Роль цифровых образовательных ресурсов в процессе организации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка

Воронкова Алеся Владимировна,

учитель немецкого языка ГУО «Средняя школа №8 г.Слуцка»

 

В настоящее время информационные технологии играют важную роль в жизни современного общества. Современные электронные образовательные ресурсы, применяемые в образовательном процессе, открывают совершенно новые варианты обучения, являются одним из инструментов обновления и модернизации школьного образования. Информационная компетентность учащихся необходима для качественного освоения всех учебных предметов.

Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство. Роль координатора этого информационного потока – одна из основных ролей современного учителя. Кроме того, профессиональный стандарт педагога включает в себя такое понятие как профессиональная ИКТ-компетентность педагога, (т.е. «квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо»).

Интерактивный тренажёр – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес, способствует повышению мотивации к обучению иностранного языка.

Использование интерактивных тренажёров не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя. Компьютер может использоваться на всех этапах формирования универсальных учебных действий. При этом для учащихся персональный компьютер выполняет различные функции: источника информации, учителя, рабочего инструмента, наглядного пособия, тренажёра, игровой среды, средства диагностики и контроля. В современном образовании система тестирования стала важным направлением модернизации контрольно-оценочного процесса и повышения качества обучения школьников. Тренажёры – методика оценки знаний, умений и навыков учащихся и их целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения тестовых заданий.

Авторские интерактивные тренажёры можно использовать на разных этапах урока для фронтальной или индивидуальной работы учащихся, для самостоятельной работы вне урока (домашнее задание), для ликвидации пробелов в обучении в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся [1].

Использование интерактивных тренажёров помогает решать следующие задачи:

- образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости;

- воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Самостоятельная работа с тренажёрами повышает активность учащихся в процессе обучения предмету, позволяет работать в комфортном темпе.

Лицензионных современных электронных образовательных ресурсов разработано мало, поэтому актуальным становится создание авторских интерактивных тренажёров по разным темам, с учётом индивидуальных особенностей учеников.

Например, «Hot Potatoes» – инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в данной области.

С помощью программы можно создать 10 типов упражнений на различных языках по разным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.

Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования ученикам необходим только веб-браузер, поэтому ученикам не нужна программа Hot Potatoes: она требуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений.

Программа широко используется во всем мире для создания заданий для изучения любых дисциплин.

В своей педагогической деятельности я отдала предпочтение https://learningapps.org/ , которое является приложением Web 1.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступными. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно, интерактивность. Здесь представлено более 14 различных интерактивных упражнений, 4 из них в форме игры. Преподаватель на сервисе может создать два класса для работы с учениками и создания приложений.

А ещё задания, созданные в Learningapps.org, можно продуктивно использовать при организации дистанционного обучения в рамках платформы MOODLE. Задания в Learningapps.org. – эффективное средство повышения у учащихся мотивации к обучению.

Условно все разновидности интерактивных модулей, доступные на данном сайте, можно разделить на шаблоны и инструменты. Шаблоны предназначены для разработки упражнений и игр. Они предполагают наличие заданий, условий выполнения правильных ответов и чётко определённых действий со стороны ученика.

Шаблоны сгруппированы по структурно-функциональному признаку:

- Selection – упражнения на выбор правильных ответов;

- Assignment – задания на установление соответствия;

- Sequence – на определение правильной последовательности;

- Filling– упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах;

- Online-games – упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками.

По данным шаблонам возможно создать любой интерактивный модуль. Вся информация для модулей подбирается самостоятельно. Таким образом, вы можете создать любой модуль по интересующей вас теме.

Опросы
Нет доступных опросов Результаты опросов