена и движется назад-вверх, немного сгибаясь в коленном суставе. Голень опорной ноги по прежнему вертикальна. Правая рука продолжает вынос палки, левая расслаблена и немного отбрасывается по инерции назад. Угол наклона туловища не меняется.
4-6. Продолжается одноопорное скольжение на левой. После отталкивания правой ногой опорная левая слегка выпрямляется, начинается движение туловища «на взлет». Правая нога слегка согнута в коленном суставе, расслаблена и находится в крайнем заднем положении, что создает хорошие условия для последующего махового выноса ее вперед, Правая рука выводит нижний конец палки вперед, а левая, расслабленная, находится в крайнем заднем положении.
7-8. Свободное скольжение закончено, начало махового выноса правой ноги вперед. Правая палка ставится на снег, а левая выноситься вперед. Начало толчка почти выпрямленной правой рукой. Палка находится под углом - это позволяет сразу начать эффективное отталкивание. Продолжаются вынос левой палки вперед, выпрямление опорной ноги в коленном суставе и маховый вынос правой ноги вперед.
9-13. Скольжение с опорой на палку. В первой фазе отталкивается правая рука, сгибаясь в локтевом суставе, усиливает толчок, левая энергично выносится вперед. Несмотря на выпрямление опорной ноги, вследствие сильного нажима правой рукой на палку давление на опорную лыжу не увеличивается, а может даже уменьшаться, что способствует поддержанию скорости. Начинается наклон туловища вперед.
14. Момент окончания скольжения с выпрямлением ноги. Опорная нога почти полностью выпрямляется, маховая приближается к ней, а лыжа опускается на снег. Создается жесткая опора: система «рука - туловище - опорная нога». С целью преду- 11 преждения раннего переката таз вперед не выводится. Туловище максимально наклонено вперед. Уменьшается угол отталкивания правой рукой, что значительно увеличивает горизонтальную составляющую силу толчка, продолжается вынос вперед левой палки.
15-16. Правая нога поравнялась с левой, началось отталкивание с разгибанием в тазобедренном суставе. Уменьшается угол сгибания ноги в колене - момент подседания. Правая рука продолжает отталкивание (и это время усилие на палку максимальное), левая энергичным движением выносится вперед. Так выводится вперед и одновременно начинается постепенная загрузка маховой ноги.
17-18. Продолжается отталкивание левой ногой с выпрямлением в коленном суставе и загрузка маховой ноги. Правая рука заканчивает толчок, а левая вынесена вперед. Продолжается толчок левой ногой. Правая рука после окончания толчка, расслабленная по инерции, отбрасывается назад.
19-20. Закончен толчок ногой, его направление по линии голень - бедро- туловище вызывает движение тела вперед-назад и сохранение скорости движения в фазе одноопорного скольжения. Окончена половина цикла. Во второй его части все движения рук и ног повторяются в такой же последовательности, и заканчивается весь цикл хода.