![]() |
Ракович Екатерина Александровна, учитель химии и биологии, ГУО «Великосливская базовая школа»
|
Цель – расширить представление детей о рациональном использовании времени; формировать положительное нравственное отношение к таким качествам характера, как обязательность, организованность, собранность, побуждать к планированию своего времени, к упорядочению нагрузок, к выполнению режима дня.
Задачи:
- актуализировать знания о понятии «время»;
- изучить индивидуальные особенности: умение ощущать течение времени;
- создавать и поддерживать эмоционально благоприятный климат в классе во время занятия.
Описание группы учащихся – учащиеся 7-11 классов.
Необходимые ресурсы – фломастеры, бумага формата А4 по количеству участников, доска, изображение часов.
Ход работы
- Чтобы узнать цену одного ГОДА, спроси студента, который подошел к последним экзаменам.
- Чтобы узнать цену одного МЕСЯЦА, спроси мать, которая родила ребенка слишком рано.
- Чтобы узнать цену одной НЕДЕЛИ, спроси издателя еженедельного журнала.
- Чтобы узнать цену одного ЧАСА, спроси влюбленных, ожидающих встречи.
- Чтобы узнать цену одной МИНУТЫ, спроси кого-то, кто опоздал на поезд, самолет или автобус.
- Чтобы узнать цену одной СЕКУНДЫ, спроси того, кто пережил несчастный случай.
- Чтобы узнать цену одной МИЛЛИСЕКУНДЫ, спроси того, кто на Олимпийский Играх получил Серебряную медаль.
– Очень часто от вас можно услышать «мне некогда», «у меня, кроме ваших предметов, есть другие», «я был занят» и много подобного. Но так ли вы загружены, как говорите, много ли вы успеваете сделать действительно дельного? Постарайтесь отнестись к моим словам по-взрослому. Постарайтесь сейчас записать режим своего вчерашнего дня. Поставьте напротив бесполезных или малополезных занятий галочки. Учтите, что спать человеку положено 8-9 часов в сутки. Ещё раз прошу серьёзнее отнестись к данной работе.
–А теперь сделайте выводы: всё ли вы сделали за день, что хотели или что надо было сделать? Всё ли так полезно и необходимо для вас? И вообще, вы планировали свой день?
–Давайте проверим, насколько у каждого из вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды „начали" уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак, начали.
(На доске рисуем шкалу времени. Т.е. прямую линию, с отмеченными на ней временными интервалами –20 сек, –15 сек, –10 сек, –5 сек, 0, 5 сек, 10 сек, 15 сек, 20с ек. Когда остается 20 секунд, начинаете отмерять указкой это время на Вашей шкале. Т.е. участники, открывшие глаза, в тот момент, когда, по их мнению, закончилась минута, наглядно видят на сколько секунд они ошиблись, в "–" или "+", т.е. как работают их внутренние часы)
- люди, чьи внутренние часы сильно спешат. Их интересы устремлены вперед в будущее (они живут «там и потом»);
- люди, чьи внутренние часы отстают. Их интересы обращены в прошлое (они живут «там и тогда»);
- люди, чьи внутренние часы идут точно. Их жизнь зафиксирована только на настоящем (только «здесь и сейчас»);
- люди, чьи внутренние часы немного убегают вперед. Их интересы связаны с настоящим, которое является частью будущего («мое завтра начинается сегодня»).
–Для того, чтобы расширить представление о рациональном использовании времени, хочу вам предложить несколько советов:
- При составлении плана на день оставить 40 % времени свободным, то есть 60 % времени отвести на плановые работы, 20 — на непредвиденные, 20 % — на спонтанно возникающие.
- Необходимо постоянно фиксировать затраченное время. При этом следует указывать, как и на какие нужды оно было затрачено.
- Правило 6 «П» гласит: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели.
- Планируйте от большего к меньшему, от долгосрочного к краткосрочному, от целей жизни до плана на день.
- При планировании дня и рабочего времени учитывайте Ваш хронотип («сова», «жаворонок», «голубь») и особенности темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).
- Маленькие дела на 3 минуты необходимо делать сразу. Дела, на выполнение которых нужно больше, чем 3 минуты, нужно сделать в ближайшее время.
–По мнению латышского поэта Яна Райниса, «время – это самое дешёвое и вместе с тем самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря ему - времени – мы получаем всё». А умеете ли вы разумно распоряжаться временем, мы это выяснили в начале классного часа. Но чтобы развеять все сомнения, я предлагаю вам самих себя протестировать. Предлагаю вам ряд вопросов:
1.В конце месяца вам нужно сделать доклад. Когда вы за него приметесь?
А) в первых же числах,
Б) как только появится свободный денёк,
В) напишете что-нибудь в последний момент,
Г) попросите перенести доклад «хотя бы на недельку».
- Вы опаздываете на первый урок…
А) соберётесь за пять минут – и бегом на занятия,
Б) пойдёте ко второму уроку,
В) решите, что это судьба, и повернётесь на другой бок,
Г) вы никогда не опаздываете на занятия.
- Приятель просит помочь ему, но у вас самих не столь успешно идут дела по этому предмету. Вы…
А) так ему и скажете,
Б) посоветуете, к кому обратиться,
В) попробуете разобраться в предмете, чтобы потом ему всё растолковать,
Г) вместе с ним займётесь изготовлением шпаргалок.
- У вас нет времени выучить уроки. Вы…
А) просмотрите материал на перемене,
Б) прогуляете урок,
В) авось не спросят,
Г) досидите до часа ночи, но выучите!
- Если вы не поймёте домашнее задание, то…
А) попросите преподавателя его разъяснить,
Б) попробуете разобраться самостоятельно,
В) не выполните его,
Г) обратитесь за помощью к приятелю.
Таблица для подсчёта очков
№ вопроса |
а |
б |
в |
г |
1 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
4 |
3 |
1 |
2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
1 |
2 |
4 |
5 |
3 |
4 |
1 |
2 |
Итоги:
От 17 до 20 очков: Часто вы или по невнимательности, или от чрезмерного усердия выполняете много совершенно ненужной работы, а потом удивляетесь, почему у вас не остаётся ни одной свободной минутки. Научитесь выбирать, что для вас действительно важно. При такой нагрузке даже у машины, в конце концов, все провода перегорят.
От 13 до 16 очков: Вы умете рационально подходить к задачам, которые стоят перед вами, и правильно распределяете своё время. Ваш распорядок дня нельзя назвать строгим, но обычно вы успеваете сделать всё, что нужно, и полноценно отдохнуть. Так держать!
От 9 до 12 очков: Вы всё делаете в последний момент, и в результате ничего не успеваете. Если причина кроется в лени, то поймите, что не столько упрощаете, сколько осложняете себе жизнь. Если вы просто забывчивы, составьте план действий на весь месяц и периодически в него заглядывайте.
От 5 до 8 очков: Вы предпочитаете вообще не заниматься своими учебными делами: пусть всё как-нибудь улаживается при минимальном участии с вашей стороны. Возможно, это потому, что ваши интересы не имеют с учёбой ничего общего, и вы не хотите лишний раз даже думать о ней, а своё драгоценное время тратите на что-нибудь более увлекательное. Но если это ваш жизненный принцип, учтите: проблемы очень редко решаются сами собой, и водин прекрасный день они, как в ужастике, могут выпрыгнуть из-за угла и навалиться на вас всем скопом.
–Куда же девается наше быстротекущее время? Сенека утверждал, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо. Много воды утекло с тех пор, как был сделан этот беспристрастный вывод. Что же изменилось за прошедшее время? Ничего. Как известно, статистика знает всё, в том числе на что расходуется наше время. Подсчитано, что в течение средней продолжительности жизни человек 1/3 времени спит, 1/12 – ест, 1/12 - едет в транспорте, 1/20 – читает развлекательную литературу, 1/18 – смотрит телевизор, 1/15 – почёсывается, зевает, переходит с места на место, думает, чтобы поделать, и так далее. Получается, что примерно 2/3 жизни статистического человека проходит в «околополезном» времяпрепровождении. Подросток в течение суток выделяет примерно лишь 1 – 1,5 часа на занятия чем-либо, прямо необходимым в его будущей жизни.
–Ребята, послушайте, сердце стучит. Стучит как часы, отстукивая секунды, минуты, годы нашей жизни. Время – это сама жизнь. Научитесь любить свое время, и вы научитесь любить саму жизнь. Научитесь распоряжаться временем - получите успешную саморганизованную жизнь! Сделайте время своим другом! Время- жизнь!
Рефлексия.Синквейн.